Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Источники. Доктор Бенджамин Спок: история гуманиста, воспитателя и революционера

Оригинал взят у alopatin в Источники. Доктор Бенджамин Спок: история гуманиста, воспитателя и революционера

452fcb0beea57ecdd701732401e15e5c.jpg

2 мая 1903 года родился педиатр, психолог-гуманист и педагог, Бенджамин Спок, книги и идеи которого о воспитании детей повлияли на несколько поколений. «Уважайте детей, они ведь люди и тоже достойны уважения», — этот призыв подхватили миллионы людей.

Бенджамин Спок был первым педиатром, который использовал психоанализ, чтобы понять нужды детей и описать правильный подход к их воспитанию. В 1946 году он издал культовую книгу «Ребёнок и уход за ним», которая до сих пор является одним из крупнейших бестселлеров в истории США.

Спок удивил общественность своим революционным призывом к родителям, утверждая: «Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». До него воспитание ребёнка базировалось на принципах строгости и выработке дисциплины.

Личная история

Будущий врач родился 2 мая 1903 года в семье юриста. Отец был не особо общителен, а мать растила детей в строгости — за любую провинность она могла отправить в угол и никогда не жалела. После школы Спок поступил в Йельский университет на факультет английской филологии и литературы. Но позже он перешёл на медицинский факультет Йеля, а потом перевёлся в Колумбийский университет, откуда в 1929 году вышел дипломированным педиатром.

В 1928 году Спок женился на Джейн Чейни, после чего семейная жизнь его протекала спокойно в окружении двух сыновей и супруги.

Бенджамин работал детским врачом в поликлинике, после чего открыл частную педиатрическую практику, которой занимался 11 лет.

В результате работы Спок пришёл к выводу, что большинство родительских жалоб на здоровье ребёнка связано не с медицинскими проблемами, а скорее, с психологическими: сосанием пальца, беспокойным сном, истериками, отказом от еды, трудностями с приучением к горшку. Интерес к этим проблемам подтолкнул доктора к изучению детской психологии, под влиянием идей 3игмунда Фрейда он прошёл курс дидактического анализа.

Идеи врача базировались на том, что решение детских проблем следует начинать с родительских трудностей.

«Ребёнок и уход за ним»

В 1946 году книга Бенджамина Спока «Ребёнок и уход за ним» всколыхнула общественность. Тираж книги не должен был превысить 10 тысяч экземпляров, но только за первый год было продано 750 тысяч экземпляров, а позже книга была переведена на 42 языка.
В своей книге Спок утверждал, что самое главное для ребёнка — это не строгий режим, тщательный «почасовой» уход и воспитание по канонам, а родительская любовь. Педиатр считал, что если уберегать ребёнка от разочарований, создавать вокруг него положительный микроклимат, то он вырастет свободным, спокойным и уверенным.

Книга «Ребёнок и уход за ним» буквально сокрушила традиционную систему воспитания, доктора Спока пригласили работать сначала как консультанта по детской психиатрии, потом в Миннесотском университете он стал адъюнкт-профессором, около 4 лет он был руководителем отделением детской психиатрии в Питтсбургском университете.

Смена взглядов

Довольно скоро Спок обнаружил, что из-за его книги родители впали в крайность, поняли его постулаты слишком буквально, в результате детям предоставляли полную свободу.

До 40 миллионов детей, рождённых в 1950–1960-е годы, воспитывались «по Споку». Позже врача обвиняли в том, что именно он повинен в создании поколения длинноволосых хиппи, выросших в атмосфере вседозволенности.

Во втором, переработанном издании своей книги (1957 год) Спок сделал упор на родительский авторитет в воспитании, а в третьем акцентировал внимание на дисциплине и разумных рамках поведения, которые для ребёнка должны установить родители.

888282b51e64776c3571d302cd267dd9.jpg

Разоблачение

До сих пор удивителен тот факт, что выросший, по собственным словам, в страхе перед родителями, а потом — и вообще перед всеми, Бенджамин Спок в своих книгах предложил миллионам родителей способ воспитания детей, прямо противоположный тому, придерживаясь которого, воспитывали его самого. Его часто упрекали в резкой смене взглядов, хотя сам он утверждал, что никогда не отказывался от принципов гуманизма и любви к детям.

Поздние события привели чуть ли не к разоблачению «системы доктора Спока». Развод с женой, новый брак, признания сыновей, да и самого педиатра сыграли не лучшую роль в карьере доктора. Однажды он вспомнил, что «никогда не целовал их [сыновей], когда они были маленькими».

В СССР книга Спока была впервые опубликована в 1956 году и тоже произвела настоящую революцию, ведь советская медицина и педиатрия стояли на трёх китах: дисциплина, стерильность, режим.

Спок скончался 15 марта 1998 года в возрасте 94 лет. В истории он остался как известный всему миру врач-педиатр, общественный деятель, пацифист и активный участник антивоенного движения в США, автор 13 книг, олимпийский чемпион по академической гребле, а также человек, который баллотировался на пост президента США в 1972 году.

Комментарий эксперта

Анна Хныкина, психолог, руководитель психологического центра «СоДействие»:

– Идеи доктора Спока, безусловно, актуальны и по сей день. Основная идея, которую он открыл для нашего общества: мать должна уметь чувствовать и слышать своего ребёнка, так как у них есть связь. Более того, мать может думать и принимать решения самостоятельно. Важной и новой идеей в момент выхода первой его книги в СССР было, что пол родителя не так уж и важен. Это доктор Спок принёс нам идею о том, что для ребёнка одинаково важны и мать, и отец, и в это же время речь идёт именно о любви, а не о строгости и соблюдении правил.

При этом нет смысла взвешивать своё чадо каждый день, а термометр для купания можно выбросить — достаточно пробовать температуру воды локтем.

Основные спорные моменты в том, что ребёнок — это просто человек, ему не нужно ничего особенного, кроме того же самого, что нужно и нам, взрослым, каждый день нашей жизни. Может быть, ему нужно лишь чуть больше внимания. И вообще, воспитание — это не рутина, а больше любовь и удовольствие. Но проблема в том, что многими эти принципы воспитания трактуются как мысль «правила не нужны». Это совсем не так, и эта путаница — самый главный «минус» книг Бенджамина Спока.

Второй момент — это грудное вскармливание. Эта тема стала «красной тряпкой» доктора Спока. Снимая тревогу у матерей с проблемами в этой области, он вызвал у некоторых читателей ощущение, что «грудью можно вообще не кормить».

Ещё один постулат, что педиатр не единственный и основной авторитет, а вслед за ним и учитель, кстати, тоже довольно спорные и неоднозначные.
В то же самое время он перегибает с бихевиорально-когнитивным подходом в грудном возрасте. «Если вашему ребёнку уже месяц, и он просит ночного молока, я бы не спешил к нему подходить», — в этой фразе самое главное заблуждение доктора. Он считает, что, удовлетворяя элементарные потребности ребёнка, его можно избаловать. Это отчасти связано с тем, что в 40-е годы в Америке считалось, что от кормления «не по часам» могут развиться заболевания желудка. Сегодня говорят, что это заблуждение.

В то же время читающие родители находят «минусом» системы воспитания Спока вседозволенность и бессистемность. Дело всё в том, что исключительная строгость и жёсткая дисциплина в жизни ребёнка — это проявления насилия к нему. Вот вам простой пример: все околомедицинские процедуры (осмотры, клизмы, измерения, уколы) воспринимаются психикой ребёнка как насилие. Но мы же не можем полностью оградить ребёнка от врачей и всего, что с ними связано. Как-то смягчаем всё это и продолжаем делать. Важноа уметь сочетать мягкость и дисциплину, воспитывать у ребёнка чувство внутренних и внешних личностных границ и достоинство. Как найти баланс между любовью и строгостью? Об этом говорит множество теорий воспитания, существующих сегодня.

Но самое важное, в чём доктор Спок когда-то был пионером для нас: воспитание ребёнка — это, прежде всего, внимание к нему и тесный контакт с ним. Всё остальное — после. Никакие строгие меры, никакая золотая дисциплина не принесут ничего хорошего, если ребёнку не с кем поговорить о своих фантазиях.


P.S. Об этой статье и, возможно, о новом формате для некоторых статей.
Иногда, я в интернете нахожу неплохой материал, который интересно было бы прочитать. Чтобы вести с моими читателями откровенный диалог, данный материал будет мной публиковаться в том виде, в каком он был найден, без исправлений и без попыток выдать рассмотренную тему за мою идею. Я не буду исправлять и пересказывать своими словами этот материал, я просто представлю его на ваше рассмотрение. Заголовки, к таким статьям, будут дополняться словом "Источники."

Источник: Доктор Бенджамин Спок: история гуманиста, воспитателя и революционера



Tags: педагогика
Subscribe
promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments