Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

О способах оценки китайской философии

confucius3Оригинал взят у kosarex в О способах оценки китайской философии

У нас нет иного способа понять себя, кроме как сравнения себя с другими. Всякое самокопание не имеет смысла, если оно не помогает сравнению себя с иными людьми, обществами, знаниями. В этом смысле призыв к самокопанию сплошь и рядом является ловушкой - чем глубже копаешь, тем важнее сравнение, иначе самокопание вырождается в бессмысленную трату сил. В идее, что человек существо общественное, скрыт очень большой смысл. Без сравнения нет полноценного диалога, вы просто не понимаете, с кем говорите. Без сравнения нет превращения человека в человека. Недаром реальные Маугли без должных объектов для сравнения вырастают в звериной семье дебилами. Недаром слово деревенщина давно стало нарицательным - человек вырос без должного разнообразия объектов и субъектов для сравнения и понимания, он может быть хорошим или плохим, но ему нужен новый опыт.

Отсюда вытекает много простых истин - нельзя просто считать деньги у себя в кармане, надо научиться считать деньги у соседей в кармане. Нельзя просто восхищаться спортсменом или интеллектуалом, надо сравнить его с другими. Нельзя просто хвалить или хаять родину и правительство, надо сравнивать страны и способы их управления, народы и т.д. Точно также мы не можем понять китайскую философию без сравнения с философиями иных стран и народов. Причем специалист обязан понимать такие вещи по умолчанию. Простой читатель должен иметь возможность получить соответствующее сравнение или сравнить сам.

Вот тут мы оказываемся в области традиционных запретов, а искушение очень сладкое и полезное, как запретное чтение стихов. Берем один стих "негра" Пушкина и читаем, затем стих Бродского и читаем, снова Пушкина стишок, снова Бродского. Вот тут мы начинаем видеть нечто такое, что ломает наши привычные оценки - гений, умник, неподражаем. Правда, сравнение это работа, а от работы бывает тягостно и противно. Тем не менее, в какой-то момент начинаешь понимать, что Бродский не писал как Пушкин не от того, что не хотел, а от того, что не мог. Это Пушкин не писал как Бродский от того, что не хотел. Точно также после Конфуция хорошо почитать Платона, потом Конфуция, потом Аристотеля. Ощущения будут весьма специфическими, но зато мы лучше поймем шок образованных китайцев после знакомства с западной культурой. А, если вам мало, попробуйте чередовать чтения православных мудрецов с западной философией. Сравните отсталых Канта и Гегеля с прогрессивным Бердяевым.

Обычно такие вещи называют ударом ниже пояса. Но ведь вы никого на самом деле не бьете, вы просто сравниваете и лучше понимаете место тех или иных творений в мировой культуре. Давайте признаем, если вы считаете ударом ниже пояса сочетать просмотр работ Врубеля с работами Шилова, вы кому-то подыгрываете и от кого-то находитесь в зависимости. Например, подсознательно боитесь, что творчество Врубеля выглядит слишком блекло на фоне гения Шилова. Сравнение выглядит как издевка? Так признайтесь, что боязнь сравнения это подсознательная боязнь войти в конфликт с той или иной разновидностью Шиловых или Глазуновых. Когда вы не сравниваете Конфуция с Платоном и другими древнегреческими философами, вы только показываете, что вы подсознательно боитесь внутреннего конфликта с китайцами. Когда вы не сравниваете Библию с Кораном или Бхагават Гитой, вы подсознательно боитесь иудеев.

С этой точки зрения китайская философия, безусловно, не столь обильна как западная. Обильны китайские комментарии к китайской философии, но они недаром не стали бестселлерами. В китайской философии важны её самодостаточность и наличие базовых идей, которые необходимы для самодостаточности. Ничуть не менее важно, что западная философия охватывает разные культуры - греческая, древнеримская, немецкая, английская, французская и т.д. Китайская философия конкурировала сама с собой. Даже появление буддизма не смогла серьезно создать философскую конкуренцию. Но всё познается в сравнении. Япония или Вьетнам это не философские страны. Россия под влиянием православия сама себе отказала в приобщении к ряду трудов общеевропейской философии. Древнегреческую философию изучали, древнеримской брезговали. Арабы ничего равного не создали, кроме как записей в справочниках. Много красивых слов о значимости тех или иных философов, а на деле их не читают. Зато Лаоцзы или Конфуция читают. История про сон Чжуанцзы, когда он вообразил себя бабочкой, стала частью мировой культуры. Короче, их читают, а это уже важно.

Однако, скромное место китайской философии на фоне общеевропейской, будет выглядить несколько иначе, если мы к критерию оценки и сравнению с иными философиями, попытаемся рассматривать китайскую философию как часть общей мощи китайской культуры. Вот тут-то роль китайской философии в мировом масштабе значительно возрастет. (окончание следует)

Tags: философия
Subscribe

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments