?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 – революционный автомобиль для советского автопрома.





«Могильщик социализма»

Начало «жигулёвской» эры перевернуло не только автопром, но и жизнь всего нашего общества. Не зря Егор Кузьмич Лигачёв записал новый завод в «могильщики социализма». Появление «копейки» действительно изменило сознание наших граждан. Если до этого уделом советского человека был общественный транспорт, то с рождением «жигулей» у людей обозначился интерес собственника, появились стремление к комфортной жизни и тяга к путешествиям. В «дожигулёвский» период у жителей СССР таких искушений не было, потому что элитную «Волгу» мог себе позволить далеко не каждый, а для «среднего» класса выпускались лишь мало презентабельные «Запорожцы» и скромные «Москвичи». Да и тех на всех не хватало: в 250-миллионной стране триста тысяч машин в год погоды не делали.










В апреле 1966 года в СССР был принят пятилетний план развития народного хозяйства с перспективой строительства автомобильного гиганта, продукция которого отвечала бы мировым отраслевым стандартам и была доступна населению. Критерии качества подсказал итальянский «ФИАТ» - именно с этим концерном решено было сотрудничать по привлечению иностранных инвестиций. Это был уже проторённый путь: запущенный в эксплуатацию в 1932 году Горьковский автозавод строился при содействии западной компании «Форд», и самый массовый наш грузовик той поры, историческая «полуторка», был копией американской модели «AA». Прообразом «народного» легкового автомобиля стал обладатель титула «европейский автомобиль 1965 года»  ФИАТ-124.






Реверанс партнерам

Из сотни возможных адресов строительства нового завода было выбрано шесть площадок – четыре в России (Волжская, Горьковская, Саратовская, Вологодско-Ярославская), по одной в Белоруссии и Украине (в Броварах под Киевом). Постановлением правительства от 20 июля 1966 года было предписано строить завод в Тольятти – бывшем Ставрополе-на-Волге, названном в 1964 году в честь итальянского государственного деятеля Пальмиро Тольятти. Зарубежным партнерам такой реверанс должен был понравиться.
Предстояла грандиозная стройка, даже по советским меркам, когда превалировал подход, обозначенный термином «гигантомания». За 50 месяцев было возведено 2300 квадратных метров производственных цехов.
















А одновременно со строительством заводских мощностей инженеры и конструкторы «доводили до ума» лучший европейский автомобиль, приспосабливая его к суровым условиям эксплуатации в СССР. Особое внимание уделялось укреплению подвески (дороги-то у нас отличаются от европейских), пуску мотора в 30-градусный мороз и эффективному обогреву салона. Существенные изменения коснулись двигателя и трансмиссии, коробки передач и кузова. В целом в конструкцию оригинальной модели пришлось внести более 800 модификаций. За четыре года предстояло испытать 35 образцов новых машин в девяти сериях. Во время испытаний автомобили «намотали» общий пробег в 2 с лишним миллиона километров!






Проверено временем

И вот настал исторический день, а вернее, ночь, когда с конвейера в Тольятти сошли первые массовые машины – две синие и четыре красные. К 7.00 19 апреля шесть первенцев ВАЗа были представлены госприёмке итальянским шефом-инструктором Бенито Гуидо Савоини и начальником участка Владимиром Сафоновым. В торговую сеть ВАЗ-2101 поступили после доводки в августе 1970 года. С 7 сентября им было дано официальное название «жигули». Правда, на экспорт машины пошли под более благозвучным для зарубежных пользователей именем «Лада» (название «жигули» трудно произносилось и к тому же вызывало нежелательную ассоциацию со словом «жиголо»). А внутри страны «копейка» реализовывалась за заслуги в труде и по многолетней очереди – желающих обзавестись персональными колёсами по-прежнему было больше, чем машин.

















Время нужно было советским труженикам и для того, чтобы накопить на «копейку»: стоила она совсем не копейки, а неподъемные для простых людей 5000 рублей. В комиссионной торговле приходилось еще и переплачивать. Народ рад был даже побитым машинам – спрос на автомобили после аварии держался все годы выпуска. И особенно ценилась первая модель ВАЗ-2101, втрое и больше перекрывшая гарантированный производителем эксплуатационный ресурс в 125 тысяч километров. За 14 лет было выпущено 2 702 657 таких машин, и они даже на пятом десятке лет службы остаются на ходу.


















© Вячеслав Капрельянц, 2018



Если вам понравился пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)



Posts from This Journal by “мои посты” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
yurayakunin
Apr. 20th, 2019 02:36 pm (UTC)
У меня были все Жигули до девятки.
slavikap
Apr. 20th, 2019 02:40 pm (UTC)
Ты неплохо жил во времена СССР!
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 20th, 2019 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2019 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurayakunin - Apr. 20th, 2019 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2019 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 20th, 2019 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2019 03:08 pm (UTC) - Expand
rpsqn
Apr. 20th, 2019 02:43 pm (UTC)
Пост понравился. Это была 1-я диверсия - мина под социализм, использовавшая мелкобуржуазные инстинкты. 2-я аналогичная диверсия была осуществлена в районе 1991 г., когда на головы обывателей обрушилась лавина из миллионов б/у иномарок 7-летней выдержки, окончательно сузившая мирок недовольного "совка" гримасами социализма (привилегиями партноменклатуры, пустыми полками, колбасными очередями, дефицитами курева и туалетной бумаги и т.п.), сознательно, очевидно, организованными реформаторами, от салона персонального авто до "100 сортов колбасы в Европе". Господи ты боже мой, какой шарман...
slavikap
Apr. 20th, 2019 03:09 pm (UTC)
Спасибо!.
lukilukii
Apr. 20th, 2019 02:56 pm (UTC)
Вот она, история
slavikap
Apr. 20th, 2019 03:09 pm (UTC)
Да, это история!
portweyn333
Apr. 20th, 2019 03:17 pm (UTC)
Надо было трамваи выпускать, тогда до сих пор бы на партсобрания ходили!
slavikap
Apr. 20th, 2019 03:31 pm (UTC)
И трамваи выпускали, и троллейбусы, и автобусы, и самолеты, и корабли, и ракеты!.. :)
alexkolos
Apr. 20th, 2019 03:28 pm (UTC)
Очень хотел себе такую купить сувенирную модель)))
slavikap
Apr. 20th, 2019 03:32 pm (UTC)
И что не купил? :)
(no subject) - alexkolos - Apr. 20th, 2019 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2019 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexkolos - Apr. 20th, 2019 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2019 06:40 pm (UTC) - Expand
slavikap
Apr. 20th, 2019 06:40 pm (UTC)
Этот пост отправлен в "Другое"
ruselrusel33
Apr. 20th, 2019 07:01 pm (UTC)

где дворники то?! дворники не положили!!

slavikap
Apr. 20th, 2019 09:28 pm (UTC)
да, с дворниками какая-то загадка....
yuryr1980
Apr. 20th, 2019 08:17 pm (UTC)
У родителей была, как раз 72 года выпуска. Жаль, конечно, что до сегодняшнего дня она не дожила :(
slavikap
Apr. 20th, 2019 09:28 pm (UTC)
Если бы их продолжали выпускать - и сейчас бы они бегали!
ryska_zelenogr
Apr. 21st, 2019 05:58 am (UTC)
Копейка хорошая машина была, у меня знакомый ещё на дедовой ездил

Edited at 2019-04-21 05:58 am (UTC)
slavikap
Apr. 21st, 2019 10:02 am (UTC)
Да, особенно первые партии были выше всяческих похвал по надежности и качеству...
(no subject) - ryska_zelenogr - Apr. 21st, 2019 10:04 am (UTC) - Expand
kolybanov
Apr. 21st, 2019 01:36 pm (UTC)
Согласен с Кузьмичём, хотя на ВАЗе делал диплом
slavikap
Apr. 21st, 2019 03:57 pm (UTC)
Диплом?
newkos
Apr. 21st, 2019 03:06 pm (UTC)
Наука и техника
Давеча кто то высказал
В России сделали автомобиль имеющий мировые аналоги

не про эту Жигулевскую
slavikap
Apr. 21st, 2019 03:58 pm (UTC)
Re: Наука и техника
а про какую?
Re: Наука и техника - newkos - Apr. 21st, 2019 04:24 pm (UTC) - Expand
exodus_su
Apr. 21st, 2019 07:59 pm (UTC)
вот из-за таких (Ч/М)удаков как Егор Кузьмич Лигачёв Союз и развалился )))
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel