Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Дети уже не могут держать ручку. Но может быть — так и надо?

Дети уже не могут держать ручку. Но может быть — так и надо?

В споре о  – возможном! – влиянии цифровой техники на подрастающее поколение сломано огромное множество копий. Он никогда не был простым: ни сорок лет назад, когда препирались из-за только появившихся видеоигр, ни тридцать лет тому с персоналками, ни двадцать с их интернетом, ни десять с соцсетями. А сегодня в спор этот вписана очередная страница. На сей раз речь о «пальцевом интерфейсе» современных мобильных устройств, точнее, о чрезмерно раннем (по мнению некоторых) с ним знакомстве. Педиатры начали жаловаться, что дети неспособны держать ручку — и винят именно пальцевый ввод.


Если помните, планшетку и в меньшей степени смартфон с их однотипным интерфейсом отдельные активисты критикуют уже не первый год. Порядка трёх-пяти лет назад была очень оживлённая дискуссия вокруг обозначившейся тогда проблемы: ребёнок, эксплуатируя простоту и доступность тачскрина, начинал знакомство с миром не с физических объектов (кубиков, например), а с виртуальных. Тогда, впрочем, последствия только предполагались и была ещё надежда, что польза перевесит негатив.

За подробностями отсылаю к публикациям тех лет (см., в частности, «Планшетка и ребёнок»), но если коротко суть в следующем. Те, кто выступал «за цифру», превозносили простоту доступа к информации. Манипуляции на экране требуют меньше и более простых движений, зато дают более наглядный и красочный эффект, заодно знакомя с новыми технологиями. Так что не нужно пугаться, что ребёнок выбирает мобильное устройство, а не кубики. А вот те, кто «против», опасались, что прыжок через естественно сложившийся порядок вещей (обучение от простого к сложному) либо не даст пользы, либо даже исказит что-нибудь в детских мозгах, породив монстров-психопатов вроде печальной памяти Адама Ланзы. Но всё это были догадки, предположения. Теперь в нашем распоряжении — факт.

Неправильно!
Неправильно!

Этой зимой солидная британская The Guardian опубликовала статью-жалобу, в которой педиатры делились впечатлениями от поколения, вступающегося сейчас в школьный возраст. Текст в общем небезупречный, его справедливо критикуют за чрезмерные упрощения и даже предвзятость (больше ориентирован на мам, нежели врачей или хотя бы педагогов), но здравое зерно там есть и никуда от него не денешься. Врачи констатируют, что некоторые или многие нынешние первоклашки развиты недостаточно, чтобы быть способными держать ручку.

Картина им видится такая. Раньше, то есть в «доайпадную-доайфонную» эпоху (а это всего лишь десятилетие), ребёнок проводил первые пять-семь лет жизни если не с ручкой, то с карандашами, кисточками, настоящими игрушками в руках. И это развивало его мелкую моторику, то есть сложную координацию между зрением, мускулами и костями кисти, нервной системой. И когда, сев за парту, он учился правильно держать в руках ручку, то хоть и не без мучений (которые все мы помним!), этому научался. Именно правильно, то есть сформировав большим, указательным и средним пальцем так называемый динамический трипод. Не зажав в кулаке, словно неолитический человек палку, не оперев на безымянный, не схватив за кончик! Только правильное положение ручки в руке способно обеспечить качественный почерк с оптимальной нагрузкой на тело.

Так вот проблема в том, что новое поколение, по причинам, несколько лет назад уже обозначенным, «перекошено» в сторону виртуальности. Сегодняшние дошколята очевидно чаще водят пальцем по экрану, нежели рисуют настоящими красками, мнут пластилин, оперируют ножницами и бумагой, возятся с игрушками или хотя бы черкаются в отцовских книгах. А это ведёт к недостаточному развитию мускулатуры и координации, то есть той самой мелкой моторики.

Так что ребёнок не только неспособен правильно держать ручку сразу сам, но и когда его начинают учить, всё равно сделать этого не в состоянии, потому что — недоразвит! И педиатрам это видится проблемой, которую они призывают исправлять, в том числе через коррекционную терапию, то есть — полгода водя ребёнка к врачу, который специальными упражнениями вернёт его к норме. И с коррекцией лучше не тянуть, пока недоразвитость не въелась, не привела к непоправимым последствиям!

В этой точке находимся мы сейчас и как вы понимаете, это ни разу не точка равновесия. На несчастного первоклашку, который и знать не знал, что развивается (вероятно!) неправильным способом, обрушивается тут целая лавина противоречивых мнений. И каждая из сторон убедительна по-своему.

Нет!
Нет!

Стоит ли расстраиваться, что в эпоху, когда обыватель от руки уже почти и не пишет и даже с трудом написанное читает, дети разучаются владеть ручкой? Как тонко подмечают шутники, так же и наш пещерный пращур мог скорбить по поводу растущей популярности гусиного пера: мол, новые технологии убивают культуру и традиции, дети уже недостаточно сильны, чтобы держать молоток и зубило! Но шутки шутками, а уместно вспомнить, что такое письменность вообще. В замечательной «Всеобщей истории мировой цивилизации» Герберта Уэллса (как раз недавно переизданной на русском) есть отличное определение: важнейший инструмент человеческого ума, значительно увеличивший и расширивший его возможности, открывший ещё один способ передачи знаний. Так что без письменности, без слова, «запечатлённого» на бумаге ли, камне или в цифре, нам не обойтись — это факт, которому мы обязаны резким скачком в интеллектуальном развитии. И вопрос теперь, конечно, в том, разумно ли считать какую-то из форм письменности доминирующей?

Что если мы оказались сейчас на той же развилке технологий, на которой когда-то стояли наши далёкие предки, переходя от пещерных стен к камню и глине, папирусу и байлану, бумаге? Что если письмо от руки — отжившая своё технология, опирающаяся на ненадёжные неэффективные аналоговые накопители, уступающая место намного более эффективному и надёжному комплексу технологий ввода и хранения информации, теперь цифровому? Вводить данные в цифровые устройства тоже нужно учиться, а принимая во внимание, что в большинстве ситуаций обыватель сегодня использует именно цифровой ввод, пожалуй, в школе стоит сделать акцент на клавиатуре и интерфейсах мобильных устройств, ручку же сместить на второе место.

Страшно? Да, страшно, ибо непривычно, ибо отличается от нормы, какой мы её знаем. Но сколько можно уродовать детей в угоду традиции, утратившей практический смысл? К тому же учиться писать от руки — просто мучительно! Тяжело было учиться ровному почерку даже нам, старшему поколению, тогда ещё не «испорченному» сенсорным вводом. Нынешним же детям ставить почерк мучительно вдвойне: ведь руки, привыкшие к более нежному, но и более эффективному современному инструменту, приходится буквально корёжить.

Однако и педиатры не цепляются за «норму» по привычке. Их беспокойство обусловлено в большей степени даже не почерком, а общей необходимостью развития гибкости пальцев, кисти, мелкой моторики в целом. Ещё в 70-х, в том числе советскими учёными, была установлена связь между мелкой моторикой у детей и речью: в общем второе зависит от первого, так что более активное упражнение рук помогает и скорейшему становлению речи. Ребёнок же, растущий «на тач-скрине», значительной части упражнений лишён — это факт, вытекающий из обнаруженной сейчас неспособности держать ручку.

Правильно.
Правильно.

Хуже того, чисто «экранных» манипуляций недостаточно! Даже компьютерные игры прошлого были полезней, потому что требовали более сложной координации и больших затрат энергии — на нажатие механических клавиш, управление джойстиком. Интерфейс же современных мобильных устройств почти от всего этого избавлен, он — упрощение ради эффективности, но выходит, что для ребёнка упрощение вредное.

Что же делать? Разумный компромисс, как он видится сейчас, требует двух исправлений — в обоих случаях непростых, ибо предполагается участие как родителей, так и школы. Во-первых, должна измениться школа, выделив больше времени освоению новых технологий письма как очевидно более полезным для ребёнка в будущем. Но, во-вторых, должны кое-что поменять и родители: осознать необходимость, найти в себе силы и суметь оторвать чадо от экрана, чтобы развивать мелкую моторику иными, всё ещё интересными ребёнку способами. Обычные раскраски, ножницы и бумага, конструкторы и мелкие предметы вообще, игры на пальцах — всё это по-прежнему актуально, но, вероятно, требует большего участия со стороны взрослых, вместо ставшего привычным «Держи мой телефон, только отстань!».

Иначе говоря пришла пора переосмыслить дошкольную подготовку, пустив в неё новые технологии, но компенсировав их однобокость и тем ограничив вред. Только тогда мы получим человечка, готового к будущему. Впрочем, точка не поставлена, предложения принимаются.

Евгений Золотов


источник


Tags: гаджеты, дети, педагогика
Subscribe

Posts from This Journal “гаджеты” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments