?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у vsegda_tvoj в Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141


Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141


Пожалуй, ни одна модель, выпущенная Московским автомобильным заводом имени Ленинского комсомола, не вызвала такой резонанс у советской общественности, как первый переднеприводный Москвич, получивший обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя Алеко. И, надо сказать, на то были свои причины. Сегодня мы вспомним семь мифов об этом автомобиле и выясним, какие из них имели под собой реальную подоплеку, а какие были исключительно досужим вымыслом.




«Сорок первый» радикально отличался от прежних моделей всем – компоновкой, внешностью, двигателем… Наконец, ценой – он был в полтора раза дороже не только обычных заднеприводных Москвичей, но и сверхпопулярных в СССР автомобилей Волжского автозавода! При этом новая модель давалась заводу нелегко – в частности, с большими проблемами под капотом Москвича появился более-менее подходящий двигатель, причем от… тольяттинской же «шестёрки», с которой АЗЛК-2141 и должен был конкурировать!

Именно поэтому сразу же после запуска в серийное производство переднеприводный Москвич оброс самыми различными мифами и легендами. Ведь в те времена, пожалуй, единственным источником информации для большинства автомобилистов был ежемесячник «За рулем», который хоть и скупо, но все же освещал тему запуска каждой модели, а также технические особенности новинок, включая «сорок первый» Москвич.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Новый Москвич успел «засветиться» на обложке «За рулем» еще в 1986 году, но массовое производство этого автомобиля началось позже

Однако далеко не все автовладельцы (как их тогда называли – автолюбители!) хотели или могли почитать свежий выпуск журнала, а поговорить о новых машинах любили все без исключения советские автомобилисты. И очень часто в середине-конце восьмидесятых услышать о «сорок первом», ижевской Орбите, тольяттинском Спутнике, Волге ГАЗ-3102, «семёрке» Жигулей, Таврии и других новинках советского автопрома можно было то, что к действительности не имело ни малейшего отношения. Такое народное мифотворчество объяснялось просто: в прессу просачивалось не так много достоверных данных, а «нагуглить» интересующие сведения в то время было просто негде.

НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ ИЛИ СЛАБОЕ ЗНАНИЕ МАТЧАСТИ МНОГИЕ КОРИФЕИ И ГАРАЖНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ЩЕДРО КОМПЕНСИРОВАЛИ СОБСТВЕННОЙ ФАНТАЗИЕЙ. ПРОВЕРИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ ДОСУЖИЕ СЛУХИ И ДОМЫСЛЫ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО, ПОЭТОМУ В КУРИЛКАХ И ГАРАЖНЫХ КООПЕРАТИВАХ ЕЩЕ ДО ЗАПУСКА «СОРОК ПЕРВОГО» В ПРОИЗВОДСТВО У ЭТОГО АВТОМОБИЛЯ ПОЯВИЛАСЬ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ.



МИФ ПЕРВЫЙ:


конструкторы АЗЛК не справились с самостоятельной разработкой новой модели (миф)

Когда-то мы уже подробно рассказывали об экспериментальных Москвичах, над которыми на московском автозаводе трудились почти десятилетие. Именно они должны были прийти на смену обычному «четыреста двенадцатому». Увы, не сложилось: появившееся на АЗЛК новое руководство (так называемая зиловская команда) видело будущее Москвичей совершенно другим и «наступало на горло» творческому составу работников предприятия. В частности, конструкторам предлагалось по аналогии с ВАЗом не идти своим путём, а приобрести готовую иностранную разработку – например, Citroёn или Fiat. Правда, советская администрация и вероятные зарубежные партнеры так и не пришли к какому-либо конкретному соглашению, оставшись на уровне «прожекта».

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Французская марка Simca принадлежала концерну Chrysler, который несколько лет выпускал этот большой хэтчбек для европейского рынка

Впоследствии на заводе снова вернулись к«своей теме», то есть разработке заднеприводного преемника АЗЛК-2140, результатом которой стал макет двухобъемника с индексом С-3. Таким образом, конструкторы и художники АЗЛК вплотную приблизились к замене привычного Москвича автомобилем новой конструкции, но – с классической компоновкой.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Увы, в Министерстве автомобильной промышленности СССР решили, что тему автомобилей с приводом на задние колеса развивать не стоит и в приказном порядке «порекомендовали» заводу заняться разработкой своей новой машины – а точнее, нелицензионным копированием европейского автомобиля года-1976, хэтчбека Simca 1308.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141



МИФ ВТОРОЙ:


АЗЛК-2141 полностью «передран» с французской Simca (частично правда)
Несмотря на то, что чиновники Минавтопрома практически на официальном уровне приказали скопировать Симку, сотрудники Московского автозавода и не хотели, и не могли этого сделать. Во-первых, подобное издевательское требование по понятным причинам не нашло понимания и поддержки у заводчан, поскольку для талантливых конструкторов это было явным оскорблением.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Передняя часть позднего Talbot 1510 (преемник Симки) имеет гораздо большее сходство с серийным АЗЛК-2141, чем Simca 1308, ставшая прототипом советского автомобиля

Во-вторых, у сотрудников АЗЛК не было опыта в разработке автомобилей с передним приводом – и, соответственно, отсутствовали компоновочные наработки. А при полном отсутствии технической документации взять и просто «перерисовать» незнакомую машину для её последующего производства на АЗЛК было практически невозможно. Это в наше время многие китайские производители пошли путём слепого (и нелегального) копирования технических решений и конструкции чужих автомобилей, но на АЗЛК, как и на остальных советских автозаводах, опыта по разработке переднеприводных машин к середине семидесятых годов еще просто не было! Если, конечно, не считать «переднеприводным» украинский ЛуАЗ, который в обычных условиях эксплуатации ездил с отключенной задней осью.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Именно поэтому будущий «сорок первый» роднит с французским автомобилем разве что верхняя часть кузова, в то время как платформа у них серьезно разнится. Если Simca отличалась поперечным расположением силового агрегата (как у нашей «восьмерки»), то новому Москвичу суждено было остаться с продольным мотором, с которым должна была сочетаться принципиально новая для завода переднеприводная трансмиссия. Ведь уже в тот момент конструкторы поняли, что вынуждены будут использовать на новой модели старую агрегатную базу – как минимум, на момент работы над незнакомой для себя компоновочной схемой.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Для этого одной из купленных Симок просто отрезали переднюю часть и приделали новую – с продольно расположенным двигателем от М-412.

ВОТ И ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО У БУДУЩЕГО МОСКВИЧА С ЕГО «МИНИСТЕРСКИМ» ПРОТОТИПОМ ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ ТАК И МНОГО ОБЩЕГО – ТОЧНЕЕ, «СОРОК ПЕРВЫЙ» НАПОМИНАЕТ SIMCA 1308 РАЗВЕ ЧТО ВИЗУАЛЬНО.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

«Максимка», как метко окрестили гибрид на самом заводе, был готов уже через четыре месяца после начала работ по переднеприводнику, однако впоследствии внешность машины несколько раз изменялась – от серии к серии прототипы дорабатывали в том числе и для того, чтобы снизить себестоимость новой модели. Именно поэтому многие элементы декора опытных образцов просто упразднили.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

«Максимка» за время работы над переднеприводным Москвичом постоянно менялся, но по силуэту он очень напоминал Симку, как и хотели в Минавтопроме

Конструкция автомобиля напоминает отнюдь не французский хэтчбек, а больше схожа с Audi 100 C2.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Audi 100 Avant отдалённо напоминает «сорок первый» формой кузова, но на самом деле у немецкого и советского хэтчбеков есть много общего

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Если Simca 1308 имела поперечное расположение силового агрегата, то у Москвича мотор установили продольно. Поэтому компоновка передней части у Симки и «сорок первого» разная

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Выбранная компоновочная схема объяснялась не только близким классом «сорок первого» и немецкого автомобиля, но и необходимостью разместить под капотом не самые маленькие моторы УЗАМ и ВАЗ-2106, которыми планировали оснащать новую модель на первых порах. Именно поэтому новый Москвич получил продольное расположение силового агрегата, причем первичный и вторичный валы в коробке передач были расположены горизонтально и почти на одной высоте. Такой приём в сочетании с модифицированной системой впуска позволил конструкторам максимально снизить габаритную высоту силовых агрегатов, что сделало возможным втиснуть силовые установки в длинный, но довольно плоский «нос» Москвича.
Кроме того, советский хэтчбек получил совершенно другую конструкцию задней подвески – вместо независимой торсионной «сорок первому» досталась вполне типичная для переднеприводных автомобилей той поры зависимая балка.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Интерьер французской Simca 1308: ничего общего с советским «сорок первым»!

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Таким образом, при несомненном внешнем сходстве АЗЛК-2141 и Simca 1308, конструктивно эти автомобили близки разве что в верхней части кузова, в то время как спереди силовая структура Москвича существенно отличается от французского исходника.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Салон нового Москвича получился самобытным. Увы, не обошлось без эргономических огрехов



МИФ ТРЕТИЙ:


АЗЛК-2141 был самым дорогим советским автомобилем (миф)
Так уж получилось, что главным конкурентом Москвичам с начала семидесятых годов стала продукция Волжского автозавода. При этом Жигули считались престижнее и комфортабельнее автомобилей, выпущенных АЗЛК, хотя у Москвичей была своя целевая аудитория.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Предсерийные прототипы окрашивались эмалью с металлизированным эффектом, однако серийные Москвичи красили только обычной краской. И не всегда – качественно

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

И если прежние Москвичи стоили на уровне базовых моделей ВАЗ (в первую очередь, 2101), то «сорок первый» позиционировался как автомобиль более высокого класса – и, соответственно, ему назначили куда более высокую стоимость.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Большой, солидный и вместительный – АЗЛК-2141 производил на советских автомобилистов очень благоприятное впечатление

Ведь понятие цены в стране с планово-административной экономикой было условным – разные модели Жигулей, к примеру, отличались по стоимости почти на 2 000 рублей, что вряд ли можно было оправдать более богатым оснащением или декоративной отделкой. Вот и Москвичу сразу определили в табели о рангах строчку на уровне самых престижных моделей Жигулей – то есть, его розничная стоимость превышала 9 000 рублей. При этом «сорок первый» не был самым дорогим автомобилем – в зависимости от модификации, в момент выхода на советский рынок его цена составляла около 9 600 рублей для версии с двигателем ВАЗ-2106-70, в то время как ГАЗ-24-10 стоил около 16 000 «деревянных».

НО УЖЕ В 1990 ГОДУ ПОСЛЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МОСКВИЧ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ДВИГАТЕЛЯ ПОЛУЧИЛ ИНДЕКСЫ 2141-01 И 21412-01, А ЕГО РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 13 500 РУБЛЕЙ – ТО ЕСТЬ, ПОЧТИ НА 40% ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ!

В 1991 году состоялось очередное повышение цен на товары народного потребления – в том числе, и на автомобили. Уже перед самым распадом СССР цены «приотпустили» – то есть, их еще регулировали административными методами, но уже не слишком сдерживали. Поэтому «сорок первый» прибавил в стоимости еще несколько тысяч: в конце весны 1991 года цена АЗЛК-21412-01 с двигателем УЗАМ-330.1 составляла около 20 000 рублей – то есть, примерно на две с половиной тысячи больше, чем стоила сверхпопулярная на тот момент вазовская «девятка». Правда, купить машины по такой цене в 1991 году могли лишь те редкие счастливчики, которым повезло получить право на приобретение автомобиля по его государственной цене. Реально же новые автомобили оценивались в полтора-два раза дороже их номинальной стоимости.



МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ:


Москвич был престижнее «девятки» (правда)

В советские времена ходила обидная поговорка: «бывает машина, а бывает Москвич». Так поклонники продукции Волжского автозавода высказывали своё презрительное отношение к заднеприводным Москвичам.

Когда о «сорок первом» заговорили всерьез, а первые товарные автомобили оказались в руках новоиспеченных владельцев, впервые с 1970 года у Москвича появились все шансы стать престижнее не только «заслуженно любимых» Жигулей, но и более современных переднеприводных Спутников!

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Повысить привлекательность Алеко на внешних рынках пытались разными способами. Французский импортёр Poch даже предлагал версию с оригинальным аэродинамическим обвесом

Сегодня это звучит немного неправдоподобно, но в 1987-1989 годах новый Москвич был и вправду престижнее «восьмерок», да и пятидверную версию Самары многие воспринимали как автомобиль классом ниже, чем АЗЛК-2141. Ведь новая модель Московского автозавода не только хорошо выглядела, но и действительно превосходила по линейным габаритам и размеру салона как заднеприводную «классику», так и Самары! Вдобавок «восьмерки-девятки» оказались весьма тесными для задних пассажиров, в то время как «сорок первый» баловал обитателей своего салона практически «волговским» запасом пространства!

НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО В «СТАН МОСКВИЧЕВОДОВ» ДОВОЛЬНО БЫСТРО ПЕРЕМЕТНУЛИСЬ ДАЖЕ ПОКЛОННИКИ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ТЕХНИКИ. МНОГИЕ ИЗ НИХ РАССУЖДАЛИ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО: «СОРОК ПЕРВЫЙ» БОЛЬШЕ, ТЯЖЕЛЕЕ, СОВРЕМЕННЕЕ И МОЩНЕЕ «ЗУБИЛ», ПОЭТОМУ 500-800 РУБЛЕЙ РАЗНИЦЫ В СТОИМОСТИ МОСКВИЧА И СПУТНИКА ВПОЛНЕ ОПРАВДАННЫ. К ТОМУ ЖЕ ПЕРВЫЕ МОСКВИЧИ ПРАКТИЧЕСКИ ПОВСЕМЕСТНО КОМПЛЕКТОВАЛИСЬ САМЫМ МОЩНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ВЫПУСКАЛСЯ В СССР ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЛОГО КЛАССА.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141

Речь, конечно же, о моторе вазовской «шестёрки», 1 600 «кубиков» которого развивали вполне приличные по меркам восьмидесятых годов 80 «лошадок». А ведь большинство «девяток» первых выпусков оснащались 1,3-литровым мотором ВАЗ-2108 мощностью 64 л. с. Именно поэтому на «сорок первый» обратили внимание даже те, кто раньше ездил исключительно на продукции Волжского автозавода. Увы, Москвичу суждено было стать престижнее Спутника совсем ненадолго – лишь до тех пор, пока не началось серийное производство «девяносто третьей» и «девяносто девятой».

Вдобавок выяснилось, что новая модель АЗЛК не соответствует возложенным на неё ожиданиям – во-первых, даже «шестёрочный» мотор для тяжелого «сорок первого» оказался откровенно слабоват, а во-вторых, по качеству изготовления и сборки Москвич на порядок уступал Жигулям и «зубилам». А ведь в девяносто первом году на «девятках» массово пошел в ход не только полуторалитровый мотор, но и длинные крылья, а также неимоверно модная в те времена окраска в цвета «мокрый асфальт» и «валюта» – серый и серо-зелёный металлики соответственно.

Алеко: вспоминаем факты и развенчиваем мифы про Москвич-2141



МИФ ПЯТЫЙ:


новый Москвич страшно гнил (миф вначале, но правда в конце)

«Сорок первый» потерял в престижности еще по одной серьезной причине – как оказалось, модель была склонна к коррозии. Правда, в первые годы Москвич ржавел отнюдь не больше, чем те же Жигули, к примеру. Да, у нового АЗЛК модели 2141 было несколько слабых мест, однако обработка скрытых полостей «Мовилем» и установка подкрылков помогала отдалить первые серьезные проблемы с состоянием кузова на несколько лет.

ПОЗЖЕ, УЖЕ В СЕРЕДИНЕ НЕПРОСТЫХ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ, МОСКВИЧИ НЕРЕДКО СХОДИЛИ С КОНВЕЙЕРА С СЕРЬЕЗНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОДГОТОВКЕ И ОКРАСКЕ КУЗОВА, ЧТО ТУТ ЖЕ СКАЗЫВАЛОСЬ НА ИХ КОРРОЗИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. ТОЧНЕЕ, КАК РАЗ НЕСТОЙКОСТИ КУЗОВОВ К КОРРОЗИИ, ПОСКОЛЬКУ ИЗ-ЗА НИЗКОГО КАЧЕСТВА ОКРАСКИ ЛКП ПРОСТО СПОЛЗАЛО ЛОСКУТАМИ, МЕСТАМИ ОБНАЖАЯ ГОЛЫЙ МЕТАЛЛ!

В итоге Москвичи нередко сгнивали до дыр уже через 3-4 года после покупки, что тут же больно ударило по имиджу этих автомобилей. Советский (а затем и российский) потребители были готовы простить «калеке» многое – «задумчивый» мотор и не самую отточенную управляемость, не лучшее качество сборки… Но массовые очаги коррозии ставили жирный крест не только на судьбах конкретных экземпляров, но и на рыночных перспективах модели. При этом «сорок первый» изначально был не самым «гниющим» автомобилем СССР – но, увы, со временем он успешно смог им стать.

(Окончание следует)


источник


Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)



https://vsegda-tvoj.livejournal.com/24401252.html




Posts from This Journal by “автомобиль” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

Дмитрий Сталин
Jun. 10th, 2018 07:09 am (UTC)
почти со всем согласен
Но в безопасности были проблемы и большие,и у зубил и у азлк,знакомый разбился насмерть влетев в стоящую на обочине 6-ку на скорости около 70 кмч!!! рулевая колонка влетела в грудную клетку,сломала ее,умер не приходя в сознание,очевидцы вытаскивающие его из машины(96 год) говорили он был пристегнут,однако скорость 70! и корма другого авто.да и в плане управления на скорости выше 90 автомобиль сильно кренился,чего не было у зубил.
kwakin_misha
Jun. 10th, 2018 08:49 am (UTC)
не для гонок машинка.
slavikap
Jun. 10th, 2018 02:42 pm (UTC)
Ездить надо аккуратно. Почти все зависит от мастерства водителя!
kwakin_misha
Jun. 10th, 2018 04:09 pm (UTC)
тут даже не мастерство решает, а реальное осознание своих сил. ведь реально, тонут не те, кто не умеют плавать, а те, кто думают, что они умеют плавать.
slavikap
Jun. 10th, 2018 02:43 pm (UTC)
Re: почти со всем согласен
Вот как...

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel