Светлая память!
Владимир Меньшов - знаменитый советский и российский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Обладатель премии «Оскар» и номинации Берлинского кинофестиваля за фильм «Москва слезам не верит» (режиссер). Также популярные его режиссерские работы - «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Зависть богов». Как актер известен по фильмам «Дневной дозор», «Ночной дозор», «Легенда № 17» и другим хитам. Народный артист России.
Размещу свой старый пост о фильме "Любовь и голуби"
«Любовь и голуби»: жизненное кино
На экраны комедия-лубок «Любовь и голуби» вышла 7 января 1985 года и сразу же стала сенсацией отечественного проката. Ее посмотрело свыше 44 миллионов зрителей. В год премьеры картине была присуждена главная кинопремия «Золотая ладья», а в 2009 году не стареющая лента получила награду MTV (Россия) как один из лучших фильмов советского кинематографа.
Устраняя поломку лебедки, работник леспромхоза Василий Кузякин подорвал здоровье и был отправлен на курорт. Там любитель голубей сошелся с интересной собеседницей Раисой Захаровной и вернулся с отдыха не к жене в деревню, а в городскую квартиру курортной знакомой. Но в новой жизни наступает отрезвление, и Кузякина тянет домой, где остались голуби, дети, Надя, добрые соседи и простые человеческие радости.
Если 30 лет назад мы на этом фильме смеялись, то, прожив жизнь, плачем. Потому что смешного и грустного в нем, как и в жизни, поровну. Время идет, а этот баланс не меняется. Как и семейные ценности, человеческие слабости и та же тревога за мирное будущее.
Если гора не идет к Магомету
Но съемки фильма проходили не по месту жительства реальных Василия и Надежды Кузякиных. На Байкале Владимир Меньшов не нашел натуры, которая устроила бы его во всех отношениях. Режиссер искал возвышенность, с которой бы открывалась панорама русской природы. И нашел ее в Карелии, у Онежского озера. О красоте этих мест он помнил с тех пор, как работал ассистентом режиссера на съемках в Верхней Губе. Решил ехать в Медвежьегорск: название обещало какую-нибудь гору. Прочесав местность, обнаружил искомый пейзаж на самой окраине. В северном русском городке съемочная группа облюбовала подходящий домик на холмистом берегу реки Кумсы.
Договорились с хозяином, достроили веранду, смастерили голубятню, замостили досками двор, как принято у сибиряков, и под «присмотром» местных жителей сняли деревенскую жизнь героев с ее натуральным колоритом. Долго потом на «дом Кузякиных» заглядывались прохожие и туристы, но в 2011 году он сгорел – теперь на том месте, на улице Нижней, стоит современный коттедж. Нет уже и местного дома культуры, возле которого танцевали герои картины, разрушены и некоторые другие попавшие в кадр постройки. Но интерес к этому кинематографичному городку, где снимались также фильмы «Охота на пиранью», «И на камнях растут деревья», «Четвертая высота», не иссякает. 15-тысячный Медвежьегорск, в котором есть порт, деревообрабатывающее предприятие и молокозавод, обзавелся несколькими туристическими комплексами и гостиницами, готовыми принять экскурсантов.
С риском для жизни
А дела курортные снимали в Батуми. Изображать купальный сезон пришлось в ноябре. Температура воды в море была 14 градусов, а на берегу – те же 16 градусов, что летом в Медвежьегорске. Некоторые «водные процедуры» были досняты в открытом бассейне, но без «моржевания» на натуре всё же не обошлось. Труднее всего пришлось Людмиле Гурченко, которой холод был противопоказан. Ныряний она ждала с ужасом, а ей в ледяной воде еще и диалог нужно было вести. Но чего артист не сделает ради искусства…
По словам режиссера, самым дорогим для него стал эпизод «вываливания» героя из двери. Оказывается, падение Александра Михайлова из дома в море и выныривание уже без костюма – никакой не монтаж, всё снималось «вживую», не выключая камеры! Весь кусок – от двери до беседы с плавающей Гурченко, совместного подплыва к берегу и прохождения по пляжу – был снят одним кадром! И только крупный план Михайлова снимали в бассейне, где его чуть не утопили. За те полминуты, которые актер мог продержаться в воде без дыхания, водолазы снимали с него костюм и стаскивали галстук. На одном из дублей мокрый галстук защемил артисту шею, пережав сонную артерию. Спасая артиста, галстук разрезали, и в результате в картину попал третий дубль, в котором разрезанный галстук начерно сшит одним стежком.
Здравствуй, Вася!
Интересно, что Александру Михайлову главная роль досталась… против его воли. Режиссер представлял себе Василия Кузякина только в его исполнении, но артист поначалу отказывался из-за более важных дел. Пришлось пробовать «менее занятых» кандидатов с амплуа «тюфяков»: артиста Малого театра Виктора Борцова (Савва Игнатьевич из «Покровских ворот») и снимавшегося до этого у Меньшова в фильме «Москва слезам не верит» Бориса Сморчкова (Николай). Кстати, об этой своей работе Меньшов напомнил зрителям в сцене, когда Вася заглядывает в окно своего дома и видит, что его семейство смотрит по телевизору кино «Москва слезам не верит».
И что характерно?
Пробовал режиссер на Василия и своего любимого актера Сергея Юрского, которого потом взял на роль дяди Мити. Этого колоритного персонажа мог сыграть и Евгений Шутов (Антип в телесериале «Тени исчезают в полдень»). Старик в исполнении Шутова был бы более реалистичным, но режиссеру требовалась театральность, которую привнес в роль Сергей Юрский. Актеру на тот момент, кстати, не было и 50, а исполнительнице роли бабы Шуры Наталье Теняковой – только 40. Тенякова и Юрский – супруги и в жизни. Деревенских стариков играли питерские интеллигенты. Может, поэтому их персонажи получились несколько утрированными, но это хорошо работало на жанр лубочной комедии. «Настоящие» дед с бабкой с этой задачей могли бы не справиться.
Получилось, что старше всех была Надюха. Актрисе Нине Дорошиной на момент съемок стукнул уже «полтинник», и она «переросла» не только своего экранного мужа Александра Михайлова (на целых 10 лет), но и соседей-пенсионеров. По возрасту больше подходила пробовавшаяся на роль «женщины средних лет» Любовь Полищук, но она не контрастировала так с «соперницей» в исполнении Людмилы Гурченко, как «простая деревенская тётка» Нина Дорошина. Кстати, эту роль актриса играла в родном «Современнике» еще лет 20.
«Людка, а, Людка!»
На разлучницу Раису Захаровну пробовалась соблазнительная Наталья Кустинская, однако ее не утвердил худсовет. К Людмиле Гурченко после проб претензий не было, но они возникли при приеме картины. Членам худсовета показалось, что актрисы в фильме «слишком много» и она выбивается из общего контекста. А давний оппонент Владимира Меньшова режиссер Сергей Соловьев («АССА») назвал Людмилу Марковну «самым сомнительным элементом картины».
«Деревней» исполнительница роли Людки, на самом деле, не была. Играть старшую дочку Кузякиных «примеривалась» ленинградская актриса Ольга Мелихова (главная героиня Катя Котова в фильме «Отпуск за свой счет» и прислуга Зина в «Собачьем сердце»). По образованию она – филолог, окончила Санкт-Петербургский государственный университет (в 1993 году оставила сцену и стала менеджером в мебельной компании). Но худсовету больше понравились пробы ровесницы первой претендентки – Янины Лисовской. Так что деревенскую девушку Люду сыграла дочь солиста Московской филармонии, классического тенора и народного артиста. Сегодня Янина Константиновна дружит с дочкой режиссера Меньшова Юлией. Янина Лисовская замужем за немецким актером Вольфом Листом и воспитывает дочь Василису. Последние 10 лет актриса и театральный режиссер живет в Германии, где снимается в немецком кино, ставит спектакли и преподает актерское мастерство.
Волшебная сила искусства
Режиссерское мастерство Владимира Меньшова заключалось в умении обойтись без комбинированных съемок. Чтобы в финале «расцвело» дерево, использовался фокус с тростью, из которой «выпрыгивают» цветы. На съёмки пригласили артиста оригинального жанра, к дереву подвесили десяток волшебных тростей, семь из которых «выстрелили» с первого же раза – для кадра понадобился единственный дубль. Меньшов так дорожил удачным экспериментом, что наотрез отказался вырезать этот эпизод по указанию худсовета, рекомендовавшего «подумать о его целесообразности».
А самой «филигранной» режиссер считает последнюю сцену, когда все герои стоят на крыше. Сложность съемки состояла не в риске обвалить кровлю или свалиться с верхотуры, а в том, … чтобы собрать актеров в одном кадре. Пока ждали прилета одного артиста, улетать уже должен был другой. Дорошину гримировали и переодевали в вертолете. И пока всех подняли на крышу, режиссер понял, что времени осталось лишь на один дубль – через 20 минут Михайлов должен уже лететь в Москву. Напряжение было колоссальным, настроение – паническим. Но в кадре все улыбаются и выглядят счастливыми и умиротворенными… В этом и есть волшебная сила искусства.
Без пьянок, танцев и скандалов!
К удивлению, новаторские режиссерские приемы не вызвали столько замечаний у коллег и чиновников, сколько «бытовые» сцены. Цензура велела сократить эпизоды с выпивками, танцами и скандалами. Неужели, мол, герой так спился, что всем радостям жизни предпочитает гонять голубей? А зачем дед так долго рассказывает про умершую жену? Много сцен порочной связи и выяснения отношений.
На участвовавшего в обсуждении фильма Александра Зархи («Анна Каренина», «Высота», «Депутат Балтики», «Член правительства») картина произвела «впечатление нечистоплотности крестьянского быта». Орденоносный режиссер упрекнул коллегу в «пошлости, переборе и безвкусице» и посоветовал «убрать пьянство», потому что это не смешно, а грустно.
Если вам понравился пост, поставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Journal information