
Уж сколько лет ученые пытаются объяснить таинственное «проклятие фараонов»: почему ушли из жизни археологи, раскопавшие гробницы? Поскольку небесную кару за ограбление могил научной версией считать нельзя, появилась гипотеза об убийцах-бактериях, охранявших покой древнеегипетских мумий. А, между тем, у безвременной кончины тех, кто участвовал в раскопках, могут быть и более прозаические причины…

Вряд ли в истории археологии найдется событие, сопоставимое по своей значимости с обнаружением 26 ноября 1922 года гробницы Тутанхамона. Но порадоваться удаче мешает ряд обстоятельств, бросающих тень на «чистоту» открытия. С первых же дней в научных кругах высказывалось мнение, что и гробница, и ее «начинка» – подделка. И веских доводов для сомнений в данном случае предостаточно.

Первая странность: раскопки длились неоправданно долго, чему не дал объяснений то и дело стопоривший работу будущий триумфатор Говард Картер. Почему автор открытия лично задерживал процесс? За пять лет членами его экспедиции гробница не раз раскапывалась и закапывалась! Любой первооткрыватель уникальных сокровищ поспешил бы оповестить мир о находке с обстоятельным изложением ее подробностей. А в этом случае обнародовать сенсацию почему-то не торопились. Нуждались во времени на подготовку фальсификации? Поиск финансирования, изготовление и закладка «раритетов» – задача не одного дня.

Вторая странность: не взявшие клад грабители. Считается, что они опередили Говарда Картера, проникнув в святыню Долины царей еще в древности через потайной лаз в обход внутреннего входа в усыпальницу. Скрытой лазейкой расхитители гробниц якобы пользовались не раз. Однако при этом нетронутой осталась не только погребальная камера, но и ее несметные богатства. Не взяв килограммы золота, грабители не только каждый раз выходили с пустыми руками, а еще и скрывали следы своего пребывания, вновь и вновь старательно заделывая вход.

Столь экстравагантно представил ситуацию Говард Картер, чем вызвал недоумение у коллег-археологов. На свои места все становится в том случае, если гробница – подделка, а тайный ход – дело рук «первооткрывателей». Так они обеспечивали себе возможность комплектовать «артефактами» запечатанную камеру.



Третья странность – «проклятие фараона». Через семь лет после начала раскопок из всех участников экспедиции живым остался лишь Говард Картер. Остальные двадцать (!) человек к 1930 году скоропостижно скончались. И в первых рядах в 1923 году неожиданно умер спонсор и шеф Картера лорд Карнарвон. Причина смерти – заражение крови в результате случайного пореза при бритье. Столь же внезапно ушла из жизни и супруга лорда, леди Карнарвон: нет, она не брилась, ей хватило… комариного укуса. А когда один за другим, ни с того ни с сего, «навеки умолкли» все, кто был непосредственно причастен к исторической экспедиции, появился миф о «возмездии фараона», о чем предупреждала надпись в гробнице: «Быстрая смерть настигнет каждого, кто посягнет на покой захороненного правителя».


Согласитесь, что более правдоподобной выглядит другая версия череды загадочных смертей: если за этой аферой стояли большие деньги, то нежелательных свидетелей подтасовки должны были убрать ее организаторы. Исполнителя и заказчика исследователи вычислили логически. Если руководствоваться принципом «кому выгодно?», то за масштабной фальсификацией оказываются Говард Картер и власти Египта.

Гробница Тутанхамона – единственная, где запрещено снимать. И не только на профессиональную камеру, а даже на фотоаппараты туристов: на входе вся фиксирующая техника у посетителей отбирается. Чтобы не рассмотрели подделку?

Но нашлись дотошные люди, которые «разули глаза». Посетив гробницу Тутанхамона в Луксоре, современные российские исследователи обратили внимание на роспись в гробнице. На официальных фотографиях она выглядит как патинированная позолота – старая, в черных точках и местами облезлая. Всё, как положено, если «время постаралось». Но вблизи «старость» оказывается искусственным «состариванием» - модной нынче техникой, практикуемой в дизайне. Прием патинирования виден невооруженным глазом: темной краской мелкими штрихами «утрата» золотого слоя просто нарисована поверх дешевой желтой краски. Даже этот «обман зрения» можно сделать более профессионально, но фальсификаторы решили не заморачиваться?


Кроме того, настораживает размер и форма настенной росписи в усыпальнице Тутанхамона. Не верьте фотографиям, создающим иллюзию сплошного покрытия стены рисунком! В других гробницах в Долине царей так и есть – роспись распространяется на всю площадь стен и свода у саркофага. Но в отдельно взятой погребальной камере с Тутанхамоном расписана почему-то лишь часть стены, причем вид у этой росписи очень современный – прямоугольная фреска напоминает картину. И расположена она так, чтобы бросаться в глаза туристу: перед лицом входящего.

Нигде больше в Долине царей не повторяется и план гробницы Тутанхамона, что тоже наводит на мысль о подделке. Если остальные погребальные камеры имеют сводчатый потолок, то эта – в форме параллелепипеда, с абсолютно прямыми углами, как принято в современной архитектуре.

Обращает на себя внимание и крышка саркофага. Почему-то она – из серого камня, а саркофаг – из бурого. В остальных гробницах крышка с саркофагом одного цвета. Непонятно и происхождение трещины на крышке – она почему-то расколота. Возможно, это единственная оригинальная древность, которую притащили в фальсифицированную усыпальницу. По частям большую и тяжелую плиту доставлять было легче?

Лишь после открытия в 1922 году единственной не разграбленной царской усыпальницы Тутанхамон стал символом древнеегипетской цивилизации, и человечество узнало о фараоне XVIII династии, правившем в 1347 – 1337 годах до н.э. И сейчас уже никто не задумывается, что Говард Картер открыл не только гробницу фараона, но и… его самого. До этого такого «древнеегипетского правителя» историческая наука не знала.



Если вам понравился пост, ставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать!
Journal information