Один из любимейших фильмов трех поколений – рекордсмен по цитированию крылатых фраз, актуальных и сегодня.


На экраны культовая работа режиссера Владимира Мотыля вышла в 1970 году, Государственной премии России удостоилась в 1998-м, а спустя полвека закрепила за собой статус народного достояния. Кто бы мог подумать, что на такое способен не пафосный рассказ о событиях далекой Гражданской войны, а советская пародия на вестерн о приключениях красноармейца, спасающего чужих жен из вражеского гарема. Как удалось отстоять нетривиальный сюжет, куда смотрела цензура, и что сказала на это партия? Любопытные подробности работы над фильмом, ставшим нашим «ответом Западу» по форме и содержанию.
«Таможня даёт добро»
Признаки вестерна в истории противостояния Фёдора Ивановича Сухова бандиту Абдулле – дань времени, вознесшему этот жанр на вершину популярности. «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» перенесли традиции приключенческого фильма о поселенцах «дикого Запада» на нашу почву, предложив его новый вид – истерн. В 60-70-х годах ХХ века это явление вызвало всплеск подражаний в советском кинематографе – как на азиатских киностудиях, так и на центральных.

Картина «Белое солнце пустыни» была снята на «Мосфильме» и «Ленфильме» по сценарию Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. А предшествовал этому оглушительный успех дилогии 1966 года «Неуловимые мстители», после которого и появился термин «истерн». В том же году советский кинематограф обогатился Экспериментальной творческой киностудией – коммерческим предприятием с конъюнктурными принципами производства, свободой подбора кадров и выбора материала для экранизации.
Из соображений выгоды в 1967 году ЭТК решила снимать потенциально популярный истерн и пригласила к работе над сценарием Фридриха Горенштейна и Андрея Михалкова-Кончаловского. Но первоначальный сценарий «Басмачи» руководство не устроил. Тогда появились другие соавторы – Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов. Последний поделился не выдуманной историей, которую услышал от участника Гражданской войны. Ветеран рассказывал о сбежавшем басмаче, бросившем свой гарем на произвол судьбы. Сюжетная линия была найдена.


Сценарий писался ровно месяц – с июня по июль 1967 года. И если бы к тому времени студия определилась с режиссером, фильм запустили бы в производство уже с августа. Но снимать было некому.
Стать режиссёром предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину, Андрею Тарковскому, но никто из них предложение не принял.

Не отклонил его лишь Владимир Мотыль, снявший до этого «Женю, Женечку и «катюшу». Ему сразу понравился сценарий, хотя были сомнения в том, что это позволят снять. Согласился режиссер взяться за работу лишь после получения гарантий свободы действий от руководителя ЭТК Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова. В итоге сценарий с рабочим названием «Пустыня» заявили в план следующего года. Прокатное название фильма «Белое солнце пустыни» предложил зампред Госкино Владимир Баскаков.
Читайте дальше

Не отклонил его лишь Владимир Мотыль, снявший до этого «Женю, Женечку и «катюшу». Ему сразу понравился сценарий, хотя были сомнения в том, что это позволят снять. Согласился режиссер взяться за работу лишь после получения гарантий свободы действий от руководителя ЭТК Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова. В итоге сценарий с рабочим названием «Пустыня» заявили в план следующего года. Прокатное название фильма «Белое солнце пустыни» предложил зампред Госкино Владимир Баскаков.
Читайте дальше
© Вячеслав Капрельянц, 2017
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
Journal information