Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Святые дрессировщики



Христианские святые были способны на многие чудеса: исцеление и воскрешение мертвых, изгнание бесов, левитация, предвидение будущего. Одной из самых впечатляющих способностей можно считать взаимодействие чудотворцев с животными. Умение успокаивать, находить общий язык и даже подчинять зверей даровалось многим святым. Возможно, они этому просто научились?



Во времена гонений на первых христиан у римских императоров существовала неприятная привычка бросать смутьянов львам. Так как число христиан неуклонно росло, львы редко оставались голодными. Иногда преступников просто оставляли на ночь с животными в яме, но чаще организовывали представление — против человека, привязанного к столбу или попросту безоружного, на арену выпускались хищники.




Мученик на арене цирка / Федор Андреевич Бронников

Христиан казнили настолько часто, что это вошло в чудовищную традицию: их кидали львам чтобы «отвратить» засухи, голод, эпидемии, наводнения и землетрясения, а точнее, чтобы немного утихомирить жаждущую крови толпу. Мученическая смерть подобного рода начала восприниматься как почетная, и многие христиане желали окончить жизнь именно в пасти льва. Но, несмотря на популярность, способ этот надежностью не отличался.

Еще в VI веке до нашей эры вавилонский царь Дарий повелел кинуть библейского пророка Даниила в ров со львами, но наутро обнаружил того живого и невредимого. Обидчиков же Даниила, брошенных чуть позже в ту же яму, львы не пощадили.




Даниил во рву со львами / Брайтон Ривьер

Позже способность усмирять львов переняли и христианские святые – апостол Павел, святой Витт, Татьяна Римская, святая Фекла, великомученик Евстафий и многие другие. Львы неизменно отказывались нападать на мучеников, ластились к ним и лизали ноги, а в некоторых случаях даже защищали их от обидчиков и других свирепых животных.

Как правило, это не спасало святых от страшной смерти, их все равно умерщвляли через отсечение головы, распятие, утопление в кипящем масле. Но зрители, наблюдавшие за бессилием палачей, проникались сочувствием к христианам и уважением к их вере.




Тигр настигает двух мучеников / Ван Филипп Жак Бри

С дикими львами, у которых уж точно не было никакой привязанности к людям, у святых тоже складывались не худшие отношения. Если верить Евангелию Псевдо-Матфея, сам Иисус, будучи в восьмилетнем возрасте, заглянул в пещеру со львами неподалеку от Иордана. Наблюдавшие за этим жители Иерихона решили, что тут-то мальчику и конец, но спустя недолгое время он вышел из пещеры, окруженный резвящимися львятами и преклоняющимися матерыми львами. По сути притчи, звери узнали сына Божьего раньше, чем это сделали люди.

Блаженный Иероним, известнейший церковный писатель IV-V веков, создатель канонического латинского текста Библии, однажды столкнулся с хромым львом, случайно зашедшим в монастырь. Пока остальные монахи прятались по углам, Иероним спокойно осмотрел зверя и вытащил из больной лапы огромную занозу. С тех пор хищник всюду сопровождал святого, охранял монастырского осла и даже выполнял его обязанности, когда потерял бдительность и осла украли грабители.




Святой Иероним и лев / Фра Филиппо Липпи

Схожая история произошла и с Герасимом Иорданским, также спасшим льва от занозы и опасной нагноившийся раны. Во многих мифах львы скорбят по ушедшим божьим людям, собственными когтями вырывая для них могилы, как в историях о кончине Павла Отшельника и Марии Египетской.

Львы играют особую роль в христианских летописях, и это не удивительно, ведь образ могучего и благородного животного, смиренно покоряющегося святому, выглядит крайне эффектно. Но, не считая того, что настоящие львы особым «благородством» не отличаются, для дружбы с ними также не требуется обладать божественной силой.

Если правильно выстраивать общение даже с дикими и голодными львами (что, конечно, сильно зависит от их характера), рано или поздно они могут принять человека в свой прайд. Могилу после смерти вряд ли выроют, но поделятся добычей и при случае защитят от опасности. Не исключено, что это хорошо понимали святые.

Медведи занимают почетное второе место среди свирепых зверей, нашедших язык со святыми, особенно в православии. Преподобный Сергий Радонежский как-то сжалился над голодным медведем, отдав ему последний кусок хлеба, и с тех пор они крепко подружились. Святой Серафим Саровский, долго живший в келье в лесу, также кормил огромного медведя хлебом с рук, чем однажды крепко напугал пришедшую его навестить монахиню Матрону.




Святой Серафим Саровский и медведь

По логике развития историй, медведи должны бы были как-то послужить божьим людям, но нет — они просто являлись, брали хлеб из рук и позволяли себя гладить. Такое могло бы произойти и сейчас, учитывая интеллект и любопытство медведей, а также отсутствие какого-либо страха перед людьми. Разве что потомки медведя Радонежского по преданию раз в год приходили на его могилу и трижды кланялись тому, кто спас их предка от голодной смерти.




Преподобный Сергий Радонежский разделяет свой обед с медведем

Что насчет других «братьев меньших», действительно меньших, а не размером со льва? Тут на первых позициях отличился Святой Франциск Ассизский, живший в конце XII – начале XIII веков. Он нес весть Божью птицам и растениям, проповедовал голубям и цветочным полям и вообще отличался исключительной добротой и милосердием ко всему живому, даже для святого. Однажды он укротил свирепого волка-людоеда, терроризировавшего окрестности города Губбио, убедив хищника жить в мире с горожанами.




Франциск Ассизский читает проповедь птицам

Не отставал и Антоний Падуанский, католический святой XIII века, сын знатного лиссабонского рыцаря, принявший решение стать монахом. В отличие от более «крутых» чудотворцев, усмиряющих львов, волков и медведей, Антоний выбирал тварей поскромнее, зато не скупился на масштаб. Так однажды, будучи в городе Римини, он тщетно пытался обратить тамошних многочисленных еретиков в истинную веру.

Когда же слова к людям не возымели эффекта, святой встал на берег, где река впадала в море, и обратился к рыбам. Те явились на проповедь в огромном количестве и высовывались из воды, внимая словам Антония, разевая рты в знак понимания и благодарности. После такого представления большинство еретиков одумалось и обратилось к истинной вере.




Святой Антоний Падуанский проповедует рыбам / Паоло Веронезе

В другом случае Антоний читал лекцию в монастыре города Монпелье, когда в открытые окна влетало оглушительное кваканье лягушек из пруда неподалеку. Монахи хотели закрыть окна, но святой остановил их и вежливо обратился к лягушкам с просьбой отложить пение на иное время. Те, разумеется, вняли, чем подняли авторитет Антония среди монахов до совсем уж заоблачных высот.

На других этапах своей биографии Антоний также делил хлеб с крысами, спасал голубку от нападения ястребов и заставил преклониться одного осла. На словах звучит скромно, но в контексте конкретных ситуаций эффект был не хуже, чем от укрощения львов.




Антоний Падуанский и чудо с ослом / Доменико Беккафуми

Способность общаться с животными, приручать их добрым словом или усмирять твердой рукой — одна из самых полезных, если человек ведет отшельнический образ жизни в диких местах. Или, как вариант, живет в условиях, когда казнь через съедение львами является обыденностью.

Вероятнее всего большинство святых, на самом деле способных на чудеса, не надеялись на божью помощь в этом вопросе, а сами учились мастерству дрессировки. Но кто знает? Не зря говорят, что доброе слово и кошке приятно. То же относится и ко всем иным братьям нашим меньшим.

https://mirtayn.ru



https://vitas1917.livejournal.com/791688.html


Tags: религия
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

promo slavikap june 21, 19:54 6
Buy for 50 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments