Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Category:

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

Один из любимейших фильмов трех поколений – рекордсмен по цитированию крылатых фраз, актуальных и сегодня.



На экраны культовая работа режиссера Владимира Мотыля вышла в 1970 году, Государственной премии России удостоилась в 1998-м, а спустя полвека закрепила за собой статус народного достояния. Кто бы мог подумать, что на такое способен не пафосный рассказ о событиях далекой Гражданской войны, а советская пародия на вестерн о приключениях красноармейца, спасающего чужих жен из вражеского гарема. Как удалось отстоять нетривиальный сюжет, куда смотрела цензура, и что сказала на это партия? Любопытные подробности работы над фильмом, ставшим нашим «ответом Западу» по форме и содержанию.


«Таможня даёт добро»

Признаки вестерна в истории противостояния Фёдора Ивановича Сухова бандиту Абдулле – дань времени, вознесшему этот жанр на вершину популярности. «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» перенесли традиции приключенческого фильма о поселенцах «дикого Запада» на нашу почву, предложив его новый вид – истерн. В 60-70-х годах ХХ века это явление вызвало всплеск подражаний в советском кинематографе – как на азиатских киностудиях, так и на центральных.



Картина «Белое солнце пустыни» была снята на «Мосфильме» и «Ленфильме» по сценарию Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. А предшествовал этому оглушительный успех дилогии 1966 года «Неуловимые мстители», после которого и появился термин «истерн». В том же году советский кинематограф обогатился Экспериментальной творческой киностудией – коммерческим предприятием с конъюнктурными принципами производства, свободой подбора кадров и выбора материала для экранизации.
Из соображений выгоды в 1967 году ЭТК решила снимать потенциально популярный истерн и пригласила к работе над сценарием Фридриха Горенштейна и Андрея Михалкова-Кончаловского. Но первоначальный сценарий «Басмачи» руководство не устроил. Тогда появились другие соавторы – Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов. Последний поделился не выдуманной историей, которую услышал от участника Гражданской войны. Ветеран рассказывал о сбежавшем басмаче, бросившем свой гарем на произвол судьбы. Сюжетная линия была найдена.



Сценарий писался ровно месяц – с июня по июль 1967 года. И если бы к тому времени студия определилась с режиссером, фильм запустили бы в производство уже с августа. Но снимать было некому.
Стать режиссёром предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину, Андрею Тарковскому, но никто из них предложение не принял.



Не отклонил его лишь Владимир Мотыль, снявший до этого «Женю, Женечку и «катюшу». Ему сразу понравился сценарий, хотя были сомнения в том, что это позволят снять. Согласился режиссер взяться за работу лишь после получения гарантий свободы действий от руководителя ЭТК Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова. В итоге сценарий с рабочим названием «Пустыня» заявили в план следующего года. Прокатное название фильма «Белое солнце пустыни» предложил зампред Госкино Владимир Баскаков.




Читайте дальше






© Вячеслав Капрельянц, 2017



Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)



Tags: мои посты про кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap june 21, 19:54 6
Buy for 50 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments