Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Category:

ВЫШЕЛ ИЗ ТЮРЬМЫ - СНЯЛ ШЕДЕВР - ЗАСТРЕЛИЛСЯ

16 октября застрелился Александр Серый (1927-1987), режиссер, пришедший к успеху через суму и тюрьму, а плодами успеха воспользоваться не сумевший.

На самом деле был он не Серый, а Сирый. Паспортистка, оформляющая документы Сашиного отца в букве ошиблась, а папа исправлять не стал. Что Сирый, что Серый - какая разница.



Александр учился в МЭИ, закончил МАИ, там же трудился начальником лаборатории. В тридцать лет Серый нарисовался на Высших режиссерских курсах при «Мосфильме». Говорят, что его отличал сам Иван Пырьев, но Пырьев какую только сошку не отличал (даже Эдуарда Абалова).

Неясно, да и неважно - окончил Серый режиссерские курсы, получил ли диплом. Для его судьбы важно другое: в 1958 Александр загремел на нары.

АЛЕКСАНДР СЕРЫЙ В "ДЖЕНТЛЬМЕНАХ УДАЧИ"
АЛЕКСАНДР СЕРЫЙ В "ДЖЕНТЛЬМЕНАХ УДАЧИ"

Проблема уголовного дела Серого в том, что журналисты поверхностно заинтересовались им только лет через сорок. Соответственно пересказ событий кочевал из одного издания в другое, обрастая домыслами.

Александр приревновал свою девушку Марину Акопову к богемному архитектору. Журналисты сделали из Серого туго соображающего монстра на инстинктах, который, поклав молоток-ледоруб в рюкзак, пришел убивать. На самом деле, картина была реалистичней. Серый явился к архитектору, застал там Марину, нарисовал в душе, как чувствовал. Его вообще отличала нездоровая фантазия, в смысле умения видеть целенаправленное зло там, где наличествовало простое равнодушие.

Серому оправдания нет, но давайте придерживаться фактов. А они, похоже, таковы: архитектор не вел себя гостеприимным ангелочком, а Серый не бил его по башке, вытащенным из портфеля ледорубом. Вспыхнула обоюдная драка; хозяин схватился за стул; обороняясь, Серый ударил его тем, что под руку подвернулось. Молотком.

Получив черепно-мозговую травму, архитектор остался инвалидом.

Серому дали всего три года (а не восемь, как утверждал друг, ставший врагом, Георгий Данелия); Марина Акопова дождалась ревнивца  из колонии, стала его женой; дочь Серого цитирует письма из тюрьмы, где Александр возмущается, что архитектор о драке не заикнулся (пишет он будущей жене и свидетельнице рокового удара).

По УДО Александр вышел через полтора года. В декабре 1960 они с Мариной расписались.

Для работы в кино сиделец, у которого, по словам Данелии, не было даже диплома, не самая годная кандидатура. Но, игноря рассказы каким неимоверным трудом Серый прорывался, скрежеща от бессилия зубами, давайте опять к фактам обратимся. А они, похоже, таковы: Серый прошел типичный путь дебютанта - ему позволили снять две картины в соавторстве. А вот, что вышло не пришей рукав, это уже проблема не отсидки Серого, а его профессионализма.

«Выстрел в тумане» (1963) Серый снимал с Анатолием Бобровским, который позже прославится картинами о следователе Зорине «Возвращение «Святого Луки» и «Черный принц». На дефиците детективного жанра фильм про шпионов вышел даже в лидеры проката.

А вот комедия «Иностранка» (1965), которую Серый делал с Константином Жуком провалилась.

Именно после афронта Серый попал в положение режиссера, которому не дают снимать. Опять же - не потому что сидел.

На помощь кинулся Георгий Данелия, пытавшийся пролоббировать соученика по Высшим курсам на фильм «День без вранья» по сценарию Виктории Токаревой. Но по «Мосфильму» уже ходила шутка: «У нас и так в кино много серого».

Тем не менее, Данелия и Токарева написали (при помощи Серого) сценарий комедии «Джентльмены удачи». Серого запустили в производство с условием, что Данелия возьмет на себя обязанности худрука.

К моменту съемок «Джентльменов удачи» режиссера настигло прошлое. Архитектор, жизнь которого Серый разрушил одним ударом, начал его преследовать. Однажды он выстрелил в Александра из арбалета. Стрела чудом прошла, не задев жизненных органов. Серый не стал обращаться в милицию. Ему всюду мерещилось возмездие.

А еще у Серого выявили заболевание крови. Может быть с этим связан тот факт, что на съемках он порой казался индифферентным, а к премьере вообще очнулся на больничной койке, и фильм представлял Данелия. Отсюда и пошли слухи, что настоящий автор картины он.

Насколько весом вклад Данелии? Сам он в разное время оценивал его по-разному.

То так:

На «Джентльменах удачи» я был худруком, — это было обязательное условие начальства. Но режиссером фильма «Джентльмены удачи» был Александр Иванович Серый. И только он».

А бывало и так:

«Когда после смерти Александра все открыто начали говорить, что «Джентльмены удачи» снимал Данелия, всех просил: «Прекратите. У Серого осталась дочка, ей неприятно это слышать. Ни в коем случае не говорите этого. Просил и Леонова, и Крамарова, чтобы они никогда не говорили об этом. А потом я как-то услышал по телевизору, что Оля обвиняет меня. Она считает, что я обманул ее отца и присвоил себе его фильм».

Из сего пассажа недвусмысленно следует, что и у Леонова, и у Крамарова были причины для утверждений в качестве режиссера Данелия.

А Серый с благодетелем разругался. Все-таки, киношная среда этому человеку была противопоказана. Александр даже не пытался соблюдать ее специфические законы, где вертятся подпольные деньги, договора, очень многое решает взаимное понимание на уровне взгляда, и всем рулит слово «Откат».

Судя по версии Серого, сценарий он писал вдвоем с Данелией, Токарева попала в титры как «окололитературная дама», с которой у Данелии тогда «начинался роман». Режиссер согласился разделить гонорар за сценарий на троих, сняв свое имя с титров, но ему вообще ни копейки не дали, сказав: «Хватит с тебя славы».

На этом злоключения не закончились. После съемок документальной картины с командировками за рубеж Серый накатал Щелокову телегу на оператора, химичащего с валютой. Потом отказался отдать две трети денег за сценарий, лишившись коробок с отснятым материалом. Его вообще тайком уволили со студии, о чем режиссер узнал только через месяц. Восстанавливаться пришлось через суд.

Все это можно воспринять и как борьбу таланта с серой массой. Если не видеть фильмов Серого, которые он снял после «Джентльменов удачи».

В 1976 Серый попытался повторить успех «Джентльменов...» в комедии «Ты – мне, я – тебе». Вместо директора детского сада и уголовника на экране появились развращенный благами цивилизации столичный банщик и глубоко провинциальный инспектор рыбнадзора. Братьев-близнецов играл Леонид Куравлев. Хотя в год выхода картину посмотрели десятки миллионов, обеспечив ей место в лидерах советского кинопроката, эта комедия представляет собой удивительно несмешное зрелище с неправдопобными мотивировками, блеклыми характерами и вялой режиссурой.

А уж картина «Берегите мужчин!» (1982) не имела и зрительского успеха.

Болезнь и творческие неудачи подтачивали Серого, делая его невыносимым для окружающих. Он мог выстрелить из обреза в беспокоящие его музыкой акустические колонки, запустить в родных сковородкой. Дочь признается: от нее скрывали тюремные университеты отца, но когда она об этом услышала от посторонних людей, то даже сомнений не испытала, - сидел.

Серый настолько устал, что решил уйти. Он застелил пол газетами, дабы не напачкать и выстрелил. Теперь уже в себя.

Остался от него фильм, куда он вложил частичку души, которая жива до сих пор.



https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/286092.html


Tags: кинематограф, режиссеры
Subscribe

Posts from This Journal “кинематограф” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “кинематограф” Tag