Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Растаманы

Оригинал взят у bolivar_s в Растаманы.

Растаманы — История возникновения, субкультура растаманы






Растаманы или раста – поклонники растафаринства – учения, смешавшего христианство, элементы язычества и ямайскую музыку регги. Растафарианство представляет собой монотеистическую авраамическую религию, возникшую в 1930-х годах на Ямайке среди чернокожего населения. Она основана на любви к ближнему и отказе от западного общества, называемого растаманами метафорическим Вавилоном. Первоначальной родиной провозглашается Африка или Зион. Основная идея этой религии состоит в возвращении эфиопов на свою родину Зион. Растафаринство как религия является афрохристианским культом, в основе которого лежит оригинально интерпретированная Библия. Все святые ключевые фигуры в ней – чернокожие, а сама Библия переписана. Растаманы выделились в отдельную субкультуру, которая базируется на собственной системе ценностей, имеет свой характерный только ей язык, а также манеру поведения, стиль одежды и другие аспекты. В ее основе лежат древние синкретические культы Африки и стран Карибского бассейна. Она замешана на тесном сплетении мистических представлений африканских племен, элементах иудаизма, «черного» ислама и христианства, а также традиции курения марихуаны для просветления, а не для удовольствия.
3996097_18305 (240x240, 85Kb)3996097_Rastaman_2 (406x600, 80Kb)
Раста смогла единственной из подобных ей афрохристианских сект выделиться в субкультуру, всемирную моду, своеобразный поп-феномен, затронувший миллионы людей. Сегодня это движение распространилось практически по всему миру и объединило многочисленные группировки, которые до такой степени неоднородны, что определить чего там больше – политики или религии – довольно трудно. Хотя для самих растаманов растафарианство не является ни религией, ни философией, ни организацией, а «тотальностью всего жизненного опыта» и активной попыткой воплощения в жизнь воли Бога - Джа.







ИСТОКИ

Остров Ямайка является колыбелью субкультуры растаманов. В 1494 г. его открыл Колумб. Изначально там проживали индейцы араваки. За время испанской колонизации коренное население было истреблено. Со временем испанцы были изгнаны англичанами и в 18-ом веке Ямайка стала крупным перевалочным пунктом работорговли и невольничим рынком. Отсюда рабы из Африки перепродавались в Южную и Северную Америку, а тех кого оставили на острове использовали как рабочую силу на местных плантациях сахарного тростника. В течение сотен лет на Ямайке оседала африканская культура. В начале XX века там существовала целая гремучая смесь разных африканских сект, названия которых и не выговорить.

В 1927 году властями США на свой родной остров был выслан Маркус Гарви, ставший всемирно известным основателем движения, выступающего за репатриацию афроамериканцев. Будучи «временным президентом Африки» Гарви проживал на Ямайке до 1935 года и выступал с пламенными речами и религиозными воззваниями в парках Кингстона. По рукам ходили сочинения Гарви. Все это вошло в городской фольклор Ямайки. На основе его учений расты проповедуют наряду с религиозными вопросами различные политические и социальные афроцентрические учения. Основная идея его проповедей стала религиозным аспектом веры растаманов и заключалась в следующем утверждении: в библейские времена Бог Джа (Иегова) отдал чернокожих в рабство европейцам, колонизировавшим Африканский континент. При этом потомкам чернокожих африканцев придется по-прежнему терпеть угнетение сынов Вавилона, то есть всего «белого» мира в ожидании Великого Исхода. Когда он наступит за ними придет Джа и отведет их в Эфиопию, которая считается «землей обетованной» всех чернокожих.

Маркус Мосайя Гарви утверждал, что Иисус Христос был черным и пророчил пришествие великого царя из Африки – потомка Царицы Савской и Царя Соломона, который станет избавителем черной расы от ига Вавилона. Он предсказывал, что именно в Эфиопии скоро появится чернокожий король и тогда для этнических африканцев начнется эра благоденствия. Многие верующие посчитали, что его пророчество сбылось, когда буквально в кратчайшие сроки принц Рас Тафари Маконен в результате вооруженного переворота захватил власть и 2 ноября 1930 года короновал себя императором Эфиопии Хайле Селассие I. Именно таким образом и возникло растафарианство, а название растафари произошло от имени принца. Расты уверены, что Хайле Селассие I воплощает на Земле живого Бога Джа, библейского Льва из колена Иудина, а Эфиопия для них является тем же, что и Иерусалим для евреев.

РАЗВИТИЕ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

К 1930-му году положение чернокожего население Ямайки стало еще более отчаянным и благоприятствовало тому, что учение Гарви широко распространилось. Хайле Селассие I был наделен божественным статусом Бога Эфиопии, воплощенным наяву, самым могущественным правителем мира, перед которым все короли преклоняют свои колени. Отныне спасение мог получить каждый негр во всем мире, жаждущий его. Необходимо было только лишь призвать имя Хайле Селассие I, «льва от колена Иудина», и он разорвет все цепи. Все первые проповеди в движении растафари содержали в основном только эту благую весть, но потом движение приобрело размах и колониальным властям пришлось заволноваться.

Инкубационный период движения прошел в трущобах Кингстона в 1930-33 годах. Изначально это движение характеризовалось радикальностью и было националистически-окрашенным. Одним из лидеров Леонардом Хауэллом были сформулированы первые шесть знаменитых принципов, которые были в силе долгое время. Они заключались в ненависти к белой расе, абсолютном превосходстве черной расы, мести белым за причиненные злодеяния, непризнании официальных властей и правительства и борьбе с ними, подготовке к возвращению в Африку, признании Хайле Селассие I единственным правителем негров и высшим существом. Правительство предприняло репрессивные меры. Однако община последователей Хауэлла просуществовала до 1960 года.

Вплоть до 1950-х гг на Ямайке растаманы воспринимались с брезгливостью и страхом. Обывателей перепугали не только их люмпенский вид, развевающиеся дрэдлоксы и марихуана, но и ажиотаж, вызванный слухами о переселении на Африканский континент, их пламенное краснобайство и то, как они часами витийствовали на замудренные темы. На набережных Кингстона собирались толпы растаманов в живописных босяцких лохмотьях золотого, красного и зеленого цветов. Они долго и внимательно вглядывались вдаль в ожидании посланных за ними Хайле Селассие кораблей.

Но несмотря на пророчества краха Вавилона, которые были очень гневными растаманы были добродушными и славными людьми. Основной их нравственного учения стала братская любовь, которая непротиворечиво сочеталась с ожиданием кошмарного конца цивилизации Запада. Труд они считали делом похвальным, но только не на Систему. Участие в политике, карьеру и тому подобную суету они считали гнусным делом. Слова "PEACE and LOVE" стали у растафари приветствием, девизом и молитвой.

Первые классические растаманы представляли собой типичных необразованных крестьян, какие могли быть в странах третьего мира. Но они пытались найти Истину, постигали Растафари и были уверены, что достигнут прозрения Истины под божественным руководством. Среди них был силен дух мистицизма, заключающийся в непосредственном присутствии Джа внутри каждого богобоязненного человека – дреда. Только в союзе с Джа дред может стать тем, кем есть на самом деле и кем никогда раньше не был. При этом самораскрытие возможно через раскаяние. Чтобы войти в этот мистический союз раста начали использовать местоимения «мы», «я», «ты» так, что в них всегда присутствовал Джа. Раста жили, а многие из них и сейчас живут в лагерях, в буше, которыми управляют Старцы. В некоторых из них мужчины и женщины проживают отдельно, что напоминает монастыри. Своеобразные правила питания основаны на Пятикнижии. Классические ямайские раста были «лысолицыми», то есть не носили бороду так как многим из них приходилось скрывать свое вероисповедание из-за религиозной и социальной дискриминации в те времена. Характерную растаманскую прическу – дредлоки – в классические времена тоже носили немногие.

Растаманами был создан целый комплекс своих ритуалов и мифов. Знаменитые шесть принципов Хауэлла модифицировали и они стали основными положениями растафарианства, которые признаны всеми группировками:
1. Хайле Селассие I – живой Бог. Он всемогущ, под его властью находятся любые виды энергии, даже ядерная.
2. Люди черной расы – это эфиопы, новое воплощение иудеев, древний избранный народ Израиля, оказавшийся в изгнании на Ямайке в результате происков белых людей.
3. Превосходство черной расы над белой.
4. Эфиопия является небесным царством, а ситуация на Ямайке - безнадежной преисподней.
5. Репатриация чернокожих в Эфиопию готовится невидимым императором Эфиопии.
6. Миром будут править люди черной расы, причем в ближайшем будущем.
Большинство растаманов считают, что перед Джа равны все люди, но все же Джа больше всего благоволит чернокожим, потому что они – богом избранный народ. Они убеждены в искажении библейских учений белыми проповедниками. Поэтому раста реставрировали текст Библии, в результате чего создали свою «Холи Пиби» - оккультную Библию.

Таковы настоящие растаманы с Ямайки. С первого взгляда они очень далекие, непонятные и даже смешные. А на самом деле они являются миролюбивыми позитивными людьми, которые верят, что добро победит зло, а справедливость – грубую силу. Ведь наверное каждый из нас ну хотя бы на уровне подсознания считает, что Вавилон уже пора разрушить, так как представляет собой миропорядок, где настоящие чувства, сострадание, любовь и понимание уже давно не находят себе места. Единая сущность учения не всегда прослеживается в большом количестве растафарианских общин из-за их разрозненности. Однако их объединяет непризнание современных ценностей западного общества – стремление к порабощению других культур и обогащению. Вот так течение растафари превратилось из изначально радикального и националистически-окрашенного в аполитичное, пассивное и любвеобильное. Много ли найдется таких?

Зародившуюся на Ямайке религию растафарианства по всему миру разнесли афроамериканцы и чернокожие латиноамериканцы. Более поздние свои метаморфозы это учение претерпело в Африке.

Растафарианство выросло из разрозненных сект, особых песнопений и ритмов черного континента, которые превратились в регги – ямайскую солнечную музыку растаманов. Благодаря ей учение раста в 1970-х годах вышло из Ямайки и распространилось по всему свету. Ее король – великий и главный растаман певец Боб Марли. Благодаря ему регги стало культовой музыкой и почитается не только чернокожими людьми, но и многими белыми. Для всех раста Боб Марли - культовая фигура, а его выступления - откровения святого. Он донес проблемы своей страны и континента до всего мира. Взлет регги способствовал тому, что растафаризм повсюду обрел своих поклонников, особенно в цветных общинах. И не только в Европе и Штатах, но даже среди аборигенов Австралии и маори в Новой Зеландии. Молодым раста в России в своем большинстве не знакома афро-национально-религиозная идеология, однако они приобщились к этому течению, являясь просто поклонниками регги. В начале XXI века в мире уже насчитывалось более одного миллиона растаманов.
В растафарианстве выделяются три основных и самых популярных течения, хотя на самом деле существует намного больше различных направлений, течений и ответвлений.

Течение Бобо Шанти является первым и вызывающим особый интерес. Его название произошло от самых жестоких африканских племен Ашанти, которые в Гане населяли местность Кумаси. Основная идея состоит в том, что основная часть рабов из Африки, которые были привезены на Ямайку были потомками этих племен. Основоположник Бобо Шанти – принц Иммануил или Чарльз Эдвардс. Последователи этого течения провозгласили его живым воплощением Бога как и императора Эфиопии Хайле Селассие I. Бобо Шанти также почитают Маркуса Гарви, считая его пророком. Эти растаманы очень пекутся о чистоте своей расы подобно гитлеровским фашистам. Всех белых людей они считают злом. Репатриация у них связывается с церемониальным возвращением всех чернокожих в Африку с последующим основанием там своего государства, которое не будет зависеть от белых. Они убеждены в том, что все это им должны оплатить белые люди в качестве ущерба, который был нанесен их предкам-рабам. Из всех растафарианцев они являются единственными, кто делит людей по цвету кожи. Также они отличаются от всех остальных и внешним видом. Они одеваются подобно арабским шейхам в длинные одежды, а головы крепко заматывают тюрбаном. Они никогда не курят марихуану где попало и при чужих людях. Это занятие они считают большим таинством. Они ведут образ жизни как в Ветхом Завете и соблюдают День отдыха - the Sabbath. В этот день не позволяется никакая работа, а также нельзя есть масло и соль.

Течение Найабинги считается самым старым и базируется на учении, которое сводится к божественной сущности императора Хайле Селассие I, и к возвращению всех людей, не забывших о своих корнях в колыбель всего человечества – Эфиопию, так как оттуда вышли все люди. Этот орден назван по имени королевы Найабинги, которая в 19-ом веке была правительницей Уганды и боролась против колонизации своей страны. Приверженцы этого течения не делят людей по цвету кожи. Они обязательно носят дреды, придавая им особое мистическое значение. Даже коренные африканцы, не имеющие дреды не допускаются на некоторые церемонии.

Течение «Двенадцать колен Израиля» основано в 1968г. и является самым либеральным, а его последователи свободны в своем вероисповедании. Они выдают себя за прямых потомков двенадцати сыновей Израиля. Император Хайле Селассие I для них является не просто благословленным Богом человеком, но и божественным существом, требующим соответствующего поклонения. Они также верят в то, что императором Эфиопии является Иисус Христос и Второе Пришествие уже состоялось. У этого течения существует множество ответвлений. Есть такие, которые не требуют ношение дредов, что очень приветствуется многими растаманами в Африке и на Ямайке, так как там очень жарко. Есть также ответвление для белых растаманов, придерживающихся философии духовного развития и мира. Раста ордена «Двенадцать колен Израиля» имеют право жить так как они этого хотят и где хотят, что по своей сути является очень правильной идеей.
В настоящее время движение растафари занимает пацифистскую позицию. Его популярность резко выросла. В связи с этим Католической комиссией по расовому правосудию рекомендовано всем светским организациям и католическим церквям признать растафарианство полноценной религией, а также относиться с уважением к людям, ее исповедующим и всячески их поддерживать.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Субкультура растаманов построена на своей собственной системе ценностей. Её приверженцы говорят на особом языке, одеваются в определенном стиле, имеют свою манеру поведения.
Основной особенностью растафарианства является всяческое отсутствие миссионерской деятельности и всяких попыток обращать людей в эту веру. Человек должен самостоятельно открыть в себе Джа и развивая африканскую самобытность покорно ожидать Великий Исход, противопоставляя себя «сынам белого мира» - Вавилону. Раста сопоставляют себя с иудеями, которые попали в Вавилонское пленение и вернутся обратно в Африку – землю обетованную.

Идея репатриации является одной из основных в системе ценностей этой субкультуры. Но если первые раста ожидали, когда же коронованный император Эфиопии вышлет за ними корабли, то современные уже не понимают репатриацию буквально. Под ней подразумевают репатриацию сознания, иными словами духовная культура Африки возрождается в душе человека путем возврата к его корням.
У раста отсутствуют специальные молитвенные дома, но при этом они любят часто собираться. Классические растаманы обретают Истину в богословских спорах, молитвенных встречах, которые проводятся в духе Талмуда. Они уверены в том, что у каждого человека установлена связь с Богом Джа и через нее к человеку приходит сверхпонимание Истины, но сам он своими усилиями не сможет ее понять. Поэтому они считают особо важным непосредственный контакт с Джа, отсюда и вытекает мистический опыт растафари.

В процессе самораскрытия, а именно покаяния осуществляется единство с Богом. Для раста характерно употребление речевого оборота «Я и Я», означающего «Я в присутствии Бога», через который они достигают мистического единства с Богом. Они созерцают Бога в любом месте и в любое время, при этом все действия обретают равную значимость.
Большинство растаманов не удаляются от общества и живут обычной жизнью, а некоторые продолжают жить в общинах. Отношения между ними построены на принципе братской любви и взаимопомощи.
Настоящие раста не пьют молоко, кофе, алкоголь. Их напитки – чаи из кореньев и трав. Ортодоксы – строгие вегетарианцы, даже рыбу они едят только ту, длина которой не более 25 см. А та, которая больше этих размеров представляет для них пищу Вавилона с поедающими друг друга белыми людьми.

Растаманы легко узнаваемы по их прическам. Они не расчесывают свои волосы и не стригут их, поэтому их волосы сваливаются в отдельные локоны – дреды, которые являются символом растафарианской веры. Вступая в нее растаманы дают очень важный обет назарейства, который заключается в том, чтобы определенное время не стричь и не расчесывать волосы. Они очень серьезно относятся к этому обету.
Свои головы раста покрывают вязанными красно-желто-зелеными шапками-беретами, расцвеченными в символические цвета Эфиопского флага.
Символ растафарианского движения – изображение льва. Под ним подразумевается эфиопский император Хайле Селассие I. Этот символ у растаманов повсюду распространен – на флагах, машинах, домах, предметах быта.
У обычных людей вызывает интерес именно то содержание и тот смысл, который вкладывают растафариане в основные базовые аспекты своей религии. Например, Вавилон и Система, а также марихуана.

ВАВИЛОН И МАРИХУАНА

Раста считают, что Вавилон сопровождал человека со столь давних времён, в которые Моисей еще и не догадывался куда и когда он поведет свой народ, а Чингисхан не беспокоил своих соседей и их земли.

Изначально это был город, в который стекались все грехи и пороки. Однажды вавилонянам пришла в голову мысль построить высоченную башню и добраться по ней до самого Бога Джа. Он был очень удивлен и рассержен. Джа сломал башню, но ее осколки разлетелись по всей Земле. В каждом современном городе где-то валяется хотя бы один такой осколок и до сих пор рабы Вавилона делают попытки отстроить ее заново. Джа всё видит. Рассмотрел он и людей, готовых чинить сопротивление Вавилону. Но им для этого чего-то не хватало. Тогда Джа создал не что иное, как марихуану.

По сути марихуана является дорогой. Находясь в ее начале и глядя вдаль человек может увидеть развилку, разделяющую ее на три дороги. Каждая из них приводит к определенным воротам – Серым, Черным или Белым. Человек, употребляющий марихуану ради удовольствия идёт по дороге, которая ведет направо к Серым Воротам. Войдя в них он попадает в Вавилон. Там он ввергается в водоворот плотских удовольствий. Но гоняясь за удовольствиями он не сможет избежать боли и рано или поздно его поработит Система. Человек, который видит в марихуане лекарство от всех его бед идёт по дороге, ведущей налево к Черным Воротам. Войдя в них он попадёт в никуда, где нет даже никаких удовольствий. Результат будет тот же, что и в Вавилоне. Человек, который использует марихуану как опору, помогающую ему подняться с колен и взглянуть в небо, идет прямо по дороге, проходит через Белые Ворота и вступает на дорогу, ведущую в растаманский рай – Сайон.

СИСТЕМА

Она представляет собой силу, заставляющую людей совершать такие деяния, которые им не нравятся и они не хотят их, но отказаться не могут. Система ещё не сокрушена и постоянно порождает новые жертвы. Все наркоманы, алкоголики и бездомные являются ее жертвами. Эти люди не хотят думать и слепо отдают себя Системе, причем полностью. А она после того, как их переварит и высосет всё полезное просто выбросит их.

Деньги являются важной частью Вавилона. Вообще-то всё крутится именно вокруг них. Для молодых людей, не знающих всей правды о Вавилоне они являются приманкой. Хитрые и злые вавилонские служители уговаривают неокрепшую духом молодежь прийти в Вавилон, где можно будет взять много денег и тратить их на то, чтобы делать людям добро. В деньгах ничего плохого нет, а только от самого человека зависит какие они. У плохого они плохие, а у хорошего хорошие. Нужно только войти в Вавилон и там их всему научат. Ну а дальше все события развиваются по наигранной схеме.

МАРИХУАНА И РАСТАМАНЫ

Широко распространилось мнение, что все растафарианцы курят марихуану. Мудрая трава у них называется ганджа. В принципе это так, кроме ортодосальных представителей этой веры, которые ее вообще не употребляют. На колониальной Ямайке ганджа была запрещена и курить ее было выражением своего рода протеста. Некоторые общины допускают ее контролируемое употребление для вхождения в медитативные состояния. Так они ублажают Бога Джа благовониями. В настоящее время ряд официальных растафарианских организаций выступили против использования марихуаны, так считают ее опасной и вредной для здоровья. Но многие расты считают, что курить мудрую траву им велит Библия, делать это научил людей Бог Джа и именно она была тем первым растением, которое выросло на могиле самого мудрого человека царя Соломона.

Однако многие «неправильные» раста страдают пагубным пристрастием к марихуане. Это сделало культуре растаманов дурную рекламу, но гораздо большую, чем например вегетарианство, воздержание от алкоголя и табакокурения, которые являются куда более добрыми составляющими этой культуры.

ВИБРАЦИЯ И КОРНИ

Вибрация и Корни выражают естественность, спонтанность и интуитивность эфиопской культуры. Считается, что вибрация, которая проявляется в непосредственном постижении сущности бытия, доступна только растаманам. Суда же можно отнести и медитации под траву, сомнамбулический замедленный синкопированный ритм ритуальных барабанов найябинги. Под вибрацией корней также понимают тот изначальный регги, который не был замутнен попсой.

Первоисточником вибрации корней стала бурра - ямайская музыкальная форма африканского происхождения, которая была приспособлена для «ризонингса» - растафарианских ритуальных церемоний. Но это еще не было настоящим регги.
Современный регги появился на Ямайке в 1960-х гг. Ее предшественником была СКА, которая обладала слишком быстрыми ритмами. Их сделали более спокойными и расслабляющими. Король регги – Боб Марли – «черное солнце регги». Через эту музыку он показал все надежды растафарианцев и заменив религиозное содержание текстов политическим сделал ее оружием борьбы с притеснителями.
Музыка регги посвящена Богу Джа. Ее основная идея заключена в том, что вернуть на родину только свое тело недостаточно, человек должен понять, что от родной земли неотделим его дух и только там он сможет обрести мир. Боб Марли считал, что в этой музыке слились вибрации светлых людей всего мира.
Растаманы – это целая субкультура со своими историей, традициями и уставом. Для новой раста-волны фигура Хайле Селассие уже потеряла божественный статус, а в нищую, голодающую Эфиопию мало кто думает возвращаться. Исход трансформировался в символ, означающий возвращение к своей духовной истинной сути. Старая школа конечно же огорчилась, а раста превратилось в поп-феномен, который окончательно перешагнул узкие этнические рамки.
Причина долговечности раста-движения проста. Она заключается в принципиальном инфантилизме программных установок этого движения. В чем еще нуждается пытливый ум? На Вавилон работать не надо, а только на себя. Главный труд представляет собой духовное освобождение. Музыка, пение и марихуана – богоугодное дело. Мир растамана можно сравнить с солнечными детскими сновидениями, в которых можно поиграть в прятки с самим Богом и побегать в густых зарослях конопли.
© Источник: http://legalrc.biz/entries/rastaman...-rastamany.549/


Tags: религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments