?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фантастические персонажи  водного   мира




Мифами и сказаниями принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, нравственности и красоте. Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества. Множество мифов, легенд многих народов мира связаны с жизнью фантастических обитателей земных морей, рек, озер и болот.  Дело в том, что даже большинство современных  людей немного знают о жизни обитателей бескрайних морских пространств. Что же говорить о людях , живших  на нашей планете десятки и сотни столетий назад.



Бескрайность огромных водных пространств подавляли древних людей, почти ничего не зная о жизни морских обитателей человек, по-своему пытался сформировать свои понятия о жизни загадочных морских существ в мифах и легендах. Некоторые истории этих фантастических персонажей мы хотим Вам представить. Выбор персонажей не произволен, он базируется  на интересной  серии блоков Съерра-Леоне 1996 года. Итак…



2012 год по китайскому календарю является годом  Дракона. Поэтому наше представление фантастических персонажей начнем с китайской мифологии, а именно с китайского царя драконов – Лунвана.



Вообще дракон - чудовище которое существует пожалуй во всех известных мифологических системах. Для европейцев дракон — традиционно носитель злого начала. В Юго-Восточной Азии драконы в большинстве своем считались добрыми и благодетельными, а для вьетнамцев даже служили символом нравственного совершенства. Особенно разнообразны и многочисленны драконы китайские. Вот об одном их этих китайских драконов  чуть подробнее.


ES15s.JPG



Лунван (Лун), в китайской мифологии хозяин водной стихии. Лунван – фантастическое существо с длинным телом и головой, увенчанной рогами или гребнем. Он выделяется среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры. В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной мифологии Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 350) изображен именно Лунван. Текст на полях блока:  «Земной Дракон.    В Китае земной лун, или дракон, который обитал в море, рассматривался как благотворный дух влажного принципа яна. Этот дух очистил реки и углубил моря».

ES01s.JPG

Очень часто в мифах многих стран наравне с драконами встречается еще одно странное существо.

Морской змей. Существуют не только мифы, но и свидетельства очевидцев. Обычно наблюдатели приписывают существу  длинное, тонкое туловище, хотя, скорее всего, это существо не имеет ничего со змеями, обитающими как на суше, так и в воде.

Подобное существо упоминается  и в Ветхом Завете и в псалмах Давида и в книге Иова. Если собрать описание существа из разных источников, то вырисовывается страшная картинка: мощная шея, пасть, полная зубов,  кожа покрыта тесно прилегающей чешуей, из ноздрей выходят струи пара. Кроме того, при нападении  этот монстр  поднимается над волнами и обозревает все сверху. На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 312) мы видим классический образ легендарного Морского Змея. Текст на полях блока:   «Змеи моря. На протяжении веков были так называемые наблюдения морских змеев. Типичный очевидец, норвежский миссионер Ханс Эгеде, написал в 1734 году: «морское чудовище, которое подняло голову так высоко, что ... его голова сравнялась с нашим гротом ... длинный острый нос ... трубило, как кит, широкие большие ласты ... покрыто твердой кожей ... тело было как у змеи».

ES02s.JPG ES03s.JPG

Рисунок блока выполнен по мотивам нескольких иллюстраций. Так, корабль позаимствован с рисунка встречи в 1848 году британского фрегата «Dedalus» с Морским Змеем:

Перейдем еще к одному достаточно популярному персонажу мифов и легенд. Этот персонаж – лошадь. На память тут же приходит единорог, Пегас, Троянский конь, кентавры. Но есть в этом ряду и персонаж, тесно связанный с  водной стихией. В шотландских  мифах  встречается  достаточно не обычный персонаж – Келпи.

Келпи (kelpie) - водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Келпи, в основном,  к людям настроены достаточно враждебно. Согласно представлениям шотландцев, келпи - это оборотень, способный превращаться в животных и в человека.  Чаще всего являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду.  Келпи может предстать в образе красивой девушки, сидящей на берегу и завлекающей путников,  либо в обличье статного юноши, который может соблазнять девушек. Из древних шотландских сказаний мы узнаем, что порой сам Сатана  вселяется в этот облик, чтобы ему было проще обманывать бедных, простых и доверчивых людей.

Несколько таких случаев описаны в книге Олдфилда Гоувея «Лошадь в мифах и легендах» (1923 год). Вот отрывок из этой книги: «Позвольте мне рассказать историю золотой лошади. Двое мужчин из Калмаиля отправились однажды в воскресенье порыбачить и в пути увидели одного из самых красивых золотистых пони, которого только можно было себе представить. Он спокойно пасся на лугу. Один из мужчин решил схватить животное и привести его домой. Его друг, сильно встревожившись, попытался отговорить его, уверяя, что это животное не может быть ничем другим, кроме как Дьяволом в чужом обличье. Мужчина неустрашимо стал подкрадываться к пони, заявив, что если у него появится шанс, то он схватит животное, даже если это сам Сатана.

Наконец пони оказался в пределах досягаемости. Прыгнув, несчастный ухватился за гриву и вскочил на спину животного. В тот же миг пони несколько раз фыркнул, причем так, что затряслись горы, а из его глаз и ноздрей вырвалось пламя. Подняв хвост, лошадь ускакала вместе со своим всадником в горы. Мужчину никогда больше не видели живым»
.

И, наверное, неслучайно именно в Шотландии возле озера Лох-Несс и реки Бьюли больше всего рассказывали о келпи - водяных лошадях, утаскивающих людей под воду. Действительно эти места просто пронизаны волшебством. Вспомним попутно и широко известную во всем  мире  легенду о Лох-Несском чудовище, о котором впервые поведали миру  римские легионеры. Именно они  с мечом в руках начали осваивать кельтские просторы на заре христианской эры.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 318) мы видим Келпи в образе красного коня. Текст на полях блока пересказывает легенду американского штата Мэриленд, которую занесли на Американский континент переселенцы из Европы:  «Келпи.  Легенда Мэриленда описывает келпи как дружелюбно выглядящего красного коня, который вышел из моря. Если склонный к приключениям человек седлает келпи, тот уносит человека в глубины моря, где человек может жить, но никогда не может вернуться».

ES04s.JPG ES05s.JPG

Женские образы являлись неотъемлемой частью мифов и преданий многих народов мира. Человекоподобным существам-духам, обитающим в воде, в мифологии придается большое значение. Вода всегда имеет двойственную сущность: может быть и помощницей, и местом обитания темных сил.

В массовом европейском сознании бытует представление о том, что добрая фея обязательно прекрасна и, как правило, приходит на помощь людям. В отличие от нее злая колдунья, как бы она ни прикидывалась прекрасной незнакомкой, рано или поздно проявит свою сущность. Однако в мифах других стран эти образы  не всегда соответствуют европейским представлениям. Достаточно часто за прекрасной внешностью скрываются  страшные поступки.

Лилит -  центральная женская фигура еврейской демонологии. Этот образ и имя  пришло еще из вавилонской (шумерской) мифологии. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

В семитской мифологии  Лилит являлась первой женой Адама. «Ибо до Евы была Лилит», - гласит древнееврейский текст. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев. Но со временем легенда о Лилит менялась. Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения легенды о Лилит вошли в европейскую литературу, где она порой обретала облик прекрасной, соблазнительной женщин. И все же в еврейском средневековом фольклоре она принимает облик красавицы лишь для введения в мужчин в соблазн. Так что образ и судьба Лилит в разных источниках трактуется весьма причудливым образом.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 330) мы видим, какое наказание получила за все свои грехи красавица Лилит.  Текст на полях блока:  «Лилит.    Лилит, описываемая как левиафан женского пола и бог шторма, охотилась на мужчин, которые не смогли устоять перед её чарами. В наказание за грехи, её ноги были скованы вместе, и она была осуждена жить вечно в глубинах моря».

ES06s.JPG

А вот еще один противоречивый женский образ в мифологии, когда прекрасная внешность скрывает ее чудовищную сущность. Речь пойдет об очень известных фантастических существ греческой мифологии. Большинству современных читателей конечно же  известна «Одиссея», классическое произведение, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Образ Одиссея отражает эпоху, когда древние греки начали путешествовать по морю, корабли уходили в долгое плавание и люди теряли связь с родными. Именно в «Одиссее» встречаются первые сохранившиеся упоминания о сиренах.

ES09s.JPGСирены - демонические существа с обликом прекрасных женщин, дети бога реки Ахелоя и музы Мельпомены (или Терпсихоры).

Отец сирен Ахелой более известен нам как соперник Геракла в схватке претендентов на руку и сердце дочери Диониса, прекрасной Деянире, в которой Геракл одержал победу. Мельпомена - муза песни, покровительницей театра. Терпсихора - муза хорового пения и танца. Именно от союза Ахелоя и Мельпомены (Терпсихоры) появились красивые, сладкоголосые сирены.

Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума, а затем убивают. Только команде Одиссея, благодаря принятым мерам,  удалось благополучно проплыть мимо них. Зная о грядущей опасности Одиссей, залил уши своей команды воском, а себя приказал привязать к мачте корабля. Напрасно сирены расточали свое сладкоголосое пение, команда Одиссея  не подалась искушению. Эта неудача заставила сирен покончить с собой. По некоторым источником они превратились в скалы, по другим утопились.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 330) изображен самый драматический момент для обеих сторон - попытка безрезультатного искушения команды Одиссея.  Текст на полях блока: «Одиссей и сирены. Сознавая, что чарующие песни сирен заманили и убили многих моряков на скалистом берегу, Одиссей, прежде чем проплыть мимо сирен, был привязан к мачте, а уши его команды были залеплены воском. Подготовленный таким образом, Одиссей благополучно избежал опасные соблазны сирен».

ES07s.JPG ES08s.JPG

В сказках, легендах многих стран часто показывается коварство женских персонажей. Вот перед Вами популярная японская сказка «Урасима Таро». И вроде бы сюжет  сказки очень оптимистический: рыбак спасает черепаху, а в обмен за это получает в награду шкатулку. Но… давайте чуть подробнее.

Дочь Морского Дракона. В давние времена в провинции Танго, в деревне Мидзуноуэ, жил рыбак по имени Урасима Таро. Каждый день выплывал он утром в море ловить рыбу, а вечером возвращался домой. И вот как-то вечером идет он вдоль берега и видит: собрались возле самой воды дети. «Чем это они забавляются?» - подумал Урасима. Подошел он ближе, - оказывается, поймали ребята молодую черепаху и гоняют ее по песку. Забавлялись, забавлялись, а потом начали мучить беднягу: кто камнем бросит, кто палкой ткнет. Жалко стало Урасиме черепаху. Он дал ребятишкам мелкую монету и забрал у них черепаху и отпустил ее в море.

На другой день, как всегда, отправился Урасима в море рыбу ловить. Вдруг слышит, кто-то окликает его. Оглянулся, а это черепаха. «Ты вчера выручил меня из большой беды, жизнь мне спас. Вот я и приплыла поблагодарить тебя. В знак глубокой признательности прошу тебя пожаловать во дворец бога морей Дракона».
Рыбак согласился и пустились они в путь по бурным волнам океана ко дворцу Дракона. Плыли они, плыли, наконец, вдали показались красные ворота с привратниками, которые проводили Урасиму во дворец, где рыбака встретила Ото-химэ, хозяйка дворца, прекрасная дочь Морского Дракона. «Благодарим тебя, славный Урасима, что соизволил пожаловать к нам. Ты оказал большую услугу нашему царству - спас жизнь черепахе. Вот мы и пригласили тебя, чтобы отблагодарить, чем только сможем. Располагайся в этом дворце, как дома, и отдыхай».

И вот ведет Ото-химэ гостя и показывает ему палаты дворцовые: все тут из драгоценных кораллов, жемчуга и лазурита. Но настоящим чудом был дворцовый сад! На восточной стороне его, как весной, распускались нежные цветы вишни и сливы, из густой изумрудной листвы неслась соловьиная трель. На южной стороне царило лето: буйно росли травы, стрекотали цикады и кузнечики. На западной стороне сада тихо шелестели багряные листья клена и пышно цвели хризантемы - там стояла золотая осень. А на северной стороне сада была зима: деревья утопали в снегу, звонким прозрачным льдом были скованы реки и ручьи.

С восторгом смотрел на все это Урасима Таро, забыв обо всем на свете. Как волшебный сон, незаметно текло здесь время. Но скоро опомнился Урасима. Спохватился он, что оставил дома мать и отца, собрался быстро в дорогу и пришел проститься с Ото-химэ. «Не покидай нас, погости еще немного!» - стала упрашивать его дочь Дракона. Но Урасима не поддался на уговоры. На прощание хозяйка подарила Урасиме красивую шкатулку, но предварила свой подарок странными словами: «Смотри, что бы с тобой ни случилось, никогда не открывай ее, не то быть беде!».

Сердечно простился Урасима с красавицей Ото-химэ и, держа шкатулку в руках, уселся  на спину черепахе. Доставила черепаха его на берег моря, попрощалась и уплыла. Рыбак  поспешил домой, но там его встретили незнакомые люди. Вот здесь и выяснилось, что пока он гостил у дочери Дракона, по земному времени прошло целых 700 лет. И не было у него теперь ни дома, ни родных. И тут вдруг вспомнил Урасима о шкатулке. «Зачем подарила мне дочь морского Дракона этот дивный ларец? И почему наказывала никогда не открывать его? Может, в нем разгадка всей тайны? Открою его!»

Развязал Урасима шнуры шкатулки, поднял крышку и только хотел заглянуть внутрь ее, как взвилось оттуда фиолетовое облачко дыма. Коснулось оно лица Урасимы, и в тот же миг, цветущий юноша превратился в дряхлого, покрытого морщинами старца. В одно мгновение поседели его волосы, согнулась спина, задрожали ноги, в одно мгновение пронеслась вся его жизнь и замерло дыхание в груди рыбака.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 320) мы видим саму дочь Морского Дракона и ее служанку – черепаху, которую и спас рыбак Урасима. А на полях блока приведена весьма и весьма вольная интерпретация этой японской сказки: «Дочь Морского Дракона.   В древней Японии дочь морского царя Дракона выглядела как черепаха. Когда добрый рыбак спас черепаху от смерти, она превратилась в молодую женщину великой красоты, которая жила в царстве под водой».

ES10s.JPG

Очень часто в мифах и легендах разных стран встречаются персонажи в облике женщин с рыбьими хвостами. В славянских странах и Восточной Европе это русалки, в Греции их чаще всего называют сиренами, в Германии – ундине, в Ирландии – мерроу.

ES14.JPG

Русалки - это мифологические существа, обитающие в водоемах (озерах, прудах, речных заводях). Русалки в мифах у разных народов (и даже в разных местностях) и ведут себя по-разному. В ходе проникновения христианства русалки стали чаще всего рассматриваться как нечистая сила. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с «водяными».

ES12.JPG ES13.JPG


Таким образом, со временем вместо русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, сменили бледнолицые существа всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 325) мы видим типичный, в нашем представлении, облик русалки. А вот с текстом на полях блока проблема. Скорее всего русалка на рисунке магическим способом так повлияла на сознание художника что достаточно не внятный текст еще и обрывается на середине слова. Магическая сила русалки была так велика, что этот «ляп» не заметили и другие люди, ответственные за выпуск.  И все же приведем дословно эту часть текста  «Русалки.  Считается, что представление о русалках навеяно наблюдениями ламантинов и дюгоней. Для многих людей эти существа выглядели наполовину человеком и наполовину рыбой. Некоторые моряки, долго находящиеся в море, позволяли своему воображению представлять этих существ красивыми девушками моря, известными как русал–».

ES11s.JPG

Но давайте перейдем от  русалок и их истинному хозяину – водяному.

Водяной - в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды. Чаще всего он выступает в облике старика, опутанного тиной с длинной бородой. Не даром существует пословица  «дедушка водяной, начальник над водой».

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Он командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. В своей родной стихии водяной неодолим. В воде ему подвластны и  рыбы и бури и ураганы. Он может  дать рыбаку  обильный улов, а может, рассердившись, и порвать его сети.

Обитает чаще всего в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Следует отметить, что без особой причины не злобствует, но иногда  водяной от скуки решает развлечься и затащить на дно, какого либо зазевавшегося человека. Кстати утопленники находятся  в услужении у водяного. Над теми же людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть. Не даром существует вариант пословицы о судьбе: «Кому суждено утонуть, от огня не погибнет».

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 343) мы видим изображение водяного в представлении западного человека, который весьма отличается от представления славянских мифов. Да и текст на поле блока совершенно не отражает наши представления об этом персонаже:  «Водяной.  Говорят, что понятие водяного могло появиться из воображаемого восприятия моржа. Не блещущий красотой, водяной описывался как плавающий в вертикальном положении, с перепонками на пальцах, бородой, глубоко посаженными глазами, двумя выступающими зубами и покрытый красноватыми каштановыми волосами».

ES15s.JPG

Все же представление о «водяной нечисти» в странах Западной Европы сильно отличается от нашего взгляда на эти мифические персонажи.

ES16.JPG ES17.JPG







http://mirmarok.ru/prim/view_article/818/



Posts from This Journal by “филателия” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel