Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Category:

Божественный промысел и его интерпретаторы

Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?


17 июля – День памяти преподобного Андрея Рублева. Того самого загадочного монаха, который расписывал русские храмы, сохраняя обет молчания. Больше о нем ничего не известно – ни дата рождения, ни подробности жизни. Поэтому создателей одноименного фильма – Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского – не ограничивали исторические факты, хотя урезонивали власти, не выпустившие картину на экран.






Белое и черное

Даже скудных сведений о жизни русского иконописца хватит для представления о нем как о художнике от Бога – иконы Андрея Рублева считались чудотворными еще при его жизни. Сын ремесленника взял в руки кисть по велению свыше и принял постриг в сознательном возрасте. Талант и вера сподобили монаха Троице-Сергиева монастыря на роспись его Троицкого собора, а еще Успенского собора во Владимире, Успенского собора в Звенигороде и Благовещенского собора в Москве, где, кроме фресок, есть написанные им иконы. Андрей Рублев является автором части миниатюр «Евангелия Хитрова», икон «Спас в силах», «Владимирская богоматерь», а также самого известного своего шедевра – «Троица».





Почему же фильм об этом светлом творчестве получился столь мрачным и депрессивным? Ведь снимался «Андрей Рублев» («Мосфильм», 1966 год) в «оптимистическую эру» советского кино, а не в «рефлексивные» 80-е и «чернушные» 90-е, когда тоска и безнадёга безраздельно завладели отечественным экраном. Но создатели картины замесили такой микс страданий, что редкий стоик смог досмотреть ее до конца. Перед камерой реально убивали лошадь, поджигали корову и пытали актера, веселившего зрителя в тогда же вышедшей бессмертной комедии «Бриллиантовая рука». Зачем это было нужно, и за что «Андрея Рублева» запретили к показу?








Чужая идея

Идею снять фильм о великом иконописце первым вынашивал режиссер и актер Василий Ливанов. Он хотел сыграть Рублёва, о чем и рассказал как-то при встрече Андрею Михалкову-Кончаловскому. Потом Ливанов поехал на съемки, а Андрей Кончаловский стал обсуждать его замысел с Андреем Тарковским. Решили вдвоем писать сценарий и делать фильм на подсказанную тему. Тарковский после «Иванова детства» получал много заманчивых предложений, в том числе и о совместной постановке в США, но отказался от Голливуда в пользу «Андрея Рублёва».





Личность Андрея Рублёва привлекала молодых авторов тем, что давала полную свободу для творчества: образ человека без «биографии» можно было выстраивать на свой вкус. Решили делать историю о сгорании человека ради страстной идеи. Сюжет вырисовывался о том, как на фоне томящейся под татарским игом и раздираемой княжескими распрями Руси начала XV века монах выполняет свою миссию, вселяя в народ надежду на спасение и веру в чудо. Сам же Рублёв приходит к духовному очищению через страдание, а счастье обретает в ранее отвергнутых страстях.





Сценарий писался долго, полгода потратили лишь на изучение материала: из книг по истории Древней Руси два Андрея восстанавливали по крупицам картину тогдашней жизни. Готовый сценарий был опубликован в 1964 году, и одновременно с выходом печатной версии в журнале «Искусство кино» в подготовительный период был запущен фильм – 9 сентября 1964 года.


Читайте дальше



Вячеслав Капрельянц, 2017



Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)


Tags: кино, мои посты про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments