Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Дай, друг, на счастье Нэцкэ мне ...

Оригинал взят у masterok в Дай, друг, на счастье Нэцкэ мне ...


Японская нэцкэ - это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через о тверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом - в качестве противовеса – нэцкэ.

Нэцкэ не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово "окимоно" является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.





В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать "золотым веком" нэцкэ.

Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов ношения вещей, например, мешочек для кремня и огнива крепили к эфесу меча. Этот способ оказался очень стойким. Еще одной формой, предшествовавшей нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелек и ключи. Очевидно это было заимствовано у монголов. До и после появления нэцкэ различные предметы могли носить также в широком рукаве кимоно.







Постепенно все без исключения способы были вытеснены нэцкэ. Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение в маленьких резных фигурках. В нэцкэ запечатлены не только японские, но и китайские персонажи. Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Персонажи народных верований различны по внешнему виду и свойствам, но сближает их одно: все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Кроме того, собирание нэцкэ - один из наиболее престижных и интеллектуальных видов коллекционирования. Коллекция нэцкэ придаст элегантность комнате и сможет многое сказать о хозяине дома гостю, понимающему, что такое хороший вкус, престиж и респектабельность.







С художественной точки зрения нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " — "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.







В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.



Какие бывают Нэцкэ ?

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису — счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай — символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.



2. Нэцкэ Дайкоку — один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса — символом богатства и достатка. Крысы — помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.



3. Нэцкэ Эбису — бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде — так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.



4. Нэцкэ Шоусин —один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.





5. Нэцкэ Дзаошень — Дзао Ван — хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье : волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.



6. Нэцкэ Хотей — "холщовый мешок" — один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности . В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.



7. Нэцкэ  Дзюродзин — "долголетний старец" — один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика — символ вечного движения, а рядом с ним черепаха — символ долголетия, мудрости и Вселенной.



8. Нэцкэ Фукурокудзю — один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу — глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.



9. Нэцкэ Фукурокудзю — иногда изобража­ется в виде перевертыша — огромной небесной черепахи — символа мудрости и Вселенной.



10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ — фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу — "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.



11. Нэцкэ Сиванму — царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.



12. Нэцкэ Бэндзайтэн — богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.



13.Нэцкэ Гуаньинь — "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой — ведь любой из этих предметов может выручить кого — то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.



14. Нэцкэ Бисямонтэн — один из семи богов счастья — бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд­рость и справедливость.



15. Нэцкэ Аматэрасу — Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" — означает "небо", "Тэрасу"— "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья — журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств — воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.



16. Нэцкэ Кубера — бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов ; властелин горных духов — якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.



17. Нэцкэ Дунфаншо — бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке — символ двух уравновешиваемых начал — Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.



18. Нэцкэ Футэн — дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

(Басё.)



19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку — буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь — бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение — гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли , принося в семью достаток.



20. Нэцкэ Будда — В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni ("Шакья" — тот, который есть милосерден, "муни"— тот, который обитает в уединении и тишине". "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда , родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu —"городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. "Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой — символом знания , и с копьем — символом храбрости , в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas'yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.



Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха — владыка Чистой земли — буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет". Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.



21. Нэцкэ Дарума — Бодайдарума — японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы — основателя буддийской школы Дзэн . В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов — "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн — дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ — в нзцкэ, в жи­вописи, в поэзии.

Спросят - скажешь.

Не спросят - не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

Иккю

Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.



22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изобража­ется сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.



23. Нэцкэ Лао-Цзы — философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы — это лишь прозвище, означающее буквально — "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней — книга "Пути и Благодати" — "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма оказали значительное влия­ние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.



24. Нэцкэ Конфуций — Кун Фуцзы — величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды ; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: "Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном". Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.

Деды, отцы, внуки!

Три поколения, а в саду —

Хурма, мандарины. . .



25. Нэцкэ Госиса — человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.

Судьба неизвестна.

Мы осенью смотрим на месяц,

Но можем растаять,

Ведь жизнь - это только

Лишь бусы

Прозрачной росы.

Кто не утомился, продолжение списка фигурок можете посмотреть тут - http://infoglaz.ru/?p=44408



[источники]



Давайте я вам еще что нибудь о традициях Японии напомню: вот например Молодежная мода Японии, а вот Мистическое искусство ниндзя. Посмотрите еще на Японские "замочные скважины"


https://masterok.livejournal.com/1729949.html


Tags: Япония, декоративно-прикладное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “декоративно-прикладное искусство” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments