?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас.Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.
















Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них – настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.









































Однако немногие знают, что кроме названия «носовые», использовалось более прозаичное – «гальюнные». И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться – куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? «Почему именно с этого начинать?» – спросите вы, а я отвечу – «Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают». И поэтому отвечаем:














Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI – XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах – это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн – свес в носовой части парусного судна. Именно так!














Шведский военный корабль «Vasa», поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это – унитазы и решетчатый писсуар для моряков














Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.






































А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

источник



https://vitas1917.livejournal.com/905707.html



Posts from This Journal by “парусники” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
Mar. 31st, 2019 10:24 pm (UTC)
Где были туалеты на парусниках
Пользователь sell_off сослался на вашу запись в своей записи «Где были туалеты на парусниках» в контексте: [...] Где были туалеты на парусниках [...]
livejournal
Mar. 31st, 2019 10:24 pm (UTC)
Где были туалеты на парусниках
Пользователь sell_off сослался на вашу запись в своей записи «Где были туалеты на парусниках» в контексте: [...] https://slavikap.livejournal.com/28057526.html [...]
sell_off
Mar. 31st, 2019 10:26 pm (UTC)
Отличный материал для "влюблённых в романтику, приключения и "золотой век мореходства""
slavikap
Mar. 31st, 2019 10:30 pm (UTC)
Ага! :)
(no subject) - sell_off - Mar. 31st, 2019 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Mar. 31st, 2019 11:55 pm (UTC) - Expand
strravaganza
Apr. 1st, 2019 02:28 am (UTC)
"оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться" -- что за дегенерат писал этот текст?
slavikap
Apr. 1st, 2019 09:10 am (UTC)
Что не так?
livejournal
Apr. 1st, 2019 02:35 am (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
slavikap
Apr. 1st, 2019 05:25 pm (UTC)
Это приятно!
randomly.openid.id.bk.ru
Apr. 1st, 2019 02:51 am (UTC)
"куда-нибудь за пушку".
Лучше сразу - в пушку.
slavikap
Apr. 1st, 2019 09:10 am (UTC)
Ну, это уж совсем радикально...
gmung
Apr. 1st, 2019 04:00 am (UTC)
Написали как сделано. Но не написали, почему туалет на носу. А потому, что ветер дует сзади. И если бы туалет был на корме, то при попутном ветре весь плохой запах задувало бы на корабль.
d_v_temnote
Apr. 1st, 2019 04:14 am (UTC)
спасибо, дружище.
как раз задумалась над этим, прочитавши сей небезынтересный, но, увы корявый и полуграмотный текст.
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - toptull - Apr. 1st, 2019 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - morchich - Apr. 1st, 2019 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - autodiagnost - Apr. 1st, 2019 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - morchich - Apr. 1st, 2019 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 03:54 pm (UTC) - Expand
ubei_bloggera
Apr. 1st, 2019 04:29 am (UTC)
Копипаста из Яндекс-дзена. Боян, короче.


Когда коту делать не хер

Edited at 2019-04-01 04:30 am (UTC)
slavikap
Apr. 1st, 2019 09:12 am (UTC)
Экий вы...
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 1st, 2019 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 1st, 2019 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 1st, 2019 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 1st, 2019 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 2nd, 2019 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 2nd, 2019 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 3rd, 2019 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 3rd, 2019 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 3rd, 2019 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 3rd, 2019 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 6th, 2019 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 6th, 2019 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 8th, 2019 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 8th, 2019 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 8th, 2019 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 8th, 2019 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 8th, 2019 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - ubei_bloggera - Apr. 8th, 2019 09:35 am (UTC) - Expand
Hunter 54
Apr. 1st, 2019 09:17 am (UTC)
Где были туалеты на парусниках
А где чувство стиля автора? Какие, смоленый шкот вам в задницу, туалеты на парусниках? Еще расположение будуаров поинтересуйтесь, стопудовый якорь вам на шею. Не было там никаких туалетов! Там были гальюны для офицеров и нужники, они же сортиры для матросни. А почему в носу? Дык чтобы вонь ветром сносило.
kwakin_misha
Apr. 1st, 2019 09:25 am (UTC)
вот, можно было спокойно погадить-то!
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 1st, 2019 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 1st, 2019 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 1st, 2019 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Apr. 1st, 2019 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 03:39 pm (UTC) - Expand
alexkolos
Apr. 1st, 2019 09:22 am (UTC)
Отличный пост!))
slavikap
Apr. 1st, 2019 09:30 am (UTC)
Ну вот, хоть кому-то понравилось! ;)
kirill_potapov
Apr. 1st, 2019 09:24 am (UTC)
По званию положено)
slavikap
Apr. 1st, 2019 09:30 am (UTC)
Что именно?
(no subject) - kirill_potapov - Apr. 1st, 2019 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 09:41 am (UTC) - Expand
amarok_man
Apr. 1st, 2019 09:42 am (UTC)
отличный пост! Совсем не знал таких подробностей об устройстве гальюнов на корабле !
slavikap
Apr. 1st, 2019 10:09 am (UTC)
Морская романтика имеет и свои прозаические стороны!.. ;)
yurayakunin
Apr. 1st, 2019 10:25 am (UTC)
Надо же :)))
slavikap
Apr. 1st, 2019 12:52 pm (UTC)
Вот так! А о полиэтиленовых пакетах они могли только мечтать :)
Geokon
Apr. 1st, 2019 10:31 am (UTC)
А чё там у хохл Фёдора Конюхова?

Edited at 2019-04-01 10:31 am (UTC)
slavikap
Apr. 1st, 2019 12:52 pm (UTC)
Да я вот тоже переживаю за него!
kolybanov
Apr. 1st, 2019 12:58 pm (UTC)
Вообще-то это было широко известно. На флоте и сейчас говорят не очень с этим делом
slavikap
Apr. 1st, 2019 03:40 pm (UTC)
Не знаю - не ходил! :)
(no subject) - morchich - Apr. 1st, 2019 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kolybanov - Apr. 1st, 2019 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 1st, 2019 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morchich - Apr. 2nd, 2019 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 3rd, 2019 06:37 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel