?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Сегодня, когда фотографии делаются цифровыми девайсами, а если у кого-то и остались плёночные рудименты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати Kodak, наверное надо пару слов сказать о патриархальном способе изготовления фотографий.

Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема).




Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал чего бог подаст. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется). После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет. Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива. Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом, лампой и кадровочной рамкой. Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор. Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы. Начинается самое интересное.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Домашняя фотолаборатория в СССР



Фотоплёнки на все случаи жизни



Фотокассета



Бачек для проявки фотоплёнки



Любимые химикаты фотолюбителя



Проявитель и фиксаж должны быть определённой температуры



Видавшие множество портретов и пейзажей фотокюветы



Фотопинцеты и фотовалики тоже необходимые вещи



Бромэкспресс, самшит, берёзка — у всех были свои предпочтения



Кадрирующая рамка — без неё никак



Уголок фотолюбителя



Нууу, это уже почти профи!



Фотофонарь



Вот оно — волшебство!!!



Ахалай, махалай!!!



Фотоглянцеватель быстро высушит снимки и придаст глянец



ну а если промахнулся или делаешь шпоры резак поможет обрезать снимки



Мой первый фотоувеличитель «Юность»



А это последний — «Ленинград»





источник



Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
yuri_ost
Jul. 16th, 2018 06:49 pm (UTC)
>>>Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу.

Советская плёнка продавалась и снаряженной в кассеты, и в рулонах. Просто в кассетах разбирали быстрее, а в рулонах лежала всегда. Если память не изменяет продавалась еще на катушках, т.е. на внутреннем ролике от кассеты, без кожуха.

>>>в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами

Вообще-то продвинутые фотолюбители шили специальный мешок у которого с одной стороны были два "рукава" с резинками на "обшлагах", а с другой стороны молния и застежки с подворотом. В таком мешке пленку можно было и в кассеты зарядить, и в проявочные бачки.

slavikap
Jul. 16th, 2018 06:55 pm (UTC)
Да, точно! Спасибо за уточнение, Юрий! :)
yuri_ost
Jul. 16th, 2018 07:09 pm (UTC)
Не стоит благодарности, Слава! ))
slavikap
Jul. 16th, 2018 07:43 pm (UTC)
СтОит! :)
yuri_ost
Jul. 16th, 2018 08:16 pm (UTC)
))
slavikap
Jul. 16th, 2018 10:22 pm (UTC)
:))))))))))
(Anonymous)
Jul. 16th, 2018 10:08 pm (UTC)
Помню, 250 вообще сложно купить было) Как ни придёшь в магазин - нету.
В основном 130-й пользовались, 65-я была похуже и желательно только на солнечные дни, а на 32-й явно уже не хватало контраста, как ни крути)
slavikap
Jul. 16th, 2018 10:23 pm (UTC)
Ну, это уже при плохом освещении . Я в основном пользовался 65. А купить у нас можно было любую пленку.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel