Женщина и нож — довольно знакомое сочетание, если дело касается кухни. Но вот девушка, шинкующая ножом соперницу или насильника, — образ в рамках современного общества не слишком привычный.
За всю историю человечества женщины нередко применяли нож для защиты своей чести и жизни. Да что говорить, наверняка и в каменном веке наши праматери вовсю полосовали супостатов обсидиановыми ножами, поэтому сегодня попробуем разобраться, каким же был боевой путь короткого клинка в нежных женских руках.
«Клинок любви» — милая средневековая традиция
Были ли у людей прошлого такие традиции, которые предписывали женщинам ношение ножей на постоянной основе, в том числе и для защиты? Оказывается — были. К XIII веку в некоторых странах Европы укоренилась практика, когда жених во время помолвки дарил девушке красиво украшенный нож, который она с гордостью носила, поднимаясь, таким образом, в социальной иерархии.
Например, в «Атласе Европы» Джона Спида 1626 года издания можно увидеть изображение англичанки, держащей в руке нож вместе с сумочкой. Шекспир в «Ромео и Джульетте» вкладывает в уста одного из героев просьбу к Джульетте, чтобы она носила свои свадебные ножи.
К XVIII веку эта традиция постепенно сходила на нет, но в некоторых уголках Европы она держалась вплоть до XIX века. Например, на Сицилии жених дарил невесте шелковый шарф, фартук, дешевое колечко и дорогой нож. Такие ножи назывались coltelli damore — «клинки любви». Думается, что такие ножи использовались не только как символ того, что девушка занята, но и для охлаждения пыла особо разгоряченных поклонников.
Наваха за подвязкой — ножи у женщин в Испании
Знаменитый испанский складной нож наваха известен всем любителям холодного оружия. Ими пользовались не только горячие испанские кабальерос, но и их черноглазые подруги. Женщины Севильи, Малаги и Мадрида часто носили ножи под платьем, за подвязкой чулка, и не один наполеоновский солдат во время окупации Испании в 1808-1814 году получил такой клинок под ребро за излишнюю любвеобильность.
Например, материалы одного из сохранившихся уголовных дел тех лет рассказывают о девушке, которая ножом изрезала нескольких французских солдат, пытавшихся ее изнасиловать. А на знаменитой картине Франциско Гойи «Они не хотят» изображена старуха, втыкающая нож в спину французскому солдату, пытающемуся изнасиловать испанскую девушку. Даже в уличной испанской песенке тех лет были такие слова: «Не связывайся с Лолой, у Лолы есть нож, и она не даст себя в обиду».
«Они не хотят», Франциско Гойя
Нож за подвязкой вошел в обиход испанской женщины настолько, что стали подражать дамы из других стран, как, например, ирландская аферистка Элизабет Гилберт, которая какое-то время выдавала себя за испанку. Сама королева Испании, Изабелла II, говаривала:
«Я — типичная испанка, одна из тех, что молятся Деве Марии Паломской и носят нож за подвязкой».
Именно с такими женщинами столкнулись наполеоновские войска во время осады Сарагосы в 1808-1809 гг, когда практически впервые регулярные войска были остановлены во время уличных боев ополченцами, среди которых было множество женщин. Они не только бросались на кавалеристов, вспарывая брюхо лошадям и перерезая упавшим солдатам горло, но и воевали в составе артиллерии.
«Защита Сарагосы», Сэр Дэвид Уилки
Испанским женщинам была присуща не только свирепая воинственность, но и такая же ревность. Например, в одном городе две молодые девушки не поделили парня и решили выяснить отношения в поединке на ножах. Для этого они с подругами выехали в деревню, пообедали в таверне, а затем, отослав всех непричастных на улицу и раздевшись до пояса, набросились друг на друга с навахами. Они нанесли друг другу столько ран, что обе почти сразу умерли.
Все эти славные традиции попали вместе с эмигрантами в Мексику. Так, в 1906 году состоялся поединок на ножах между двумя женщинами, не поделившими кур. Одна из дам привела на бой малолетнего сына и сказала ему, что, возможно, тот видит маму в последний раз. Так и получилось, ведь уже через несколько минут она лежала на земле, зарезанная соперницей.
Стилет в сердце и смертоносные заколки — женские поединки на ножах в Италии
Разумеется, горячие итальянки не уступали в воинственности своим испанским соседкам. Часто для убийства соперницы или защиты от нападения они использовали стилеты — длинные смертоносные клинки. Так, например, в 1571 году в миланский монастырь Святой Бенедикты прибыли две прекрасные дамы и попросили келью для совместной молитвы. Но, как только монахини оставили их наедине, женщины выхватили стилеты и с яростью набросились друг на друга. Когда перепуганные монашки открыл дверь, одна дама была мертва, а вторая истекала кровью и вскоре тоже испустила дух.
Сперада
Иногда в драке применялись и стальные шпильки, которыми закалывали волосы. Их называли спадини, а собиравшуюся с их помощью прическу, напоминавшую королевскую тиару, — сперада или раджера. Поединки с использованием шпилек описал Джованни Чариоло в 1896 году в работе о женской преступности. По его словам, две неополитанки сначала осыпали друг друга оскорблениями, а потом вытащили из волос шпильки и набросились друг на друга.
Похожую драку описывает в своих дневниках русский журналист Николай Новиков, в 1775 году путешествовавший по Италии. Он рассказал о двух молодых итальянках, которые не поделили любовника и начали с дикой яростью колоть друг друга в бока и руки шпильками, пока не изранились и не устали. В это время предмет их вожделений в ужасе умчался прочь от греха подальше.
Куртуазная дуэль и метание камней — женские поединки во Франции и США
Американки и француженки нечасто применяли ножи для решения вопросов, но все же о двух таких случаях нам известно. Первый произошел в 1772 году во Франции, где две дамы из высшего света на приеме разошлись во мнениях и договорились решить вопрос на месте. Они вышли в сад и схлестнулись в драке на кинжалах.
Другая дуэль, причем одна из самых нелепых, произошла в США в 1908 году между мисс Грехем и мисс Кребтри. Как пишет газета «Брэнсон Эхо», две дамы повздорили из-за бизнеса мужей. Выбрав для драки местечко в горах неподалеку, они сначала кидались друг в друга камнями, а после выхватили ножи. В итоге одна упала в обморок, получив порезы плеча и руки, а другая осталась с уродливым шрамом на лице и порезами на шее и груди.
Женские поединки на ножах в России
Если вам могло показаться, что на яростный ножевой поединок способны только горячие южанки — это не так. На наших северных просторах женщины иногда также пускали в ход короткие клинки. Например, в газете «Русское слово» от 1906 года была заметка о драке между девушками в присутствие кавалера одной из них. Та, что была с парнем, выхватила финский нож и, нанеся противнице несколько тяжелых ран, вместе с любовником скрылась в толпе.
В 1912 году две фабричные девушки влюбились в парня по имени Валентин. Они не придумали ничего лучшего, чем решить вопрос с помощью поединка на ножах. Уговор был таков — та, что выиграет, получает себе парня. В итоге одна из них во время драки выронила нож, а другая, воспользовавшись моментом, зарезала соперницу. Когда народ сбежался на шум, все увидели, что одна из девушек лежала в крови, а ее убийца просто стояла в помешательстве и повторяла фразу: «Теперь он мой!». Дальнейшая история умалчивает, получилось ли у них что-то с тем самым Валентином или нет.
Конечно, женские драки на ножах — это не самое приятное зрелище, да и сейчас они стали для нас скорее историческим курьезом, чем пугающей реальностью. Но не стоит забывать, что в некоторых странах их легко можно увидеть и сейчас.
женский бой на ножах, обратный хват
Если хотите почитать об этом подробнее, рекомендуем книгу Д. Черевичника «Всемирная история поножовщины».
https://vitas1917.livejournal.com/765656.html
Journal information