Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Vis-O-Matic – версия онлайн-магазина 1950-х годов



Одна из фотографий магазина Vis-O-Matic в Пемброке, сделанных для июньского выпуска журнала LIFE (1950 год), хотя статья, похоже, никогда не была напечатана.


Канадский универмаг попытался революционизировать покупки, когда он открыл магазин со стендами и экранами для заказа товаров





Когда в мае 1950 года универмаг A. J. Freiman объявил о своих планах ввести «кнопочные покупки» в маленьком городке Пемброк, Канада, газеты по всей Северной Америке были озадачены. Нью-йоркская Women's Wear Daily сообщила своим читателям, что «не было предоставлено никаких данных относительно того, что именно представляет собой проект, а запросы, отправленные в магазин Оттавы, пока остаются без ответа». Единственной информацией, которую получили журналисты, был загадочный пресс-релиз, в котором значилось, что A.J. Freiman гордился тем, что «впервые представлял эту великую инновационную технологию розничной торговли». Новый бренд магазина, как было сказано в пресс-релизе, будет называться "Vis-O-Matic".

Месяц спустя, когда проект стартовал, стало очевидным то, что технология A.J. Freiman действительно была инновационной. "Vis-O-Matic" представлял собой Amazon Prime своей эпохи: магазин был оснащён телевизорами; клиенты садились, заказывали продукты с экрана, а затем отправлялись домой, поскольку компания доставляла покупки непосредственно по адресу.

Лоуренс Фрейман, который управлял семейным бизнесом с 1939 года, в течение пяти лет вынашивал эту идею, согласно июньскому выпуску 1950 года канадской газеты Globe and Mail, и, наконец, он запустил пробную версию в Пемброке, чуть более чем в 145 километрах к северо-западу от базы своей компании в Оттаве.

Обстановка была важна для Фреймана. Для крупного универмага рынок маленького городка оставался неуловимым. A.J. Freidman не мог позволить себе отправить свой обширный каталог через всю Канаду в город, в котором было недостаточно населения, чтобы обеспечить большие объёмы продаж. Но по мере того как послевоенная заработная плата росла по всей Северной Америке, рынок потребительских товаров увеличивался, и A.J. Freidman не мог упустить множество потенциальных покупателей, даже если они были географически разбросаны. Как сообщалось в Business Week в 1950 году: «Что делать, когда растущие доходы превращают малонаселённые районы в хорошие рынки? Это одна из проблем, с которыми сталкивается всё большее и большее число управляющих крупными универмагами каждый день».

Таким образом, Лоуренс Фрейман придумал революционное решение: вместо того чтобы отправлять полный список в Пемброк, он откроет визуальный магазин, оснащённый телевизионными экранами, которые будут транслировать изображения его продуктов. Следовательно, товары A.J. Freiman могли оставаться в Оттаве, где находился универмаг.Vis-O-Matic в Пемброке, согласно Globe and Mail, представляли собой «небольшой магазин с кондиционером на главной улице, оборудованный стендами и экранами, на которых должны были высвечиваться цветные изображения доступных товаров». Посетители усаживались перед одним из восьми стендов, оборудованных 27-дюймовыми цветными телевизорами. В каждый стенд были встроены три кнопки: «Вперёд», «Назад» (для пролистывания каталога) и ручка, которая позволяла клиентам пропускать большой объём слайдов – скажем, с 50-й позиции на 150-ю. В целом жителям Пемброка были доступны 3750 продуктов.

Когда клиенты выбирали товар, они записывали свой заказ в блокнот, который, как сообщала газета Women's Wear Daily, был фактически интегрирован в подлокотники стенда для лёгкого доступа. Клиенты передавали лист бумаги одному из четырёх «консультантов по продажам», которые использовали телетайп, предшественник факса, чтобы отправить заказ в Оттаву. Затем, по крайней мере, согласно официальному заявлению A. J. Freiman, «товары доставлялись на следующий день на почтовое отделение или курьером домой» — время доставки, которое может заставить современные Интернет-магазины казаться примитивными.

Фрейман создал Vis-O-Matic не в одиночку. В середине июня газета Women's Wear Daily сообщила, что A.J. Freiman нанял Фреда Уоллера (который в 1939 году изобрёл, а затем запатентовал изогнутый многопроекторный киноэкран, известный как Cinerama) для разработки технологии. Уоллер от имени своей телекомпании Vitarama Corp, по-видимому, вёл переговоры с Фрейманом «о распространении Vis-O-Matic на территории Соединённых Штатов».

В той же статье Women's Wear Daily заявила, что Фрейман и Уоллер инициировали революцию в розничной торговле: «Покупки делаются в ходе полностью визуального процесса».

Фрейман, кажется, тоже был в восторге от технологии. 14 июня, всего через неделю после открытия магазина Vis-O-Matic в Пемброке, он сказал газете: «Наш первый опыт показывает, что нет никаких сомнений в том, что мы можем продавать что-либо таким способом». Женская одежда — в особенности платья, спортивная одежда и обувь — была самым популярным товаром на экранах Vis-O-Matic, а одежда для детей следовала за ним. Тем не менее, по словам Фреймана, «прибыль также приносили такие предметы из магазина в Пемброке, как крупная бытовая техника, радио, линолеум».

Концепция удалённых покупок, однако, не была полностью инновационной. «Я всегда подчёркиваю, что дистанционные покупки не являются чем-то новым, даже если это цифровые покупки, – говорит Доника Белисле, профессор Университета Регины в Канаде, которая пишет об истории потребительской культуры. – Компания Sears начала печатать каталоги в 1880-х годах, и канадские универмаги быстро подхватили эту идею. В свою очередь, каталог почтовых заказов Eaton распространился по всей стране к концу 1890-х годов».

Но система Vis-O-Matic, возможно, находилась на шаг впереди печатных торговых каталогов отчасти потому, что она была инновационной. «Она дебютировала одновременно с телевизорами, а в 1950-х годах телевизоры были доступны не всем, – говорит Белайл. – Возможно, это было интереснее, чем печатные каталоги». Globe and Mail в 1950 году описала ещё одно преимущество Vis-O-Matic перед печатным каталогом: «Технология позволяла быстро корректировать цены с учётом изменений на рынке».

Идея, казалось, набирала обороты. 11 ноября 1950 года газета Manitoba Ensign объявила о том, что «запросы поступали не только из Канады и Соединённых Штатов, но и из многих зарубежных стран». Предприниматели интересовались, могут ли они приобрести версии Vis-O-Matic. Газета заявила, что Vis-O-Matic собирается «распространяться дальше» и «заменит каталог почтовых заказов». Более 20000 человек посетили магазин за четыре месяца, и A.J. Freiman планировал расширить свою деятельность в сельских районах Канады, не только построив больше офисов Vis-O-Matic, но и подключив технологию к трейлерам.

В другом блестящем обзоре журнал Popular Photography сообщил в марте 1951 года: «Система вполне может революционизировать бизнес почтовых заказов».

Тем не менее, Фрейман прекрасно понимал, что его магазин не будет прибыльным в краткосрочной перспективе. Стоимость доставки индивидуальных заказов из Оттавы в Пемброк была слишком большой, чтобы компенсировать какую-либо прибыль. Он неоднократно разъяснял, что магазин в Пемброке был экспериментом, и говорил, что «мы будем продолжать действовать осторожно». В отдельной статье для Women's Wear Daily Фрейман сказал: «По правде говоря, одна операция получается не совсем экономичной».

Возможно, самым показательным в статье для Manitoba Ensign было замечание о том, что «единственным препятствием для более быстрого распространения Vis-O-Matic по небольшим городам Канады является отсутствие машин».

Тем не менее, хотя A. J. Freiman оказался прибыльным — в апреле 1951 года Women's Wear Daily написала, что универмаг достиг «нового пика продаж» после запуска Vis-O-Matic — освещение новостей о магазине в Пемброке прекратилось примерно в то же время, и, несмотря на раннюю шумиху, похоже, что в других местах он не был открыт. По-видимому, не было никаких дальнейших сообщений о Vis-O-Matic в период между 1951 и 1971 годами, когда A. J. Freiman был продан розничному гиганту Hudson's Bay, и большинство историков потребительской культуры не знакомы с инновацией.

Но даже если бренд был потерян во времени, основная идея Vis-O-Matic продолжает жить сегодня. Как мечтал Лоуренс Фрейман, клиенты со всего мира регулярно садятся и заказывают всё, что душа пожелает, начиная от приборов и заканчивая одеждой, из каталога на экране.


Женщины сравнивают обувь, доступную в A. J. Freiman



Два мальчика спорят о велосипеде, который они нашли в каталоге Vis-O-Matic



Стенд Vis-O-Matic, оборудованный кнопками и ручкой для переключения между продуктами и встроенным блокнотом, в котором клиенты могли разместить свои заказы



Изображение панели с кнопками и ручкой, которая имелась в каждом стенде, включая возможность обратиться за помощью к консультанту по продажам в случае необходимости



Так называемый консультант по продажам возвращает на полки слайды с товарами после того, как клиенты завершили просматривать их



Девочка добавляет куклу в список покупок



Модная шляпка



Сотрудница A. J. Freiman раздаёт слайды каталога компании



Семья получает посылку из магазина Vis-O-Matic, доставленную курьером

По материалам сайта smithsonianmag.com



источник




Tags: история, торговля
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment