3 июля 1963 на экраны страны вышел фильм «Три плюс два». Отпускная история трех друзей и двух подруг оказалась столь привлекательной, что таким способом отдыха «заразились» 3,5 миллиона «дикарей», приехавших в Крым и другие романтические места Союза в год выхода фильма.

Обаяние сюжета
Роман, Вадим и Степан приезжают на необжитый берег моря с машиной и палаткой. Отдохнуть они намерены вдали от перенаселенного людьми городского пляжа, на котором яблоку негде упасть. Но, не успев насладиться свободой и природой, вынуждены встречать гостей: на выбранное ребятами место претендуют две подруги-красавицы, которые доказывают, что заняли этот рубеж раньше. О том, что именно они должны здесь остаться на правах первооткрывателей, свидетельствует записка в спрятанной в песке бутылке, где указывается, что Зоя и Наташа отдыхают на этом месте из года в год. Уступать никто не хочет. По соседству с мужской палаткой вбиваются колышки для женской, а рядом с «Волгой» парней паркуется «Запорожец» девушек.
Соперничество за берег сопровождается кознями друг другу, но к долгой войне полов молодость и море не располагают. Вскоре попытки «насолить» врагам сменяются взаимным интересом. Дрессировщица тигров Зоя «приручает» ветеринара Романа, а дипломат Вадим увлекается актрисой Наташей. Один лишь физик Степан остается верен клятве «дикаря», смирившись с «предательством» друзей: что делать, если по законам физики противоположности притягиваются

Основой для фильма «Три плюс два» (совместное производство Киностудии им. Горького и Рижской киностудии) послужила пьеса «Дикари» - самая неожиданная в творчестве детского писателя и автора Государственного Гимна Сергея Михалкова. В столичном Театре им. Ермоловой одноименный спектакль шел с 1958 года, и в фильме ожидалось участие тех же актеров: Вячеслава Тихонова, Георгия Вицина и Николая Рыбникова. На момент съемок всем было за 30 лет, что соответствовало возрасту героев в пьесе. Но режиссер Генрих Оганесян (его выбрал для экранизации, кстати, сам драматург) рискнул омолодить актеров.

Режиссера не смущал ни «доктор»-вундеркинд, ни «дипломат» студенческого возраста. Его забавляло, что у студента ВГИКа Евгения Жарикова даже требуемая сценарием борода толком не росла – шутил по этому поводу вместе со съемочной группой.
А ну-ка, девушки!
На женские роли претендовали самые красивые актрисы, цирковые артистки, балерины и манекенщицы. Пробовались, например, Лия Алешникова и Татьяна Конюхова – не прошли. А Наталье Фатеевой поначалу предлагали роль не дрессировщицы Зои, а ее подруги Наташи. Актриса не захотела играть Наташу, и ее взяли на Зою. В жизни Фатеева – такая же серьезная, как и ее героиня. И это, по словам актрисы, не приветствовалось режиссером. Генрих Оганесян постоянно юморил, поощряя импровизацию и ответную реакцию на шутку. Кстати, он и сам снялся в эпизоде – в роли официанта ресторана «Чайка», обслуживавшего «интуристов».

Киноактрису Наташу мило сыграла «секс-символ» 60-х Наталья Кустинская. А ведь могла актриса и не попасть на фильм, во многом изменивший ее актерскую и личную судьбу. Пройдя пробы, самая красивая блондинка советского экрана продолжила сниматься в фильме «После свадьбы» и случайно узнала от коллеги, что в директорском столе давно лежит телеграмма с вызовом ее на съемки в Крым. Об утверждении на роль в картине «Три плюс два» актрису не оповестили, чтобы она закончила предыдущие съемки. Пришлось работать по изматывающему графику: с 5.00 утра гримироваться, с 6.00 до 17.00 сниматься у моря, прыгать в машину и мчаться на самолет, вылетая на ночные съёмки в Ленинград, и под утро лететь обратно. На пике усталости Кустинская задавала себе вопрос – стоит ли так надрываться ради проходной картины, которую через два-три месяца все забудут? Но вышло так, что именно эта работа принесла актрисе известность в СССР и за рубежом. Западные журналы посвящали ей обложки, называя «советской Мэрилин Монро».
Дислокация на местности

Действие в картине происходит в четырех уголках Крыма. Базой для съемок стала Зеленая бухта в Новом Свете, где стоял лагерь киношников. Полвека назад берег там еще не был обжитым и идеально подходил для съемок в качестве не тронутого цивилизацией прибрежного пейзажа. По воспоминаниям старожилов, раньше в тех местах берег действительно был песчаным, а затем песок вымылся штормами и изменившимися течениями.

Вторым местом съемок была набережная в Судаке – именно там снималась сцена в прибрежном ресторане, где Вадим демонстрировал свой безупречный английский Наташе. В кадре видны Крепостная гора, Капчик и Сокол.

Третьим видом стала Алушта. Сценарием это место никак не диктовалось. Скорее всего, режиссеру просто приглянулась архитектура современной автостанции, которая создавала колорит южного города. Видимо, в Новом Свете и Судаке такого объекта не нашлось, и героев Кустинской и Жарикова режиссер «водил кругами», чтобы показать разноплановую натуру. У тех же, кто знает Крым, маршрут Вадима и Наташи вызовет улыбку: в реальности их прогулка заняла бы часов семь. Выйдя за хлебом из бухты Нового Света, в Судак пара почему-то пошла через горы, затем оказалась в Алуште, а в следующем эпизоде – в ресторане в Судаке.

А четвертое место в Крыму, попавшее в фильм, – трасса из Алушты в Судак со стороны Морского, по которой в начале и в финале едут на «Запорожце» героини. Внимательный зритель заметит, что сперва подруги проезжают Богатое, что соответствует реальности: именно так и едут отдыхающие в Новый Свет по дороге Симферополь-Керчь. Но в следующем кадре Зоя и Наташа едут уже в окрестностях Морского. Для этого им пришлось бы вернуться в Симферополь и добираться в Новый Свет более длинным путем (зато красивым) – через Алушту.
Праздник жизни
На крымской натуре начали снимать в конце августа, а закончили к началу ноября 1962 года. Перед съёмками «дикарям» дали две недели на загар – для достоверности кадра. По Судаку актеры ходили в шортах, из-за чего то и дело имели проблемы с патрульными. Для предъявления милиции пришлось даже выписать справки, что бороды и шорты – производственная необходимость.

Кстати, заграничные шорты, плавки, купальники, капри и сумки реквизиторы добывали для съемок у рижских фарцовщиков, а один купальник для актрисы позаимствовали у жены режиссера.

Поскольку вина у актеров было хоть залейся, а пресной воды мало, привозную бутыль берегли для умывания (мылись в тазиках, как настоящие «дикари»), а жажду утоляли «напитком богов». Кстати, источник Святой Анастасии, к которому в фильме ходил по воду Миронов, находится дальше, чем подразумевается в картине: у дороги из Судака в Новый Свет.

Еду съемочной группе привозили из Судака, по дороге она теряла кондицию, и есть ее могли только смельчаки. А выбор в местных магазинах ограничивался килькой в томате. Поэтому артисты налегали на белый хлеб и виноград, из-за чего Фатеева переживала, что к пляжным съемкам прибавила в талии. Но это не помешало ей влюбить в себя партнера по роли Андрея Миронова.

Рабочие подробности
Героиню Фатеевой «на работе» снимали в Ленинградском цирке. В роли укротительницы тигров актриса не только входила в клетку к хищникам, а даже похлопывала их по шерстке. Но после того как тигр «приобнял» артистку за плечи, постановщик аттракциона Вальтер Запашный взял зверя на короткий поводок. Чем и запорол съемку. Удавшийся эпизод пришлось забраковать из-за попавшей в кадр руки дрессировщика на ошейнике питомца.

В Риге режиссер нашел аранжировщика музыки Раймонда Паулса, который тогда был ресторанным пианистом и дебютировал в качестве сочинителя именно в фильме «Три плюс два». Паулс по-своему интерпретировал мелодии Андрея Волконского и исполнил партии на рояле в сопровождении оркестра под управлением Эмина Хачатуряна. А песню Андрея Волконского и Сергея Михалкова «Все говорят…» записали Геннадий Нилов и Аида Ведищева.
Забытая версия
Лишь недавно зрители узнали, что комедия снималась в двух форматах – стандартном, с монозвуком, и широкоэкранном, со стереозвуком. Поскольку еще не было техники, позволявшей перевести один формат в другой (она появилась на несколько лет позже), каждый эпизод снимался дважды, на обычную и широкоэкранную камеры. Основная версия была широкоформатной, ее снимали первой, и актеры в полную силу выкладывались именно на ней. Даже по хронометражу широкоэкранный фильм полновеснее обычного: он на 12 минут длиннее. В стандартной версии, например, нет начальной сцены с переполненным отдыхающими пляжем. И начальные титры в широкоэкранном варианте другие: написанные на песке, они смываются волной.

Технология съемок опередила возможности проката. Только в крупных городских кинотеатрах были условия для проектирования «растянутого» изображения и передачи многоканального стереозвука. Массовому же зрителю была доступна лишь стандартная версия фильма, которую и показывали всё это время.

Триумф и потери
Комедия вышла на экраны в 1963 году и собрала 35 миллионов зрителей. После неожиданного успеха не претендовавшему на «аншлаги» фильму вместо второй категории была присвоена первая, а артистам выплачены премии в 300 рублей.

Фильм пошел на экспорт, а исполнительниц главных ролей наперебой приглашали представлять картину в разных странах. Работа в «Три плюс два» сдружила двух Наташ, рассорившихся впоследствии из-за ухода космонавта Бориса Егорова от Фатеевой к Кустинской. И в этом тоже было «кармическое» участие совместной картины.

На момент съемок дочке Генриха Оганесяна и художницы Елизаветы Оганджанян Гаянэ было три года, а без отца она осталась в пять лет. Будущему сценаристу Ганне Оганесовне Слуцки (Гаянэ Генриховне Оганесян), известной по работе «Ландыш серебристый», отец успел оставить в наследство любовь к кино и свою «лебединую песню» - комедию «Три плюс два».

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
Читайте также по теме:
Божественный промысел и его интерпретаторы
В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
Любопытные подробности из истории фильма
Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
Ирония судьбы Мягкова и К?
«Служебный роман»: история шедевра
«Экипаж»: трижды первый
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
Кому Афоня рубль должен?
"Осенний марафон": рассказ о себе самом
"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
"Золотой теленок": не в деньгах счастье!
"Кавказская пленница" на крымском курорте
"Любовь и голуби": очень жизненное кино
"17 мгновений весны": рождение легенды
"Невероятные приключения итальянцев в России"
Как Иван Васильевич менял профессию
"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
"Мимино": наше славное кино
"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
"Джентельмены..." и удача
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
Journal information