Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

"Позор горцев": что могут сделать 150 "красных сарафанов" с 8 тысячами джигитов





Во время русско-турецкой войны 1768-1774 года основные боевые действия происходили на Дунае, Запорожье, в Крыму, Черном и Эгейском море. Противостояние проходило и на Северном Кавказе, где турки направляли против России местные горские народы. Летом 1774 года 8 тысячное войско татар, кабардинцев и турок напали на большую казацкую станицу Наурскую. Налетчики знали, что большинство взрослых казаков, способных носить оружие, ушли на войну, а в поселении остались немногочисленные мужчины и женщины, дети и старики.








Противник рассчитывал быстро взять станицу и продолжить свой поход на русские земли, однако их планы сорвали полторы сотни одетых в красные сарафаны казачек, решивших до конца защищать свои дома. Это был первый эпизод, когда кавказским женщинам пришлось вооружиться и самим давать отпор противнику. В последствие оружие в руках гребенских казачек перестало кого-либо удивлять и стало традицией.

Штурм станицы

В XVIII веке Наурскую населяли казаки, переселенные с Волги, а сама станица являлась важной частью Моздокской оборонительной линии. 10 июня 1774 года к Наурской подошло 8-тысячная армия под предводительством Шахбаза Герая, носившего титул калги (второе после хана звание) Крымского ханства. Основу войска составляли татары, регулярные подразделения турецкой армии и многочисленные отряды кабардинских князей.

Казачья станица на Кавказе – это маленькая крепость, окруженная валом, рогатками, стеной и кустами колючего терновника. Дома станичников невысокие, а в стенах, обращенных к «полю», вместо окон бойницы для стрельбы.

11 июня горцы, татары и турки, рассчитывая взять станицу наскоком, пошли на приступ. Строевые казаки ушли на войну и отпор захватчикам могли дать только инвалиды, старики, казачата и немногочисленные мужчины под предводительством атамана Савельева. Казаки, вышли на валы и встретили наступающего противника огнем из ружей и чугунных пушек.

Пока мужья, братья и отцы сражались, казачки разогревали смолу, перевязывали раненных воинов, подносили боеприпасы. У наурцев была легенда, что даже приготовленные к обеду щи, выливались на головы карабкающихся по стенам врагов. В критический момент обороны, когда противник всеми силами пошел на штурм, и бойцов для бороны не хватало, женщины решили подержать сражающихся мужчин.

По традиции перед решающим боем казаки одевались в свои лучшие чистые одежды, тем самым демонстрируя готовность умереть, и отправится на суд божий в пристойном виде. Нарядившись в красные наурские сарафаны, полторы сотни женщин вышли на вал с отчаянной готовностью погибнуть, но не пустить врага в станицу.

Казачки, вооруженные серпами под пулями и пролетающими стрелами, смело резали штурмующих стены врагов. Такого горцы не ожидали и, не выдержав потерь, отступили от стен. Первый день штурма обошелся войску Шахбаз Герая в 800 человек убитыми большинство, из которых были кабардинцами, отличающимися особой смелостью. В числе погибших оказался и влиятельный князь Кабарды Кагока Татарханов.

Станица Червленная, в которой стоял армейский пехотный полк, находилась всего в 40 верстах от Наурской, но помощь из нее осажденным так и не пришла. До самой Червленой доносились звуки пушечных выстрелов, но командир полка посчитал, что это отголоски не боев, а учебных стрельб, часто проводимых атаманом Савельевым.

Неожиданное отступление

Утром 11 июня казацкие пушки возобновили обстрел и к общему удивлению станичников, после первых залпов противник собрал свой лагерь и ушел от стен Наурской. Причиной поспешного отступления стала гибель любимого племянника Шахбаз Герая, которого убил выстрелом наурский казак по прозвищу Перепорха.

Крымский калга посчитал смерть своего родича плохим знаком и решил отступить, тем более что время для неожиданного нападения на казацкие земли было потеряно. Спустя почти 100 лет станичники раскопали курган, на котором стоял шатер Шахбаза и обнаружили в земле человеческие кости, рядом с котором положили серебряный кувшин, золотые украшения и конскую сбрую. Возможно, это и был племянник военачальника.

Но многие казаки верили в другую версию чудесного спасения Наурской. На рассвете 11 июня в день памяти Варфоломея и Варнавы, на поле брани появились облаченные в белые одежды всадники, скачущие на белоснежных конях. Это святые апостолы спустились с небес для защиты православных людей и прогнали врага.

В последующей истории Моздокского полка день апостолов Варфоломея и Варнавы особенно почитался, а 11 июня называли не иначе как «Бабий праздник». Кабардинцы долго не могли отойти от позора своего поражения и даже в мирное время старались не встречаться с наурскими станичниками. Казаки, сталкиваясь с горцами, всегда напоминали о том «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». А если встречался джигит с обожженным лицом, то его спрашивали: «что, приятель, не щи ли в Наурской хлебал?».

Источник



https://sahoganin.livejournal.com/4678439.html


Tags: женщины, казачество
Subscribe

Posts from This Journal “казачество” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments