?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.


13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).





Дипломная работа начинающего сценариста

Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.



Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя – «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.






Чем Куравлев лучше Высоцкого?

Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это – он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.



Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».




Луч света в темном царстве

В роли Кати Данелия видел только одну актрису – Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».



И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.


Плохой человек – редиска

В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой – эгоистичнее Афони.



Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».


Третьим будешь?

А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» – эта его фраза стала крылатой.







Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог – не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. – Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет – правдоподобное…».


Нарочно не придумаешь

Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…







Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут – надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».



А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме – совсем не это…





Песни о далекой Родине

В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы»), «Больше жизни» («Цветы»), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята»), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс»). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».



В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.





© Вячеслав Капрельянц, 2016


Если вам понравился мой пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!


Читайте также по теме:

«Д’Артаньян и три мушкетера»: истории за кадром.
Какие проблемы и недоразумения сопровождали любимый фильм на пути к зрителю?

«Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма
50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений.

Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

«Белый Бим – Черное ухо»: драма в кадре и за кадром

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Зачеркнуть бы всю жизнь…
"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Три плюс два" - фильм навсегда

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить



Posts from This Journal by “мои посты про кино” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Oct. 14th, 2019 03:20 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Кино.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
well_p
Oct. 14th, 2019 03:26 pm (UTC)
Насчет рубля. Молодежь сейчас в принципе не поймет: почему Афоня был должен рубль и почему Брондуков со товарищем искали третьего.Это называется контекст эпохи, без которого очень многие вещи теряют свой смысл и уже непонятны потомкам.
kwakin_misha
Oct. 14th, 2019 07:47 pm (UTC)
Да, этот юмор остался в прошлом.
slavikap
Oct. 14th, 2019 08:42 pm (UTC)
Да сейчас юмора как такового и нет...
slavikap
Oct. 14th, 2019 08:42 pm (UTC)
Это верно.
livejournal
Oct. 14th, 2019 04:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
poluyan
Oct. 14th, 2019 04:46 pm (UTC)
три рубля!
kwakin_misha
Oct. 14th, 2019 07:48 pm (UTC)
вроде же два рубля?
poluyan
Oct. 15th, 2019 03:13 am (UTC)
инфляция))
Geokon
Oct. 14th, 2019 05:40 pm (UTC)
А вот Корзина считает, что хеппи-энда в этой истории не было, вернее он был, но недолго. Так, как Афанасий потом обязательно бросил бы Катю.
slavikap
Oct. 14th, 2019 08:43 pm (UTC)
Это проблемы корзины...
icontr
Oct. 15th, 2019 05:40 am (UTC)
Видел как снимали эпизод этого фильма, на ул. Урицкого в Ярославле возле магазина "Дом одежды" через дорогу был наш садик и мама вела меня домой, Куравлёв бил стекло в газетной витрине а Леонов стоял в толпе в клетчатой кепке, совсем рядом:) Неподалеку же находилось кафе "Ассоль" только что открытое, перекресток ул. Колесовой и Ленинградского проспекта где снимали дискотеку:)
slavikap
Oct. 19th, 2019 10:15 am (UTC)
Забавно! :)
vitas1917
Oct. 20th, 2019 07:55 am (UTC)
Like
gennadiydubovoy
Oct. 21st, 2019 12:57 am (UTC)
Like
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel