Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Два сада Медичи (Часть первая)

Оригинал взят у abd56 в Два сада Медичи (Часть первая)
Оригинал взят у anirichi в Два сада Медичи (Часть первая)

В сады Боболи мы попали ненароком, после осмотра великолепного Палаццо Питти – флорентийской резиденции семьи Медичи. Название дворца связано с его первым владельцем, богатым купцом Питти. Сейчас этот дворец стал художественной галереей. Флоренция настолько богата культурным наследием, что прекраснейшему итальянскому саду рядом с дворцом русские путеводители уделяют всего лишь несколько предложений. Тем оглушительней было открытие Садов Боболи, которые прячутся от туристов за фасадом дворца. Палаццо Питти – самый большой флорентийский дворец - мощными тремя ярусами возвышается у подножья холма, склон которого скрыт от зрителей фасадом здания.

Фасад палаццо Питти

Когда-то тосканские герцоги попадали во дворец из Палаццо Веккьо по вазарианскому коридору. Слева от дворца, если стоять к нему лицом, находится дом, в котором Достоевский писал свой роман «Идиот». Флорентийцы посвятили этому факту мемориальную табличку. Они шутят, что именно в таком сумасшедшем городе, как Флоренция, можно было написать этот роман. Хотя на площади перед Палаццо Флоренция предстает величественной, горделивой, отнюдь не сумасшедшей. Не знаю, гулял ли Федор Михайлович в садах Боболи? Мы попали туда случайно.

Насладились Филиппо Липпи, Ботичелли и Рафаэлем в дворцовых интерьерах Палаццо Питти и решили сделать перерыв перед многочисленными выставками во дворце. Устроились в музейном дворике выпить кофе, подкормили музейных воробьев. В нише музейного дворика наблюдает за посетителями статуя Геракла с многоголовым псом Цербером. Современники нередко сравнивали Козимо I – владельца дворца – с этим античным героем. Увы, Козимо явно льстили - его статуя на площади Синьории свидетельствует против этого сравнения

Музейный дворик Палаццо Питти

Козимо I

Мы решили отдохнуть в саду перед музеями костюма и серебра, которые предполагали осмотреть позже, и вошли в парковую калитку. В палаццо Питти мы уже не вернулись: перед нами нежданно открылся Сад, который стал любимейшим местом во Флоренции.

Сад создавался одновременно с перестройкой дворца в середине 16 века для герцогской резиденции при Козимо I и его жене Элеоноре Толедской и стал одной из жемчужин итальянских ренессансных садов. Его создавали великие архитекторы: Триболо, Аманнати, Вазари. С этого года 12 садов и вилл Медичи, в том числе сады Боболи, вошли в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Вход в сад между двумя крыльями дворца начинается амфитеатром с пятью уровнями каменных сидений, в центре которого стоит египетский обелиск, привезенный из Луксора. Египетскому обелиску уже более трех тысяч лет. Его привез Фердинанд I Медичи, неудавшийся кардинал, со своей римской виллы. В Риме меня тоже поражали эти обелиски - как эти многотонные сооружения перевозили из Египта в Италию, трудно себе представить!

Луксорский обелиск

Когда-то здесь устраивались грандиозные представления: между драматическими театральными постановками исполнялись музыкальные интермедии, которые стали предшественниками оперы. В 1589 году здесь праздновали свадьбу Фердинанда и Кристины Лотарингской. Праздненства длились 2 недели: были приглашены гости из итальянских государств, из Франции (ведь Кристина была внучкой Екатерины Медичи), Испании. Двухнедельные театральные представления во дворах Медичи вошли в историю под названием maggio fiorentino - "флорентийский май". Представляешь себе этот амфитеатр, наполненный блестящей флорентийской публикой: прекрасными золотоволосыми дамами, манерными длинноволосыми юношами, коварными черноглазыми флорентийцами! Череда этих образов с портретов Палаццо Питти еще стоит перед глазами. А если захочется почувствовать себя прекрасной флорентийкой эпохи чинквиченто, можно зайти в музейный магазинчик и купить сережки, копирующие украшения прекрасных дам с портретов Рафаэля, Ботичелли, Бронзино.

Амфитеатр перед палаццо Питти

Аллея от дворца круто поднимается на холм Боболи. Каждый новый уровень подъема являет новый вид на город немыслимой красоты и новый смысл. Ведь садами Ренессанса надо было не только наслаждаться, надо было их читать и расшифровывать.

Вид на палаццо Питти

От амфитеатра – к фонтану Нептуна с трезубцем. Бог морей был покровителем водной стихии, без которой немыслим сад. Мыслители Ренессанса считали воду душой и питающей субстанцией садов. Вода фонтанов и каскадов не только увлажняла воздуха и украшала вид сада, но и услаждала слух звуком журчащих струй. Этот фонтан, в котором плещутся золотые рыбки, флорентийцы называют «фонтаном с вилкой». Его окружают дерновые ступни еще одного амфитеатра.

Фонтан Нептуна

Впереди – прекрасная богиня с колосьями и плодами. Простите за вольность, она мне напомнила почему-то наших прекрасных колхозниц сталинских высоток и ВДНХ. Но это Церера, или Деметра в греческой мифологии. Церера не только «отвечала» за урожай и плодородие, но и за смену времен года. Ее дочь, Персефона, была похищена Аидом, богом подземного царства. Неутешная мать в поисках дочери забывала о своей обязанности давать пищу, природа увядала, начиналась осень и зима. Чтобы человечество не пропало от голода, Зевс повелел Аиду отпускать жену на побывку к матери. Именно в это время на земле наступала весна и лето, все плодоносило, колосилось и радовалось. Мистерии в честь Цереры дали название всем ЦЕРЕмониям – и тем, которые происходили во дворце Медичи.

Церера

Еще один ярус входа на холм – и Вы оказываетесь в пионово-розовом саду, разбитом в традициях Ренессанса: геометрический лабиринт с фонтаном в центре.

Сад на вершине холма Боболи

В садовом павильоне здесь разместился музей фарфора . Это неслучайно, ведь Фердинанд Медичи пытался в придворных мастерских создать итальянский фарфор. Фарфор Медичи отличался от китайского и от позже открытого мейсенского, был более мягким. Изделиями из фарфора Медичи Франческо украсил свой дворец и дарил фарфор в качестве дипломатических подарков европейским государям. Сейчас в музее выставлен разный фарфор разных периодов.

Фарфоровая маркиза

От Цереры можно выйти к просторному партеру, откуда открывается великолепный вид на Флоренцию. Она очень изменилась со времен Данте, Ботичелли, Микеланджело и Рафаэля, но она все та же.
«Нет, кажется, человека, в ком этот хорошо известный «общий вид» Флоренции не пробуждал бы чувства близости высшей, чем земная, красоте», - писал Павел Муратов. Эту красоту Флоренции можно увидеть и навсегда принять в свое сердце, поднявшись на один их холмов, окружающих город. В тесноте каменных улиц, площадей, в скопище лавок и шумной туристической толпы невозможно разглядеть этот самый знаменитый город эпохи Возрождения: видишь отдельные храмы, памятники, здания. Когда сверху окинешь взглядом эту многослойную линию синих, голубых, лиловых тосканских холмов, а в их чаше – терракотовый город с куполами храмов, башнями и фасадами, с серебряной лентой Арно, то понимаешь изгнанника Данте, для которого жить вне Флоренции – было и не жить вовсе.

Вид на Флоренцию и дворец Питти

Впереди еще прогулка по укромным уголкам сада Боболи и второй сад Медичи. Продолжение следует.

Tags: по странам и континентам
Subscribe

  • В этот день… 20 мая – 1

    О травматологах – а также Волге и метрологии Сегодня – Всемирный день травматолога. Профессия важнейшая! (И ещё одна из…

  • В этот день… 15 мая – 2

    О семьях, климате – и Хованщине Сегодня международная общественность с подачи ООН отмечает День семей – славное мероприятие,…

  • В этот день… 9 апреля – 1

    О битве при Легнице 9 апреля 1241 года произошла битва при Легнице (называемая также битвой на Легницком (или – Добром) поле; а…

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments