Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Мимическая маска, или Про "дакфейс" эпохи Екатерины Великой

Давайте я вам расскажу, что такое мимическая маска, и почему это имеет отношение и к классическим картинам, и к нашей реальной жизни.  Вот сто лет пройдет, и искусствоведы, специалисты по фотографиям, увидев какую-нибудь фотографию из нынешнего инстаграмма, с легкостью по выражению лица смогут определить: "ба! да это около 2015 года!"


(Продолжаем разговор о том, в чем разница между женщинами, которые просто надевают старинные платья и теми, кто реально пытается сыграть в женщин со старинных портретов).





Итак, разница между человеком со старинного портрета -- и нашим современником, конечно, очевидна.
Особенно когда речь идет о женщинах, которые сильнее зависимы от моды.

Именно поэтому популярные актрисы одной эпохи обычно принадлежат к одному типажу, и эпоха это легко опознается.

Грета Гарбо и Любовь Орлова


Одежда, прическа, макияж (форма бровей, форма губ, и т.п.). -- очевидные вещи, которые отличают разные поколения.

Kim Kardashian and Melissa Molinaro


Но, помимо этого, есть и язык тела.

Например, корсеты (мужские и женские), приоритетная забота об осанке (выправке), активные виды спорта типа конной езды и фехтования, военная служба в элитной гвардии, умение танцевать устаревшие ныне танцы -- сформировали телодвижения и походку аристократов особенным образом, так, что это сразу их выделяет на винтажных фотографиях.

Прадедушка принца Эдиинбургского


Колин Ферт не был бы так крут в роли мистера Дарси, если б не знал этого, не знал, в чем разница между историческими персонажами и повседневными. Любой хороший актер это знает.

В фильме про аристократа, и в фильме про дегенератов про наше время


Поэтому взять американских девочек-актрисулек из "Госсип герл" и снять их в сериале про Марию Стюарт (Reign) это реально провал. Даже если хорошенько в костюмы вложиться.

Плечи разверни! Плечи! Выпрямись! Не сутулься!


Не забываем, что разные типы платьев, корсетов и подолов, шлейфов, вес ткани, диктовали разные типы телодвижений, в частности женской походки.
Посмотрите, например, записи современного шекспировского театра Глоуб, где аутентичные реконструкции спектаклей. Женские персонажи там семенят, реально плывут над полом, как в русском народном танце "Березка", это кажется волшебством.

Кадр из фильма "Унесенные ветром"


***

Надеюсь, про язык тела так понятно.
Так вот.
С лицом, с мимикой -- та же ситуация!
Просто мы об этом совершенно не задумываемся.
От людей прошлого мы отличаемся и мимикой. Причем в разную эпоху она была разной.

Это потому что мы и они принадлежим к разным культурам.
В горизонтальном плане мы сталкиваемся с этим различием достаточно часто.

Иностранца на улице Москвы мы узнаем не по одежде. А по особенному выражению лица. Русских заграницей - соответственно наоборот.



Как это происходит?

Обычный человек имеет "пакет", набор стандартных эмоций, наиболее часто используемых как в его личной жизни, так и приемлимых для его социума. Эмоции, разумеется, выражаются в мимике, на лице. В итоге получается стандартный набор "мимических масок" (не знаю верный русскоязычный термин). Маски эти соответствуют фоновым эмоциям, лицо к ним привыкает, новых выражений не ищет. Те, кто борется с мимическими морщинами, об этом знают: стараются не хмуриться, или как-то по особенному не смеяться.

Но в данном случае это важно, что сие характерно не только для конкретных индивидуумов, но и для определенных социальных групп, у которых в ходу оказывается одно стандартное "вежливое лицо".



То есть когда вы в историческом романе читаете про "сделал вежливое выражение лица", или "куртуазное", то вот это вот оно тоже самое. Лицо, которое "модно" носить, и принято "носить", чтобы быть принятым в определенных кругах.



В случае изобразительного искусства, в первую очередь, идет речь о куртуазном выражении лица, которое было принято иметь в придворном обществе.

И человек не просто носил эту мимическую маску, но, вдобавок, художник знал про эту моду, ловил ее. И порой придавал это выражение лица людям, которые могли им не обладать, даже годовалым младенцам.



Люди на портретах могут быть похожи не из-за того, что они родственники (хотя для королей это стандарт), но и потому что это дорогой портрет модного живописца.

Женские портреты Виже-Лебрен


В разные эпохи привычка выражать эмоции была разной. У разных наций, конечно,  были свои стандарты этикета (см. английская верхняя губа).

Но, глядя например на совр. английскую королевскую семью, мы примерно можем понять, в каком именно формате не одобряласьразнузданность эмоций в тех обеспеченных слоях, которые заказывали портреты маслом (а это всегда элитарный продукт потребления, правда, чем ближе к 20 веку, тем планка снижается).

Но всегда надо было "держать лицо", "не терять лица", в особенности при позировании для портрета, который предназначен для вечности. Такой разнузданности в выражении эмоций (да и всего остального, гуглить "без трусов в Каннах"), какая есть сегодня, не было никогда, если судить по изобразительному искусству.

Бытие в обществе требовало выражения чувства собственного достоинства, демонстрации социально одобряемых норм, добродетелей. Чрезмерное (гримасы, широкие улыбки) считалось некрасивым и оставалось для "комических" жанров, например, бытовых картин про пьяниц.



Понятно, что в эпоху Ренессанса и в эпоху рококо это были разные мимические маски, выражавшие разные имиджи, луки, образы жизни портретируемых (ну, и конечно, их мировоззрение). В Ренессанс, скажем, это "я офигенно умный образованный крутой непобедимый". А в рококо "я такая милота". И поэтому в рококо люди, в том числе мужчины, чаще улыбаются.

Картины Рокотова


В эпохи, когда портретный жанр слабо развит, люди вообще получаются одинаковыми на картинах из-за этого (а также из-за частого желания "хочу прическу как у королевы!").

Если же наоборот, портретный жанр на взлете, то хороший портретист ловит эти характерные черты лица и все равно их запечатлевает на полотне, не забывая, правда, и истинный характер пришпилить.

Красавицы Серова



Одна из этих дам ниже на фото.
Видите, как "свистит" это придворное выражение лица светской красавицы, попав внутрь кокошника? А гламурный разворот головы?


Не забываем и о таких мелочах, что за века искусство стоматологии очень продвинулось, поэтому людей с дистрофичными нижним челюстями, подобных старинным, найти нелегко. Это, понятно, влияло на строение мускулов лица и на мимику.
У носителей разных языков, в зависимости от того, активно ли они работают ртом или цедят сквозь зубы, тоже разные складываются этнические типажи. Нюансов куча.

***

Так вот.
Чтобы верно изобразить человека предыдущей эпохи, нужны не только

  • исторически точная одежда


  • прическа


  • макияж


  • маникюр


  • освещение


но и правильная осанка, выправка.

И правильная мимическая маска.


(про отсутствие пластической хирургии я вообще молчу).



Фотомодели, привыкшие работать для современного глянца с тем выражением лица, который ныне является наиболее покупаемым, не способны его воспроизвести. Потому что они профессионалки своей работы, и выполняют ее хорошо, от них требуются именно такие губы и такие взгляды. Актеры (некоторые) -- могут. Потому что их работа именно что влезать в чужую шкуру (тыц: Фотомодели vs Актрисы).

Порой достаточно просто расслабить лицо и убрать с него то напряжение, которое накладывает 21 век. (Поэтому детей и подростков, а также азиатов снимать выигрышнее в этом жанре).

Боттичелли в современной рекламе


Чтобы воспроизвести человека иной эпохи, на самом деле надо отсмотреть много-много картин с изображением людей той же эпохи, чтобы понять, какие прически, костюмы, осанку и мимику они носили.

Еще желательно понимать, в каком мировоззрении они жили. Влезть в шкуру персонажа.
Аристократ средневековья и аристократ наполеоновской эры имеет совсем разные ценности. Одного вера в Бога укрепляла и давала ему энергию, подпитку, достоинство. Второй, скажем, сидит и раздумывает о гашише.
Для одной женщины позировать с голой грудью -- это повседневность, для другой -- это одолжение, которое она делает художнику; для третьей -- одолжение, которое она делает лично королю. Понятно же, что в этих трех случаях грудь будет выражать совсем разные эмоции, да?

Но большинство людей считают, что достаточно воспроизвести внешнее, а в глубины лезть не надо.
В этом ошибка.
Пока не залезешь очень глубоко -- ничего не поймешь...



Так вроде понятно изложила? Вопросы возникли какие-нибудь?

Метки:

Подписаться на Telegram канал shakko_kitsune


https://shakko-kitsune.livejournal.com/1262753.html


Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments