?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самой старой картине в мире примерно 2,500 лет. Где она хранится, что на ней нарисовано и по какому поводу она создана?







А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески». Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464


Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540–530 годах до н.э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н.э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.


Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи. (Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин).

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке


Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами (как показали анализы: carbon black, calcium carbonate white, Egyptian blue, red and yellow ochre, cinnabar, orpiment and realgar). Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.



О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS. (Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности). Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: "Коринфянин".



На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных и т.п.). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту? Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.


Полезные ссылки и источники:

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1379666.html?view=47795538#t47795538


Posts from This Journal by “изобразительное искусство” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel