?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Церковь и антиведьмовская пропаганда поспособствовали тому, что пивоварение стало чисто мужским делом.


Мать Луиза, хозяйка популярной пивоварни



Пиво было важным аспектом человеческого существования, по меньшей мере, 4000 лет – и женщины всегда играли главную роль в его производстве. Но после того как пивоварение постепенно превратилось из кустарной промышленности в прибыльное дело, женщины были вытиснуты из этой сферы в результате демонизации и очернения.

Говорят, что самый древний рецепт пива пришёл из шумерского гимна богине пива, Нинкаси. Он также включает описание того, как этот ферментированный напиток производили в древние времена:

«[…] Это ты выпекаешь пивной хлеб в большой печи и перерабатываешь кучи очищенного зерна. Нинкаси, это ты выпекаешь пивной хлеб в большой печи и перерабатываешь кучи очищенного зерна.

Это ты замачиваешь солод в сосуде; волны вздымаются, волны стихают. Нинкаси, это ты замачиваешь солод в сосуде; волны вздымаются, волны стихают.

Это ты выкладываешь приготовленное пюре на тростниковые циновки; наступает прохлада. Нинкаси, это ты выкладываешь приготовленное пюре на тростниковые циновки; наступает прохлада. […]»

Шумерские женщины варили слабоалкогольное пиво для религиозных церемоний (включая те, что были посвящены Нинкаси), а также для ежедневного потребления. Древние египтяне поклонялись пивной богине по имени Тененет. Они часто изображали женщин, которые варили и пили пиво. В балтийской и славянской мифологии есть богиня Раугутьен, которая покровительствовала пивоварению. А финны рассказывали о легендарной женщине по имени Калеватар, которая изобрела пиво, смешав мёд со слюной медведя.


Египетское изображение женщин, разливающих пиво


Образ женщин, производящих пиво, был популярен и в Средние века. Вода в городах была антисанитарной и порой вызывала смертельные болезни. Однако процесс брожения помогал создать стерильный напиток, поэтому пиво считалось более безопасным вариантом. Большая часть пива содержала низкий процент спирта. Более крепкое пиво употребляли в особых случаях – по праздникам или на свадьбах. До 1500 года почти все женщины в Англии умели варить пиво.

Приготовление пива было сложным и трудоёмким процессом в любую эпоху. Но учитывая тот факт, что обычная средневековая семья из пяти человек в неделю потребляла примерно 9 галлонов (примерно 34 литра) пива, которое, к тому же, ещё и быстро портилось, женщинам приходилось быть изобретательными. Затем они начали разделять объём работы с друзьями и соседями – система, при которой одна женщина часто варила дополнительное количество пива каждую неделю, чтобы продать его другим семьям. По мере развития этой культуры совместного труда некоторые женщины в Англии начали варить пиво на более профессиональном уровне, обеспечивая его непрерывную продажу. Иногда эти женщины могли открывать бары, расположенных в их собственных домах, где люди могли выпить и пообщаться. Так появился термин "alewife” (или "brewster"), обозначавший женщину, которая варила пиво ради получения небольшой прибыли.

У женщин, занимавшихся пивоварением на профессиональном уровне, было несколько способов продвижения бизнеса. Чтобы указать на то, что в их домах или тавернах продаётся пиво, они выставляли за дверь метлу – как символ домашней торговли. Коты часто бродили рядом с котлами пивоваров, охотясь на мышей, которые любили полакомиться зерном для пива.

Если вам это звучит знакомо, то это потому, что всё это – иконография, которую мы теперь ассоциируем с ведьмами. И хотя нет чётких исторических доказательств того, что современные описания ведьмы основаны на образах женщин, которые раньше занимались пивоварением, некоторые историки указывают на странные сходства между хозяйками пивоварен и антиведьминской пропагандой. Один из таких примеров – популярная гравюра XVII века, на которой изображена Мать Луиза, которая в своё время была хорошо известна тем, что варила отменное пиво.

И хотя связь между женщинами, варившими пиво, и образами ведьм ещё не доказана, мы точно знаем, что у так называемых alewives и brewsters была плохая репутация. Помимо обмана, которым занимались некоторые из их коллег, brewsters также приходилось иметь дело с тем, что весь их род страдал из-за первородного греха. «Торговля пивом была наполнена обманом – низкокачественное пиво, недолитые пинты, завышенные цены и, конечно же, нетрезвые клиенты, которые, в конце концов, обнаруживали, что их ограбили или обманули, – поясняет доктор Джудит Беннет, автор книги "Ale, Brewsters, and Beer in England: Women’s Work in a Changing World 1300-1600". – Жители эпохи Средневековья с лёгкостью связывали эти обманы с женщинами, считая, что они, будучи дочерями Евы, были более хитрыми и коварными, чем мужчины. Учитывая эту логику, любую alewife, какой бы дружелюбной и открытой она ни была, подозревали в мошенничестве».

Средневековая церковь также недолюбливала женщин-пивоваров. Она считала их искусительницами, которые при помощи хитрости поили благочестивых людей и заставляли их тратить свои деньги. Церковь рассматривала бары как дьявольские места, где господствовали такие грехи, как вожделение и чревоугодие.

Кроме того, как отмечает Беннет, одним из самых знаковых образов женского зла в эпоху Средневековья было изображение женщин-пивоваров в аду: церковь утверждала, что они останутся единственными людьми в преисподней после того, как Иисус Христос освободит всех проклятых.


Церковь считала женщин-пивоваров проклятием


Плохая репутация не способствовала развитию дела женщин, занимавшихся пивоварением, когда в торговлю вступили мужчины, которые имели больше денег и связей. После нашествия «чёрной смерти» люди стали пить намного больше пива не дома, а в общественных местах. Это также ознаменовало собой сдвиг в отношениях людей с пивом, которые приблизились к тому, что мы имеем сегодня. Мужчины вдруг увидели, что они могут получать реальную прибыль от того, что когда-то рассматривалось как дело, приносящее женщинам небольшие деньги. Они приступили к строительству таверн, которые были больше и чище, чем бары женщин-пивоваров, и люди начали стекаться туда, чтобы выпить и обсудить сделки одновременно. Со временем заведения, где продавалось пиво, производимое женщинами, стали считаться антисанитарными.

Женщины продолжали производить слабоалкогольное пиво для своих семей вплоть до начала промышленной революции, которая увеличила методы производства и сделала покупку пива дешевле и проще, чем приготовление его в домашних условиях. В 1950-х и 1960-х годах маркетинговые кампании окрестили пиво «мужским напитком». Такие компании, как Schlitz, Heineken и Budweiser изображали пиво как средство расслабления после долгого рабочего дня.

Всё это стало причиной того, почему сегодня пивоваренная промышленность считается исключительно мужским делом.

По статье с сайта atlasobscura.com

источник



Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel