Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Николаевский, Коммунальный, Горького: история главного парка Харькова



«Не хотите ли вы прогуляться по парку? В Харькове это приглашение сразу же встретит одобрение: каждый местный житель – будь то ребенок, молодой или пожилой человек, все любят свой центральный парк – этот волшебный уголок приятного отдыха». Это не рекламный текст наших дней, а цитата из путеводителя 1967 года.


Его втор, не делая скидок на усталость посетителя, шаг за шагом описывает, как можно с удовольствием, ни минуты не скучая, провести время в парке с шести утра до позднего вечера. Читая путеводитель, понимаешь, столько возможностей предлагал тогда харьковчан центральный парк.

В то время кроме тенистых аллей и веселых аттракционов к услугам горожан были детский и спортивный городок, кинотеатр, площадка планетария, лекторий, библиотека, летний театр, кафе, танцплощадка.  В 1967 году парк уже мог гордиться 70-летней историей. Оглядываясь на нее сейчас, можно сказать, что зонирование парка всегда было призвано разнообразными способами ответить на потребность харьковчан в отдыхе и досуге, от самого того момента когда в 1894 году возник замысел его создания.



Начиная с 1889 года городской голова О. И. Фесенко выдвигал к рассмотрению идею о создании городского парка на пустующих землях вдоль Белгородского шоссе. Но в апреле 1890-го на заседании городской Думы его предложение было единогласно отвергнуто. Прошло несколько лет, прежде чем в декабре 1894-го Дума одобрила начинание другого городского головы Голенищева-Кутузова, и было решено заложить городской парк вдоль улицы Сумской.

В газете «Харьковские губернские ведомости» за 17 июля 1894 года приведен доклад городской управы «о проекте парка в районе Сокольники-Саржин Яр» подготовленный для Думы. В докладе изложены соображения  по поводу назревшей у харьковцев потребности в таком парке, присутствует подсчет необходимых для его создания средств, предполагаемые зоны, и породы растений для высадки. Нужно сказать, что речь шла сугубо о запросах привилегированного класса. Потребности бедных слоев населения в расчет не принимались.



В согласии с этим докладом существовавшие на то время в Харькове парки нельзя было назвать городскими. Карповский —  потому что после разделения линией железной дороги, стал «достоянием лишь бродячего населения». Университетский — потому что «замыкал ворота своего сада и лишал горожан права прогулок», право это было возвращено, но лишь «ценою известной приплаты». Предполагаемый же новый парк, «который заменил бы горожанам Университетский сад» должен был иметь: «отделение для народных гуляний, отделение для детских игр», а также место «для катания на велосипедах, для экипажных прогулок и верховой езды».

Интересно, что потребность  в детском отделении обосновывалась отдельно: «нельзя не подчеркнуть того теперь, что из всех отделений желательнее всего скорее устроить отделение  детских игр и вот на каком основании: город Харьков сперва был городом исключительно торговым, затем он стал постепенно и центром образовательным, в дальнейшем течении жизни города замечается, что в то время как торговля, если и не падает, то и не прогрессирует, учебное дело все разрастается, в Харьков являются тысячи семей на постоянное жительство для образования своих детей и вот об этих тысячах малолетних граждан городское управление должно позаботиться. На обязанности его лежит дополнить образование умственное образованием физическим, для которого, между прочим, сослужит большую службу и проектированное отделение детских игр». Чтобы «в сознании подрастающего поколения укоренилось имя будущего монарха России», парк решено было назвать Николаевским.



Деревья высаживали этапами, начиная с 1895 года. К 1907-му году они подросли и парк торжественно открыли для посетителей. Через несколько лет разразилась гражданская война, которая не только нанесла совсем молодому парку серьезный урон, но и привела к переосмыслению его предназначения.

Советская власть изменила подход к самому понятию общественных городских парков – они были переустроены под потребности трудящихся. По всей территории СССР парки стали центрами массовой политической и просветительской деятельности. Харьковский парк Коммунальный (такое имя присвоили городскому парку после революции) входил в тройку лучших парков Советского Союза.

В 1938 году парк переименовали в ЦПКиО имени М. Горького, но памятника советскому писателю тогда еще не было. Вместо него в 30е-40е годы клумбу у главного входа венчала скульптурная группа «Ленин и Сталин» изображавшая вождей беседующими на скамейке. В этот период на территории парка действовали многие павильоны, о которых сейчас вряд ли кто-то помнит, – «Души» с женскими и мужскими кабинками, детский дневной санаторий с солярием, Зеленый театр, деревянный кинотеатр (располагался справа от фонтана в конце главной аллеи), эстрады для симфонического и духовых оркестров, павильон-читальня, теннисные корты, выставочный павильон, парашютная вышка, лыжная база, ресторан. Стадион «Динамо», построенный в конце двадцаты- середине тридцатых годов, в то время тоже еще относился к территории парка.



В годы Второй мировой войны парк был разрушен: почва перекопана, вырублены тысячи деревьев, постройки уничтожены. О масштабах можно судить по описанию восстановительных работ приведенному в отчете директора ЦПКиО за 1950 год: «Харьковчане провели огромную работу по восстановлению своего парка… засыпано триста семьдесят окопов, убрана от захламления территория в 120 гектаров, выкорчевано четыре тысячи пней, выкопано 37 тысяч ям для посадки деревьев, посажено такое же количество деревьев и кустарников, а также двести пятьдесят тысяч штук цветов».

Кроме того в последующие годы были заново отстроены довоенные павильоны, аттракционы и заведения парка, устанавливались фонтаны и скульптуры. При проведении всех этих работ сохранялся принцип зонирования парка. В продолжение всей истории парка постройки на его территории (за исключением кинотеатра «Парк» в 1983-м и колоннады в 1952 году) сооружались так, чтобы их можно было легко демонтировать, и поэтому до наших дней не дошли.

Восстановили и пропилеи (парадный вход, тогда еще без колоннады), дополнив их фигурами работника и работницы. Не только парадный вход, но и оформление парка в целом  было приспособлено для пропаганды советской идеологии.

Летом в парке проводились выставки, посвященные, например, итогам выполнения пятилетних планов, батальным картинам побед Советской Армии, иллюстрациями великих строек коммунизма, портретами героев-комсомольцев. Все это называлось средствами наглядной агитации: «на больших подвесных рамах вывешиваются многометровые двусторонние лозунги и призывы Центрального Комитета ВКП(б) … в позолоченных рамах размещены портреты членов политбюро ЦК ВКП(б)… над входом в главную аллею горит световой лозунг: «СТАЛИНУ — СЛАВА!» Названия праздников и народных гуляний были не в пример сегодняшним: «Праздник красок «Яркий» или «Экватор лета» в то время назывались: «День быта», «День строителя», «День железнодорожника».



Летом 1950-го к Международному дню детства в парке открыли детский городок. Он включил в себя впечатляющий перечень занималок для детей: детскую читальню, игротеку, детскую площадку, бассейн-плескалку, спортивную площадку, детский лекторий, павильон юных пожарников, участок юных натуралистов, метеорологическую станцию, зоологический уголок, площадки юных шахматистов, кукольный домик для малышей, велопрокатную базу, детское кафе и детскую эстраду. Здесь были установлены скульптуры: Ленин в детстве, нахимовец, пионер, пионерка и другие. Аллеи оформили в том же духе, что и во всем парке. Была здесь, например, аллея на тему «Соратники великого Сталина» с портретами членов Политбюро, была площадка «Мудрые изречения», где под портретами выдающихся деятелей партии  разместили их высказывания.

В начале 1950-х на клумбе у входа был установлен памятник Максиму Горькому. В писательском наследии Горького есть и революционные идеи по поводу того, каким должно быть устройство советских общественных парков. Например, побывав в парке развлечений Нью-Йорка «Куни Айланд», писатель окрестил его «царством скуки» и написал: «Он организован как выгодное предприятие, как средство вытащить заработок из кармана человека, и, пропитанный страстью к золоту он трижды гнусен и противен в этом болоте светлой скуки». В СССР в 30-е годы возник другой тип парков – парк культуры и отдыха как плацдарм для массовой политической и просветительской работы среди трудящихся. Соответствующие этой философии парки создавались во всех крупных советских городах, и всем им присваивалось имя Максима Горького. Одним из них стал харьковский городской парк.



В 1971 году в работу ввели электрическую подвесную дорогу, которая кроме того что была аттракционом,  стала для жителей Павлова Поля настоящим городским транспортом. В 1983 году справа от главного входа на территории ЦПКиО открылся новый кинотеатр «Парк» с тремя залами.

В 1992 году парк был признан объектом садово-паркового искусства в городе Харькове (вместе с Парком имени Тараса Григоровича Шевченко) и внесен в реестр памяток местного значения. Предметом охраны памятки были определены: ландшафт парка, массивы зеленых насаждений в его регулярной части, общая планировочная система территории и объемно-пространственная композиция парка.



В 2012-м году после реконструкции парк открыли таким, каким мы его знаем теперь. Вопрос о том был ли соблюден принцип охраны составляющих памятку парка во время реконструкции, для многих харьковчан остается спорным. Кто-то указывает на вырубку сотен деревьев, кто-то на крупные хищения выделенных на реконструкцию средств, есть и недовольные обнаружившимся после открытия явным преимуществом развлекательного формата в парке.

За исключением аттракционов для взрослых, большинство площадок отведено под разнообразные зоны отдыха для детей. В этом можно усмотреть возобновление идеи городского парка с развлечениями для детей возникшей еще в 1984 году. Отсылку к прошлому можно проследить и если вспомнить один из своевременно не реализованных проектов перепланирования парка — проект за 1965 год который предусматривал создание новой парковой магистрали, создание искусственного озера и улучшение отдельных частей парка.



В ходе реконструкции памятник Горькому демонтировали, его место на главной клумбе заняла фигура белочки.

В обновленном парке большое внимание уделяется озеленительным работам, а также оформлению парка фонтанами и скульптурами. Скульптуры и целые их композиции заслуживают отдельного разговора. В парке можно увидеть несколько видов скульптур: бронзовые, бетонные с металлическим каркасом, деревянные и бескаркасные проволочные. Бронзовые скульптуры, как и скульптуры детской зоны, изображают героев произведений Николая Носова.



Парк все еще находится в процессе обновления, очередное новшество ожидает харьковчан поблизости от площадки большого фонтана. Это будут анимированные часы на здании нового развлекательного комплекса. Дважды в день здесь можно будет увидеть анимационное шоу – ожившие Белоснежка и хранитель часов будят остальных гномов.  Вместе они заводят часы, после чего гномики на верху башни отбивают время. Скорее всего это будет происходить в 15.00 и 18.00 ежедневно.

Александра Суховеева

источник: mykharkov.info



Tags: Харьков
Subscribe

Posts from This Journal “Харьков” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments