?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В истории человечества много пятен и тайн, которые вызывают интерес у любого исследователя. Мы любим все таинственное и необъяснимое. Многих притягивают мифические существа: русалки, вампиры, оборотни, драконы… О первых трёх до сих пор ходят слухи, что они существуют.

А существовали ли драконы на самом деле?

Дракон — один из популярнейших мифологических персонажей у многих народов, он упоминается во множестве самых разных историй. Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ — это крылатый змей, представляющий собой сочетание элементов других животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или летучей мыши; иногда образ включает также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др.




Ни одно древнее писание не обходилось без драконов. О них писали все народы мира, которые жили в разных частях земного шара. Причем все сказания между собой довольно похожи, а это приводить к мысли о том, что драконы на самом деле, раньше существовали. Иначе как люди, живущие на разных материках, не имеющие возможность общаться друг с другом, могли оставить после себя одинаковые письмена.


Вот, например, в предании Геродота было написано, что у крымских берегов чудище жило в 20 м длиной. Огромное темное туловище с длинным хвостом, и мощными когтистыми лапами, с гребнем на голове и горящими глазами красного цвета. А, кроме того, это чудище имело жуткую пасть с длинными зубами в несколько рядов, быстро бегало и издавало громкий пронзительный рев.

А гиперборейцы, жившие совершенно в противоположной стороне описали так: «огромная ящерица с большими крыльями, мощными челюстями и длинными когтями на больших чешуйчатых лапах, громко кричит и извергает пламя».






Даже в современно мире драконы существуют. В одном энциклопедическом издании сказано: «драконы – отряд ящериц, род пресмыкающихся, достигающие в длину более 30 см, у них длинный хвост и узкое приплюснутое тело. Эти особи благодаря кожным складкам, имеют способность к планирующим полетам до 20 м. Сейчас около 14 видов драконов живет на нашей планете».

На острове Комодо в наши дни живут огромные ящерицы – драконы. Они внешне очень похожи на существ, описанных нашими предками, только не извергающие огонь и не летающие. Много споров среди ученых вызывает существование ладожского ящера и Лох-несского чудовища.


Наиболее частыми признаками дракона являются способность к полету и змеевидная форма тела; а такие известные признаки, как наличие нескольких голов, огненное дыхание и разумность, встречаются у меньшинства драконов.


По одной из легенд Зевс хитростью похитил Европу, дочь царя Агенора, превратившись в белого быка. Желая вер уть дочь, царь разослал своих сыновей на ее поиски. Агенор строго наказал сыновьям не возвращаться без Европы.


Отправившись на поиски своей сестры, старшие братья вскоре окинули младшего — Кадма, оставив юношу одного. Долго путешествовал он и, наконец, попал на поляну перед рощей, в которой жил громадный дракон, сын бога войны Ареса. Кадм вступил с драконом в бой и убил его. На месте битвы герой заложил город Фивы и стал его царем.



Вскоре, исполняя повеление богини Афины, Кадм вырвал зубы змея и посеял их как семена на вспаханном поле. Из зубов выросли воины — спарты, то есть «посеянные», как их стали называть. Они помогали Кадму во всех его начинаниях. Поиски Европы в итоге оказались безрезультатными. Сыновья Агенора, опасаясь гнева отца, не вернулись домой и остались жить в разных странах.

Бог Арес отнес своего любимого дракона на небо, где он, раненый, извивается между созвездиями Большой и Малой Медведицы.


Другая легенда гласит, что на небо помещен дракон Ладон, который стерег в саду Гесперид дерево с золотыми яблоками. Сад находился на самом краю земли, где титан Атлас держал на своих плечах небосвод. Только хитроумный Геракл смог достать яблоки вечной молодости. Ему пришлось помериться сипами с Антеем, сразиться с драконом Ладоном и даже держать на своих плечах небо, пока Атлас ходил в сад за яблоками.


Наконец, есть еще один миф, в котором упоминается дракон. Он отсылает нас к походу аргонавтов в Колхиду на корабле «Арго». Чтобы добыть золотое руно, Ясону, предводителю аргонавтов, пришлось победить дракона Колчи-са, который охранял волшебную шкуру барана.


По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ дракона был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).



Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч).


Образ дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.


Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.


Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал.



Связь дракона с водой, урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; ср. также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон, осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе—летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.). Но несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня).


Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только убив его (в германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).


Общим для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка, ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея Ямата-но ороти).


Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства).



Китайский дракон — в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.


По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.


Основные породы дракона следующие:

Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.

Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.

Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.

Шэньлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.


Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).



Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.


Тибетский дракон — один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение «свирепый дракон» характерно для тибетских храмов, например для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.



Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для «интронизации» одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма! Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: «Кьи… Лха Дже Ло… Кьи… Лха Дже Ло…». Это старинный клич, означающий: «Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!»

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, «пьяны от счастья» и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырем. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона — обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: «Сем че там че ла га мо сид мо йонгое» Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.


Если существование всяких там кентавров и единорогов современной наукой отвергается категорически, то вокруг такого мифического зверя как дракон уже много лет ведутся ожесточенные споры.Сказания о драконах и змеях существуют на всех континентах. Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого еще долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и «сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую». В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство.



[источники]



Окончание см.   https://slavikap.livejournal.com/27030594.html



https://masterok.livejournal.com/4737205.html


Posts from This Journal by “загадки и тайны” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel