Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Ее величество пресса!

Как газеты заменяли соцсети, где можно было почитать короля и о чем писали женские журналы






Медиа — настолько постоянная часть нашей жизни, что кажется, так было всегда. По крайней мере, началось сразу, как изобрели печатный станок. Эта иллюзия хорошо прослеживается в современных попытках написать исторический любовный роман, где девушки эпохи мушкетёров увлечённо читают журналы мод. На самом деле, любую прессу сначала надо было придумать.








Газету надо читать с последней страницы

Хотя часто можно встретить утверждение, что первую регулярно выходящую печатную газету выпустили во Франции (кстати, как раз во времена мушкетёров), увы — европейцам надо на самом деле скромно отойти в сторонку, когда речь идёт о чём-то первом в мире централизованном или всеобщем, потому что Китай во многом Европу опережает по временной шкале. Вот и с газетами вышло так же.






Чуть не всё, что связано с бумагой, первыми изобрели китайцы. Кстати, и бумажные деньги тоже.
«Столичный вестник» (который потом спокойно выпускался веками) увидел свет в 911 году и покупать его было для определённого круга людей обязательно. Там печатались, кроме новостей, указы императора. Хотя газета была не единственным способом узнать об этих указах, само недостаточно горячее желание побежать и купить бумажку с этими прекрасными текстами могла рассматриваться как вольнодумство и некоторый оппортунизм.

Поскольку китайцы писали справа налево (и, кстати, столбиками, а не строчками), читатели всегда начинали с последней страницы газеты и вовсе не потому, что анекдоты им были интереснее — наоборот, именно на последней странице располагалась передовица. Страницы каждого номера вырезали полностью на доске, а не набирали, как в западных типографиях, из готовых плашек. Во-первых, нужное количество плашек было трудно изготовить — ведь в тексте использовались не буквы, а иероглифы. Во-вторых, у китайцев был своеобразный культ трудолюбия и излишние попытки облегчить себе жизнь и работу не приветствовались.






Не все оттиски тиража в первой в мире газете отличались качеством.
Доски через несколько оттисков начинали оставлять нечёткие иероглифы, и приходилось вырезать следующую доску. Но газета с нечёткими иероглифами всё равно шла в тираж: ради священных указов императора, предполагалось, читатели могли бы и постараться разобрать, что написано, по общим очертаниям. Кстати, с концепцией коммерческих объявлений китайцы познакомились только увидев английские газеты в девятнадцатом веке — и тут же её применили. До того «Вестник» выходил без рекламы.

Что касается первой европейской газеты, то это действительно была французская La Gazette, названная так в честь печатные листков с новостями, которые в Венеции продавались по газетте («копейке») за штуку. Эти листки нельзя считать настоящей прессой — у них не было периодичности и названия. Типографии просто зарабатывали, выпуская отдельные листы на каждую новость (а также со страшными историями и сатирическими стихами). Такие отдельные листы как жанр сохранялись ещё очень долго — их продавали (вместо, например, более дорогих в изготовлении книг) ещё на улицах викторианского Лондона.






В первой европейской газете не было колонок, рубрик и картинки на первой странице. Зато там можно было почитать короля.

Газета вместо соцсетей

Хотя у наших предков не было интернета и смартфонов, они находили способы обмениваться смешными картинками и взаимными оскорблениями. В качестве мемов выступали карикатуры (которые во времена, когда тиражи у газет были куда меньше, чем посещаемость современных нам сайтов, горячо обсуждались, запоминались и вписывались в итоге в культурный код), а для обмена мнением друг о друге и открытых дискуссий могли использоваться как очерки (обычно в полемике об искусстве, обществе и политике), так и раздел бесплатных объявлений.

В одном выпуске, например, мадам Один намекала коротким объявлением, что мадам Два похожа манерами на куртизанку, а в следующем мадам Два размещала объявление, в котором нелестно отзывалась о внешности и интеллекте мадам Один. Удивительно, но для таких открытых диалогов в России, например, ещё в девяностых использовались бесплатные газеты с объявлениями. Кроме того, объявления в газетах и журналах использовались для знакомств. Со временем появились отдельные рубрики для таких объявлений и даже издания, полностью посвящённые только знакомствам. В общем, газеты были соцсетями на бумаге.






Вместо радио люди прошлого использовали грамотных детей и газету, и интересовались они не только новостями, но и, например, перебранкой двух местных дам. Картина Эухенио Сампиги.

В газету имели обыкновение утыкаться мужчины, чтобы отгородиться от внешнего пространства и других людей, включая своих домашних (и включая семейные обеды, завтраки и ужины). Женщине утыкаться в газету было не комильфо, так что им приходилось или ждать изобретения мобильных телефонов, или занимать глаза (и руки) каким-нибудь вязанием.

Первой газетой, в которой опубликовали платное коммерческое объявления, была всё та же La Gazette. Но вот с полемикой с ней приходилось быть осторожными — ведь часть статей туда писали лично король и его министр, кардинал Ришельё. Они не очень-то любили полемику. Первым изданием для женщин (которое, правда, обычно читали дома и не за обеденным столом) стал французский Mercure Galant, хотя традиции женского глянца задал его английский двойник Lady’s Mercury, основанный чуточку позже — в девяностых годах семнадцатого века. Там обсуждались мода, макияж, светские сплетни и правила флирта.






Художник Педер Крёйер засвидетельствовал, что газеты помогали членам семьи игнорировать друг друга задолго до смартфонов и соцсетей.

Журнал как двигатель прогресса

Принципиально новый вид женских журналов появился примерно через сто лет: в таких изданиях, как «Кабинет Аспазии» (Россия) или «The Pharos» (Британия) обсуждался вопрос женских прав, публиковались познавательные статьи (в том числе с биографиями великих женщин), которые должны были компенсировать особенности женского образования, а статьи о моде заодно повествовали о политике — тем более, что одно было тесно связано в то время с другим.

«Умные» женские журналы составили такую серьёзную конкуренцию обычным журналам мод и сплетен, что тем пришлось найти, как расширить свой формат — и они сделали это за счёт статей, посвящённых практическим советам, вроде рукоделия, кулинарии и домоводства. Фактически, в наше время эти два формата женских журналов всё ещё сохраняются.






Дамы читают газету.

Первый детский журнал был выпущен в конце восемнадцатого века с целью преломить ситуацию в педагогике, внедрив лучшие наработки времени. Он был предназначен для совместного чтения учителя и учеников, то есть фактически был методическим пособием. Это был «Лейпцигский еженедельный листок», и по его образцу фактически делали и делают любые детские журналы. Он отличался богатой иллюстрацией (с обилием персонажей-детей) и содержал басни, стишки, загадки, сказки, маленькие пьесы, шахматные задачки и, конечно, поучительные и познавательные статьи.

В России девятнадцатого века детскую прессу активно взялись развивать, и пошла она при этом двумя путями. Одни издатели старались создать максимально изолированный и беззаботный мир детства, в котором не было ничего, кроме милых и смешных историй и простых развлечений, другие считали, что детям надо давать пищу для ума, и делали упор на познавательные статьи и… политические новости. Фактически, обе традиции издания детских журналов продолжились в СССР. Первым советским детским журналом было агитационное издание для пионеров «Северное сияние», но он был, скорее, исключением — более поздние издание или носили тематический познавательный характер, вроде «Юного натуралиста» и «Юного техника», или общий развлекательный, вроде «Весёлых картинок» и «Чижа».






Один из российских детских журналов девятнадцатого века.

Кстати, о натуралистах — первый научный журнал, Journal des sçavans, стали издавать во второй половине семнадцатого века во Франции. Он же был из тех, что ввели в обычай печатать некрологи знаменитых людей. Ознакомившись с французским журналом, уже через два месяца англичане начали выпускать аналог — «Философские труды Королевского общества». Этот журнал без перерывов выходил вплоть до нашего времени и продолжает выпускаться сейчас. Несмотря на название, посвящён он буквально всем наукам.






Картина Альберта Анкера.


https://kulturologia.ru/mosaic/


https://vitkvv2017.livejournal.com/5472114.html


Tags: СМИ, история вещей
Subscribe

Posts from This Journal “СМИ” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment