Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Абсурдономика. Надломленное мировое разделение труда на примере обуви.

"Производители обуви подписали коллективное письмо президенту США Дональду Трампу с призывом прекратить торговую войну с Китаем. По данным министерства торговли, более 70% обуви, которая продается в стране, ввезена из КНР. Письмо подписано 173 компаниями, включая Nike, Dr. Martens, Converse и Adidas."


Источник https://www.bbc.com/russian/news-48366804
Разбираемся в сути этого антиэкономического абсурда.





Начнем с подписантов коллективного письма, обозначенных как производители обуви.
Nike - американская компания, работает с 1971-го.
Converse- американская компания, работает с 1908-го (в настоящее время - "дочка" Nike).
Adidas - германская компания, работает с 1925-го.
Dr. Martens - британский бренд, существует с 1947-го (компания называется AirWair Ltd)
Считается, что все они - производят обув (а некоторые еще и одежду), причем на огромные суммы (например для Nike годовой оборот 30 миллиарда долларов, операционная прибыль 12 миллиардов, чистая прибыль 3 миллиарда).

В чем суть их претензий к Трампу (цитата из того же источника)
"В документе говорится, что средняя торговая пошлина на ввоз обуви в США составляет 11,3%, а в некоторых случаях достигает 67,5%. Если добавить к этому еще 25-процентную пошлину, получится, что некоторым покупателям-американцам придется заплатить почти 100-процентную пошлину на свою обувь, утверждают компании, называя это "недоступным пониманию"."Настало время закончить эту торговую войну", - пишут авторы документа.
Президент США увеличил пошлины на импорт из Китая в США объемом 200 млрд долларов с 10% до 25% спустя неделю после того, как Вашингтон и Пекин не смогли договориться о прекращении торговой войны."
(конец цитаты).

Продолжаем разбираться.
Во-первых, что тут "недоступно пониманию"? Это обычная, исторически давно известная и многократно применявшаяся в разных странах, протекционистская мера по защите интересов национального экономического сообщества - как предпринимателей (владельцев производств), так и трудящихся (работающих на этих производствах).
Во-вторых, что такое "закончить эту торговую войну"? Американскому как-бы-свободному и эффективному капиталистическому экономическому сообществу - капитулировать перед полугосударственным условно-социалистическим китайским как-бы-бизнесом, перемешенным с откровенно-агрессивной политикой КПК?
В-третьих, что собственно не понравилось американским компаниям - как-бы производителям обуви, а также не-американским, но тоже западным производителям (которым вроде бы анти-китайские пошлины лишь на руку)? Казалось бы: рыночная ниша составляющая 70% обуви освобождается из-за драконовских пошлин, введенных против доминирующего китайского производителя. Западные производители должны кричать Wow!!!, строить современные роботизированные высоко-рентабельные фабрики, расширять производство, захватывать эту рыночную нишу и получать огромную кучу прибыли...

...Но все выглядит иначе. Дело в том. что эти западные концерны-гиганты, как-бы "производители обуви", на самом деле не производят ничего.
Вот например как-бы германская компания Adidas:
годовой оборот 22 миллиарда долларов,
операционная прибыль 2.4 миллиарда,
чистая прибыль 1.7 миллиарда.
Годовое производство 409 миллионов пар обуви (плюс еще одежда).
Но практически все это производят 130 независимых компаний - партнеров, причем 97% производства расположено в Азии (Китай, Вьетнам, Индонезия).
Т.е. фактически Adidas - просто обувной спекулянт, добавляющий 11% наценки к чужой (конкретно азиатской) продукции, лишнее звено в схеме производитель - потребитель.
Если завтра Adidas исчезнет, то потребитель не потеряет ничего, а лишь сэкономит 11%, заказывая обувь по интернету непосредственно из Индонезии, например.

Аналогичная история с Nike, но с особой остротой. В 1996-м выяснилось, что азиатские компании - партнеры, производящие обувь Nike, нарушали законы Вьетнама о минимальной заработной плате и оплате сверхурочных. Не платить работникам даже минимальную вьетнамскую зарплату - это уже что-то действительно "недоступное пониманию".
Особенно - на фоне благотворительной показухи и чудовищно-дорогих рекламных компаний Nike с участием "мировых звезд".

Конечно, можно возразить: да все эти Nike и Adidas - лишние паразитные звенья, глобальные спекулянты, токсичный мусор рынка. Но ведь в конечном итоге анти-китайские пошлины Трампа ударят по кошельку потребителей, нормальных обычных людей.
Это вне сомнения так. Пошлины, как и любые классические налоги, как и вообще государство - это тоже токсичный мусор рынка.
Но в данном случае пошлины Трампа лишь приблизили неизбежное повышение цен при устаревшей стратегии "производить дешево на Востоке - продавать дорого на Западе".
"Восток" (в частности Китай) перестает быть дешевым, поскольку азиатская стоимость жизни постепенно выравнивается с американской и европейской.
"Запад" (особенно Западная Европа, но в значительной мере и Америка) перестает быть такой уж богатой в смысле покупательной способности большинства жителей на рынке реальных потребительских товаров.
Конструкция т.н. "мирового разделения труда" (точнее разделения на восточные страны - фабрики и западные страны - рантье) надломилась еще до Трампа.

Время паразитных виртуальных концернов - спекулянтов на брендах уже ушло. Выражаясь в ковбойском стиле: эта лошадь сдохла. Но верхушка таких концернов пытается удержаться в седле дохлой лошади. Вот суть "письма 173-х" против торговой войны с Китаем.
Такие дела.


https://alex-rozoff.livejournal.com/112947.html


Tags: экономика, экономика США
Subscribe

Posts from This Journal “экономика США” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment