?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О крушении царского поезда

29 (или – 17 по ст. ст.) октября 1888 года под Харьковом  потерпел крушение императорский поезд… (А ведь всего двумя годами раньше Александр III – первым в Европе! – учредит День Железнодорожника...)





…Авария случилась на спуске вблизи станции Борки, ровно в 14.14 (словно по чьему-то нумерологическому расчёту) – погода стояла ненастная; шёл дождь со снегом… (Очевидцы рассказывают  о трёх толчках: первый сбросит  пассажиров с мест; после второго, ещё более сильного, состав заскрежетал, рушась, – и затем, с третьим толчком, затормозил).

…Собственно, «затормозил» звучит неоправданно нейтрально – десять из пятнадцати вагонов сойдут с рельсов, некоторые из них превратятся буквально в щепки; двадцать один человек погибнет, не менее шестидесяти восьми пострадают…




Монаршая семья в этот момент завтракала в вагоне-ресторане – удар сомнёт  боковые стенки; пол обвалится; люди окажутся на путях… Сверху на них уже неумолимо падала крыша – каким-то чудом она застрянет, воткнувшись  углом в кухонные тележки. (Позже рассказывали, что её удерживал на плечах сам император… конечно, это кажется преувеличением.  С другой стороны,  Александр – здоровяк 193-сантиметрового роста – вскоре после этого события начнёт страдать болями в пояснице; а шестью годами позже, не дожив до пятидесяти, скончается от нефрита почек…)



…Итак, члены царской семьи (включая цесаревича – будущего императора  Николая) выберутся из-под обломков – помятые, но более-менее целые. Отметим: окружённая перепуганными свитскими августейшая чета покинет  место трагедии в числе последних – Александр руководил спасательными работами; Мария Фёдоровна оказывала помощь раненым. (У императрицы была повреждена рука, на её испачканное и разорванное платье накинули шинель). С наступлением  ночи всё было кончено – и царская семья сядет в давно поданный запасной поезд.

Спасение императорской четы в этой ужасной аварии будет воспринято как чудо (в соседнем вагоне раздавило тринадцать человек) – последует  торжественный молебен в Харькове – и, само собой, расследование…

…Скажем сразу: версия теракта практически не рассматривалась (хотя  впоследствии говорили о каком-то поварёнке, и заложенной им бомбе с часовым механизмом) – такое благодушие может показаться странным, учитывая настоящую охоту, которую вели «революционеры» за отцом императора – да и саму смерть Александра II…



…Тем не менее, причинами аварии будут названы технические обстоятельства – и, если вдуматься, они покажутся преступней любой бомбы!.. Выяснится, что царский поезд нарушал  все существующие нормы безопасности – он вдвое превышал вес ходивших в то время пассажирских составов, практически соответствуя «товарняку». Но разрешённая скорость товарных поездов была двадцать вёрст в час – а у императорского  состава, в соответствии с расписанием, должна была составлять не менее тридцати семи. Более того – в тот день он выбивался из графика – и гнал под семьдесят!..

…Дальше – больше. Окажется, что из двух паровозов (по-другому с трёхсотметровой и почти пятисоттонной махиной не получалось) один был грузовым, а другой – пассажирским; что создавало опасную боковую качку… и так этот состав ездил десяток лет...

…Но и это ещё не всё… В процессе расследования дознаются, что участок, на котором произошло крушение,  признали аварийным ещё летом того же года; всплывут хищения при строительстве самой дороги… одним словом – несколько чиновников будут отправлены в отставку, и… Александр распорядится прекратить следствие…



P.S. …Неизвестно, что сыграло решающую роль в этом высочайшем решении: возможно, личность возглавившего расследование Анатолия Кони: этот рьяный юрист, десятилетием назад добившийся оправдательного приговора для стрелявшей в питерского губернатора Веры Засулич, уж очень усердствовал, стремясь добраться до «самого высшего эшелона»…

P.P.S. …В отечественной историографии Александр III довольно непопулярен. Раньше это объяснялось просто: именно за попытку покушения на этого царя повесили старшего брата будущего Ленина… Но и в наши дни государь, до скупости экономивший на собственных расходах, и прозванный «Миротворцем» – поскольку, не воюя, сумел увеличить территорию империи на 430 тысяч кв. км – не обрёл признания… Может. оттого, что его всегда истово ненавидели доморощенные либералы… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 29 октября 1955 года родился Кевин Марк ДюБроу – вокалист американской группы «Quiet Riot» в 1975–1987 гг. и с 1991-го до своей смерти в 2007-м.






И ещё. 29 октября 1985 года британская группа Dire Straits займёт первую позицию британского же чарта с нетленной «Money For Nothing».






https://shatff.livejournal.com/1167487.html


Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel