Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

"Воздушный Госпром" над Харьковом



Время от времени человечество проявляет склонность к гигантомании. Примеров тому множество - от египетских пирамид до "Титаника".

В состязаниях крупных форм принимали участие и харьковчане. Следует сказать, отчасти не безуспешно.

21 августа 1933 года совершил первый полет самолет-гигант К-7, сконструированный и собранный в Харькове.







"Квази уно фантазия"

В конце 20-х – начале 30-х годов в небе царили бипланы (для тех, кто не знаком с авиационной терминологией – нечто наподобие "кукурузника"). И даже первые попытки создания самолетов-гигантов – "Русский витязь" или "Илья Муромец", созданных знаменитым конструктором Игорем Сикорским – не выходили за рамки биплановой концепции.

Yes

Авиаконструктор Константин Калинин

Самобытный харьковский авиаконструктор Константин Калинин решил создать гигантский моноплан. Причем не просто моноплан, а уникальный самолет-крыло. Пассажиры и багаж размещались в крыле, экипаж - в специальной рубке.

Замысел Калинин вынашивал несколько лет, с середины 20-х. Реализовать проект удалось в Харькове, где в 1926 году был создан авиационный завод. На предприятии было организовано конструкторское бюро под руководством Калинина.

Основной задачей было создание отечественных пассажирских самолетов, так как до этого рейсы обслуживали иностранные машины. В конце 20-х Калинин создал две модели, которые были запущены в серийное производство и в значительной степени вытеснили "иномарки" из отечественного неба.

В 1933-м коструктору удалось реализовать свою мечту - создать самолет-гигант. Новую модель К-7 за огромные размеры окрестили "Воздушным Госпромом". (Здание Госпрома – еще одна дань харьковчан гигантомании – появилось как раз в конце 20-х и еще не перестало вызывать ярко выраженного восхищения у горожан.)

Тактико-технические характеристики:

длина – 28 метров;

размах крыла – 53 метра;

масса – 21 тонна;

масса с грузом – до 40 тонн;

количество двигателей – 7, мощностью 750 лошадиных сил каждый;

экипаж – 12 человек.














Самолет на все случаи жизни

В Советском Союзе практически все было подчинено дело повышения обороноспособности. Поэтому, по замыслу авторов, самолет мог использоваться как пассажирский, так и транспортный и бомбардировочный.

Пассажирский вариант самолета мог бы перевозить 128 пассажиров на расстояние до 5 000 километров.

Планировалось создание класса люкс, рассчитанный на 64 пассажира. На борту предполагались кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь.

Помещения для людей были более 10-ти метров в длину, 6 в ширину и 2,33 метра в высоту. Баскетболисту было бы не совсем удобно, но для человека среднего роста – вполне.

Yes

Модель военного самолета К-7

Военный вариант имел бы на вооружении 8 пушек, 8 пулеметов и бомбовую нагрузку до 16 тонн.

Катастрофа в харьковском небе

Спустя три месяца после нескольких удачных полетов первый советский самолет-гигант потерпел катастрофу. Лайнер упал во время испытаний на достижение максимальной скорости. Из 20-ти человек, находившихся на борту, погибли 15.

Но не это предопределило судьбу самолета. В руководстве страны изменились взгляды на развитие авиастроения. Самолеты-гиганты пока были отодвинуты на второй план. Главный конструктор Константин Калинин готовил создание еще двух моделей. Но в 1935 году проект К-7 закрыли.

Примерно такая же участь постигла и более поздний вариант самолета-гиганта "Максим Горький", созданный конструкторским коллективом под руководством Туполева. Всего было произведено две машины. Правда, на базе данной модели были созданы варианты тяжелых бомбардировщиков.

А пионеру тяжелого самолетостроения Константину Калинину развить свои замыслы было не суждено.

1 апреля 1938 года Калинина арестовали в Воронеже. Спустя несколько месяцев по обвинению во вредительстве и шпионаже он был приговорен к расстрелу (не исключено, что свою роль сыграла и харьковская катастрофа самолета-гиганта, так как в 30-х считалось, что в стране советов аварии и катастрофы могли происходить только по замыслам вредителей).

К слову, упомянутый выше Туполев мог вполне разделить участь коллеги. Он был арестован в 1937-м и приговорен к 15-ти годам лишения свободы по обвинению во вредительстве. В 1941-м, когда стране остро понадобились квалифицированные технические кадры, Туполев вышел на свободу.

Авиационная гигантомания сегодня

Конечно же, можно заметить, что самолет-гигант начала 30-х годов выглядит достаточно скромной птицей по сравнению даже с рядовыми пассажирскими или транспортными лайнерами. Однако ценность достижений все-таки следует сопоставлять со временем. Помимо этого ценность представляет сама идея создания максимально больших летательных аппаратов. А данная идея, у истоков которых стояли и харьковчане, жива и поныне.

Украина  - одна из немногих стран, обладающих самолетами-гигантами. Гордостью отечественной авиации все еще остается летающий супергрузовик Ан-225 "Мрія", собранный советскими авиастроителями в 1988 году. Взлетная масса лайнера достигает чудовищной цифры – 640 тонн.

Чтобы не загружаться перечислением рядя числовых показателей, скажем лишь, что самолет создавался для транспортировки многоразовых космических кораблей.





Самолет существует в единственном экземпляре. В заводском ангаре с 80-х стоит еще одна модель. Знатоки жанра утверждают, что она была готова на 70%, но, очевидно, довести дело до конца усердия не хватило.

Самым большим самолетом в мире по размерам считается американский Stratolaunch Model 351 с размахом крыла 117 метров, предназначенный для запуска космических ракет.






Но отечественный гигант все еще самый сильный. К тому же он от и до проверен тридцатью годами эксплуатации. В то время как американский коллега только проходит фазу испытаний.





источник: sq.com.ua






Tags: Харьков, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “Харьков” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments