?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изобретение кондиционеров некогда было воспринято с холодным скептицизмом, однако вскоре они стали неотъемлемой частью нашей жизни…


Кондиционеры (выше представлена их реклама для Carrier, 1947 год) изначально задумывались как инструменты повышения промышленной производительности. Теперь же они являются почти необходимостью для домов и транспорта.


Работа в офисе во время жары в июне. Званый ужин в июле. Покупка шоколада в августе. Если вы поговорите с Сальваторе Базиле, автором книги «Прохлада: как кондиционеры изменили всё» (англ. Cool: How Air Conditioning Changed Everything), вы поймёте, что этих вещей не существовало бы, если бы не устройства, способные охлаждать температуру.






«Они повлияли на мир до такой степени, что теперь люди могут вести нормальную жизнь в жаркие месяцы, чего раньше не наблюдалось», – говорит Базиле.

Сегодня почти 75% американских домов имеют кондиционеры, однако одни из первых устройств в своём роде, которые ныне стали почти необходимостью, изначально были на удивление равнодушны к человеческому комфорту.

На рубеже ХХ века влажность стала угрожать репутации бруклинской Литографической и издательской компании Сакетт-Вильгельмов (англ. Sackett-Wilhelms Lithographic and Publishing Company), которая производило высококачественную цветную печать. В течение двух летних сезонов стояла экстремальная жара, которая подорвала бизнес и привела к набуханию страниц и размытому тексту, и полиграфическая компания обнаружила, что зарождающаяся индустрия охлаждения может решить эту проблему.

Уиллис Карриер, 25-летний инженер-экспериментатор, создал примитивную систему охлаждения, чтобы уменьшить влажность вокруг печатающего устройства. Он использовал промышленный вентилятор для того, чтобы гонять воздух над паровыми катушками, заполненными холодной водой; избыточная влажность должны была конденсироваться на катушках и производить охлаждённый воздух.

«Это не просто решило проблему, [прохладный воздух] начал приносить людям комфорт, а затем идея погасла», – говорит Базиле.


После своих попыток улучшить механические системы кондиционирования воздуха Уиллис Карриер (1876-1950) представил первый практический центробежный холодильный компрессор в 1922 году (на фото выше: из коллекции Смитсоновского национального музея американской истории).


Даже Карриер понимал, что его первоначальное изобретение было не самым эффективным способом контроля влажности, и продолжал возиться с технологией. К 1922 году он создала\ более безопасный и мощный (но менее громоздкий) центробежный холодильный компрессор, предшественник современного кондиционера. В Смитсоновском национальном музее американской истории хранится один из первых практических центробежных холодильных компрессоров, датируемый 1922 годом. Он является данью историческому подвигу Карриера.

Эксперты говорят, что, называя Карриера отцом современной технологии охлаждения, мы упускаем из виду десятилетние усилия других изобретателей, которые использовали рифрежирацию, чтобы сделать жаркие дни более продуктивными или комфортными. Задолго до рождения Карриера профессор Университета Глазго Уильям Каллен испарял жидкости в вакууме, таким образом создав холодильную технологию ещё в 1748 году.

Более 100 лет спустя Джон Горри, врач из Флориды, использовал небольшой паровой двигатель для охлаждения воздуха, чтобы его пациенты, страдающие тропическими болезнями, могли чувствовать себя более комфортно. Горри назвал своё изобретение «ледяной машиной». Новое оборудование, которое могло производить холодные температуры, казалось, было захватывающим предложением во время промышленной революции, но попытки Горри запатентовать и популяризировать своё изобретение потерпели крах. Северные производители, которые получали прибыль от доставки льда на юг, выступили против Горри и извлекли выгоду из общественного скептицизма по поводу искусственно охлаждённого воздуха, который производила «ледяная машина» Горри.

«Эта система была настолько революционной, что он умер без гроша. Он просто не мог заставить никого поверить, что это работало», – говорит Базиле.


Уиллис Карриер держит термометр внутри иглу, демонстрируя кондиционер на Всемирной выставке 1939 года в Сент-Луисе


И хотя американцы уже давно разводили костры в своих домах, чтобы согреться, идея системы охлаждения была совершенно иной. Питер Либхольд из Смитсоновского института говорит, что усилия по контролю над окружающей средой также поднимали моральные вопросы.

«Люди считали, что попытки контролировать окружающую среду противоречили Божьей воли», – поясняет Либхольд, куратор отдела труда и промышленности Национального музея американской истории.

Тем не менее, кондиционер медленно завоёвывал признание, и Карриер продолжал делать успехи. Возможно, мир просто устал от жары и был готов принять облегчение, но молодой харизматичный инженер оказался успешным пропагандистом в индустрии охлаждения. Базиле пишет, что в отличие от многих американцев начала 1900-х годов, чьи «непреклонно викторианские» взгляды были потрясены появлением новых машин и технологий на рубеже веков, Карриер был недавним выпускником инженерного факультета, который стремился полагаться на новые науки и механику. К тому же, деловой мир был готов к этому.

Производители всего, от кожи до макарон, прекрасно видели угрозу своей продукции со стороны переменчивых погодных условий, поэтому оборудование Карриера вызвало большой интерес с восторженным освещением в прессе. Летом 1906 года издание Louisiana Planter and Sugar Manufacturer писало, что «жаркие летние дни, преобладающие сейчас, заставляют задаться вопросом, почему вентиляция с прохладными потоками не использовалась широко до этих дней».

В то время как кондиционеры брали промышленный сектор штурмом, именно фильмам удалось привлечь внимание широкой общественности к охлаждённому воздуху.




«Центробежный компрессор, разработанный Карриером, помог сделать охлаждение кинотеатров в значительной степени универсальным по всем Соединённым Штатам», – говорит Сальваторе Базиле.


Никелодеоны давно предлагали дешёвые развлечения публике, но маленькие, тёмные, замкнутые пространства прославились запахом затхлого воздуха и пота. Стремясь заручиться покровительством зрителей среднего и высшего класса, технология Карриера вскоре стала популярной в кинотеатрах.

«Центробежный компрессор, разработанный Карриером, помог сделать охлаждение кинотеатров в значительной степени универсальным по всем Соединённым Штатам, – говорит Сальваторе Базиле. – В 1919 году появилось несколько компаний, которые поставляли охлаждающее оборудование для кинотеатров, и это была революция».

Только в середине ХХ века, когда страна стремилась выйти из тени войны и принять новое видение процветания, кондиционер стал неотъемлемой частью американских домов.

«1950-е годы были временем, когда люди стремились не отставать от своих соседей», – говорит Базиле.

В 1945 году журнал Life опубликовал четырёхстраничный разворот о кондиционерах, озаглавленный «Кондиционер: после войны он станет достаточно дешёвым, и его можно будет устанавливать в частных домах». Технология была описана как довоенная роскошь, которая производилась в больших количествах и продавалась по умеренной цене на послевоенном массовом рынке.

Сегодня почти в каждом американском доме есть кондиционер. По мнению Либхольда быстрое распространение кондиционера и его перемещение из общественных мест в частные резиденции в середине ХХ века – задолго до того, как это произошло в других странах – говорит о том, что «креативная дезинтеграция встроена в американскую идеологию».

Технология, которая изначально задумывалась как инструмент повышения промышленной производительности, теперь является неотъемлемой частью американских домов и транспорта. Хотя люди в жарком климате по всему миру охлаждают себя при помощи вентиляторов, фонтанов и системам естественной вентиляции на протяжении веков, в США используют кондиционеры больше, чем остальные страны мира вместе взятые. В 2016 году Соединённые Штаты потратили около 616 тераватт-часов (ТВтч) электроэнергии на кондиционирование воздуха, в то время как Европейский союз с населением в полтора раза больше потратил всего 152 ТВтч с той же целью.

Цифры ещё более впечатляют при сравнении Соединённых Штатов с менее развитыми странами. Индия, население которой примерно в четыре раза больше, а климате – гораздо жарче, тратит около 91 ТВтч электроэнергии на кондиционирование воздуха.

«У американцев есть склонность менять природу и заставлять её работать на них, а не быть с ней единым целым», – говорит Либхольд.

Учитывая экзистенциальную угрозу изменения климата и повышение температуры в целом, огромный спрос на энергию порождает сложные проблемы, связанные с экологической стоимостью комфорта, а в чрезвычайно жарком климате – с выживанием.

Базиле считает, что в мире, где бизнес ведётся в закрытых офисных зданиях, а кондиционеры становятся всё более распространёнными, шансы на широкое сокращение их использования невелики.

Либхольд, историк технологий, соглашается, что когда дело доходит до дебатов об использовании энергии, более чистая и эффективная технология, решающая экологические проблемы, подаёт больше надежда, чем то, что люди однажды решат сознательно прекратить использование кондиционеров в целом.

По материалам сайта smithsonianmag.com




источник





Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel