?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этот день… 3 июня – 4

О КВЖД – и крушении в Эшеде

3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) – самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробьёт пол – а затем начнёт  вырывать рельсы… В итоге с путей сойдут двенадцать вагонов; один из них обрушит опору моста – а та рухнет на часть состава. «Усталость металла»(как установят потом) убьёт сто одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены – до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…



…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно – 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого станет появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали  богата событиями!..




…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботится состоянием своих Дальневосточных территорий – всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония – да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникнет идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток – через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной – но министру финансов Витте удалось эту идею  протащить.

…Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах – самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложит кредит – а взамен получит согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешат нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения!.. (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна – не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят – и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал настолько далеко – или мог предвидеть стремительный ход событий?..

(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию – причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот…)



…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно  почему – но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали – по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, –  но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас – бюджет… В общем – воровали!..)

…В разгар работ произошло известное восстание боксёров – в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромят. Однако бунт (не без русского участия) будет подавлен – и в 1903 году дорога официально откроется.

Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь – Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать продвижение русских к океану – есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904–1905 гг. После неё кусок дороги отойдёт  Японии – а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накроются…

…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию – а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» – и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему?.. Ответ очевиден – при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…



P.S. ..На этом прервёмся – хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается… ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой (но самой настоящей!) – войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 3 июня 1964 года родился Керри Рэй Кинг – гитарист, основатель и бессменный участник американской группы «Slayer».






И ещё. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс – гитарист, вокалист и лидер британской группы «Stereophonics».







https://shatff.livejournal.com/1040506.html


Posts from This Journal by “исторический календарь” Tag

  • В этот день… 20 мая – 1

    О травматологах – а также Волге и метрологии Сегодня – Всемирный день травматолога. Профессия важнейшая! (И ещё одна из…

  • В этот день… 15 мая – 2

    О семьях, климате – и Хованщине Сегодня международная общественность с подачи ООН отмечает День семей – славное мероприятие,…

  • В этот день… 9 апреля – 1

    О битве при Легнице 9 апреля 1241 года произошла битва при Легнице (называемая также битвой на Легницком (или – Добром) поле; а…

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
evening_cowboy
Jun. 3rd, 2018 11:02 pm (UTC)
жуть.
poluyan
Jun. 4th, 2018 04:27 am (UTC)
мой прадед её строил, был инженером там
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel