?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Истории о советском Робин Гуде - 50 лет

У фантастического сюжета была жизненная основа, а у грабителя жуликов - реальный прототип?

Как-то Юрий Никулин поделился с Эльдаром Рязановым интересной газетной историей о необычном шофере из Куйбышева. Тот угонял машины у прохиндеев и продавал их в пользу детских домов. Начинающего кинорежиссера эта драматическая история заинтересовала, и он снял первую совместную лирическую комедию со сценаристом Эмилем Брагинским.





Идеальный герой

В книге "Не подведенные итоги" Эльдар Рязанов вспоминает, что перед началом работы над сценарием хотелось узнать мотивы необычных автоугонов и выяснить детали благородных афёр. Стали искать газету, где была напечатана заметка, о которой рассказывал Юрий Никулин (снимать в главной роли решено было именно его). Героя "гуманной" криминальной хроники съемочной группе хотелось увидеть воочую. Запросы отсылали в самые разные юридические инстанции, но никаких следов рассмотрения подобных дел в судах не обнаружили. Скорее всего, это была газетная "утка" или юмореска, принятая читателями за случай из жизни.


Огорченные отсутствием реального прототипа, киношники не отказались от идеи экранизировать занимательный сюжет. Ведь мог получиться зрелищный вестерн с динамичными сценами, погонями и трюками. Одно плохо: этот жанр не предусматривает психологического контекста. А советский Робин Гуд - личность многогранная. Поэтому выбор был сделан в пользу парадоксального сценария, а прямому сюжетному ходу предпочли извилистый и нетривиальный. Герой-угонщик - формальный вор, а по сути - честный человек. Интеллигентный продавец дефицита - по форме приличный гражданин, а на деле - спекулянт. А следователь, который обязан быть жёстким и непримиримым к правонарушителям, - по-человечески мягок и снисходителен к хорошему, но оступившемуся человеку.


"Хотелось снять грустную и добрую комедию о человеке, который только кажется ненормальным, но в действительности нормальнее других, проходящих мимо зла равнодушно, - вспоминал Эльдар Рязанов. - Так получился идеальный герой, борющийся с отклонениями от нравственных норм. Простодушный и чистосердечный "большой ребенок" получил красноречивую фамилию Деточкин. С такой фамилией не бывает преступников, поэтому зритель изначально главному персонажу сопереживает. К тому же наш угонщик по совместительству - страховой агент и убытки от своей незаконной деятельности исправно возмещает по основному месту работы".



Не судьба с Никулиным

Но придумать сценарий - полдела. Для получения разрешения на съемки его еще надо было "пробить". В кинокомитете идею краж с благородной миссией не одобрили. Честный человек должен докладывать о взяточниках в ОБХСС, напомнили чиновники. А вор, ворующий у вора, - тоже вор. Сошлись на том, что Деточкин понесет заслуженное наказание - только на таком условии съемки комедии с рабочим названием "Угнали машину" разрешили.
Для роли Деточкина Юрий Никулин должен был получить водительские права, и можно было приступать к съемкам. Но в последний момент поменялись обстоятельства: Никулин на полгода должен был уехать с цирком за границу. Освободить его от зарубежных гастролей мог руководитель Госкино Алексей Романов, к которому и пришел хлопотать Эльдар Рязанов. Режиссер никак не ожидал, что сделает этим визитом только хуже: Романов прочел сценарий и... остановил производство фильма. Разнос был серьезным. Начальник упрекнул Рязанова в том, что его вредная картина будет культивировать криминальные наклонности: все станут, мол, после такого примера угонять чужие машины. Об освобождении Никулина от гастролей уже не было и речи.
Тем временем в журнале "Молодая гвардия" в 1964 году вышла повесть Эмиля Брагинского "Берегись автомобиля", которую положительно встретила критика (за это время Рязанов успел снять другую комедию - "Дайте жалобную книгу"). Литературный успех истории о благородном угонщике стал поводом заново предложить "Мосфильму" ее экранизацию. Согласие было получено, но Никулин... снова собрался в заграничную командировку. Повторять ошибку Рязанов не рискнул и не стал обивать пороги кинематографического начальства - лучше пусть выйдет фильм с другим актером, решил режиссер, чем не выйдет вовсе.



В поисках Деточкина

На примете был Иннокентий Смоктуновский. Он как раз снимался в роли Гамлета в картине Григория Козинцева, и эта работа пригодилась для постановки "народного театра" в комедии "Берегись автомобиля". Но сниматься у Рязанова немедленно Смоктуновский не мог, так как играл Ленина в картинах "Первый посетитель" и "На одной планете". Только на грим ему требовалось четыре часа. Приезжать из Ленинграда в Москву на пробы не было физической возможности. И тогда Магомет пошел к горе: съемочная группа во главе с режиссером-постановщиком приехала к Смоктуновскому в Ленинград. Кинопробы того не стоили - уставший актер не оправдал ожиданий. Рязанов вспоминал, что творческая энергия артиста в тот момент была сконцентрирована на других ролях. Несмотря ни на что, снимать Смоктуновского режиссер не передумал, поскольку верил в возможности актера сыграть убедительно.


Неожиданно на "Мосфильм" пришла телеграмма из Ленинграда, в которой  Смоктуновский оповещал, что сниматься не сможет. Врачи рекомендуют длительный отдых, писал актер, но в будущем, в следующем фильме, он у Рязанова работать, мол, готов.
У всех опустились руки. Хотели уже отказаться от фильма, так сложно всё складывалось.
Стали пробовать Леонида Куравлева - Рязанову не хватило в нем "странности". Рвался сыграть Деточкина Олег Ефремов, но его кандидатура встретила возражение у художника фильма Бориса Немечека, разглядевшего в актере "волка в овечьей шкуре". За внешней мягкостью будущего главрежа МХАТ проступал стальной характер, которого не было у наивного угонщика Деточкина. Зато в образе следователя Ефремов оказался на своем месте. Его Максим Подберезовиков - именно то, что требовалось по сценарию.



Расписка от Смоктуновского

Но кто же сыграет Деточкина? Рязанову ничего не оставалось, как отправляться в Ленинград за Смоктуновским. Больной артист отлеживался на даче, и Рязанову пришлось в дождь и слякоть ехать за 100 километров от города. Когда режиссер вошел, Смоктуновский спал. Проснувшись, он увидел в дверях мокрого от дождя Рязанова, с плаща которого ручьями лилась вода. Кого артист меньше всего ожидал в гости, так это Рязанова. Но его неожиданный визит не был кошмарным сном, вспоминали потом оба, это была кошмарная явь.
Смоктуновский оценил, что режиссер приехал за тридевять земель, да еще и в непогоду, за ним лично. А еще больше его тронуло обещание режиссером "царских условий" работы. Уговаривая актера сняться, Рязанов не скупился на посулы: даже предлагал ради Смоктуновского перенести действие в фильме (и, соответственно, съемки) из Москвы в Ленинград. На всякий случай, в сценарии даже не стали указывать город, где происходят события. В закадровом тексте говорится, что случиться эта история могла где угодно. Правда, во время беседы за пивом в готовой картине Деточкин признается, что вернулся после продажи угнанной машины в Москву. Да и виды Москвы в кадрах ни с одним другим городом не спутаешь. Однако во время переговоров с кандидатом на главную роль вопрос натурных съемок оставался открытым.


Намерения облегчить переутомленному актеру жизнь тронуло Иннокентия Михайловича, и он сдался. "Пиши расписку о своем согласии!" - потребовал Рязанов. Наученный горьким опытом, Эльдар Александрович объяснил свое требование тем, что в противовес телеграмме об отказе от съемок он должен предъявить на студию документ, гарантирующий участие актера в фильме.
Письменное обязательство Смоктуновского прибыть в Москву и приступить к работе с 20 августа до сих пор хранится в студийных архивах - в советском кинопроизводстве это был первый случай зафиксированного договора о  съемках между режиссером и актером.



С техникой на "ты"

Вслед за не состоявшимся Деточкиным-Никулиным наступил черед сдавать на права Смоктуновскому. Угонщик должен был уметь хотя бы тронуться с места. Остальное в фильме делал каскадер Александр Микулин. Все трюки дублер выполнял сам, комбинированные съемки не понадобились. На полном ходу Микулин пролетал под едущим грузовиком, разворачивался на полкруга, въезжал на мчащийся трейлер, съезжал на откос шоссе и лихачил по ухабам во время милицейской погони. Режиссер преклонялся перед бесстрашным трюкачом. Возможно, еще и потому, что поучаствовать в трюках ему пришлось лично. После удачных дублей каскадер предлагал Рязанову повторить отснятое, но уже с пассажиром в кабине. Пассажиром должен быть режиссер - чтобы понял, как это всё даётся спортсменам. При этом простодушный смельчак Микулин не хотел нагнать страха на Эльдара Александровича, а просто предлагал ему новые эмоции от риска. Рязанов держался из последних сил, но, проезжая под движущимся трубовозом, невольно пригнул голову и вжался в сиденье, чем очень развеселил каскадера.
Кстати, при всех сложностях трюков Микулин не имел права повредить реквизит - в его распоряжении была лишь одна легковая машина (зато в сцене погони использовалось несколько мотоциклов с коляской). После комедии "Берегись автомобиля" участвовавшая в трюковых съемках "Волга" была возвращена в гараж "Мосфильма" без единой царапины и потом еще не раз снималась в других картинах. Это ее водил герой Олега Ефремова, таксист из фильма "Три тополя на Плющихе"; на ней вез уголовников таксист-милиционер, герой Олега Видова, в "Джентльменах удачи"; на этой же "Волге" возил "в булочную" Семена Семеновича Горбункова, героя Юрия Никулина, таксист-милиционер Михал Михалыч и криминальный герой Анатолия Папанова в "Бриллиантовой руке".


А исполнительница роли любимой женщины Деточкина Любы должна была для фильма научиться водить троллейбус. Ольге Аросевой пришлось окончить курсы и получить права профессионального водителя. На первой же съемке актриса села за руль троллейбуса на реальном столичном маршруте, и пассажиры даже не знали, кто их везет. Но вот в сцене погони за машиной с Деточкиным за рулем сидела не актриса, а дублерша по имени Зинаида. В те времена еще не было гидроусилителя руля, и справиться с крутыми поворотами на большой скорости помогла опытная водитель троллейбуса из московского машинного парка №3.



Находки и приобретения

"Берегись автомобиля" - первый фильм, где появился актерский дуэт  Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Именно Рязанов открыл комедийный дар обоих артистов, хотя для его картины эксцентрики не требовалось. Ведь даже исполнители главных ролей - Смоктуновский и Ефремов - не были комедийными актерами. В итоге картина получилась не чистой комедией, а трагикомедией.


"Тебя посодют, а ты не воруй", "Твой дом - тюрма" и "Положь птичку" придумал для роли тестя Семицветова Анатолий Папанов. В сценарии реплики подполковника-отставника были куда скучнее, да и сам образ не был смешным. Но режиссер всерьез собирался переснять сцены, в которых Папанов был в комедийном "ударе": ему казалось, что актер переигрывает. Заново отснять не понравившиеся эпизоды не позволил лишь дефицит времени, за что потом Рязанов сказал судьбе "спасибо".


Не добивался Рязанов комичности и от Миронова. И эта роль в результате была признана критиками лучшей в кинобиографии актера. С Андреем Мироновым режиссер познакомился на съемках "Берегись автомобиля". Сыграть артисту предстояло дельца с высшим образованием Диму Семицветова. В сценарии "красок" для шаблонной роли не нашлось, и Рязанов был благодарен актеру за то, что тот обогатил картину собственными творческими находками. Подружившись на этой комедии, режиссер симпатизировал Миронову всю жизнь, но в свои фильмы больше не звал. В мемуарах он вскользь обмолвился о "шероховатостях", неизбежных в отношениях творческих личностей.


В год выхода (1966) комедию "Берегись автомобиля!" посмотрело 29 миллионов человек. Картина удостоилась почетных дипломов  международных кинофестивалей в шотландском Эдинбурге, австралийских Сиднее и Мельбурне. А Иннокентий Смоктуновский был признан лучшим исполнителем мужской роли на кинофестивале в испанской Картахене и стал лучшим актером года по версии журнала "Советский экран".



Интересные факты

* За успех в картине "Берегись автомобиля" Иннокентию Смоктуновскому пришлось дорого заплатить. Два года он не мог потом сниматься, поскольку лечился от туберкулеза глаз. Виновником осложнений со здоровьем Смоктуновского Рязанов считал себя: если бы он не вытащил больного артиста на съемки, возможно, неприятных последствий удалось бы избежать.


* По сценарию Деточкин должен был врать опаздывающему на самолет пассажиру с чемоданами, почему не может его подвезти. Но Смоктуновский решил сказать в кадре правду ("Хочу угнать эту машину, а вы мне мешаете"), потому что его бесхитростному герою ложь была не свойственна.

* Следователя Максима Подберезовика изначально должен был играть Юрий Яковлев, а после утверждения на эту роль Олега Ефремова ему было поручено читать текст от автора.


* Когда в фильме Люба закрывает перед Деточкиным дверь троллейбуса и уезжает, передний номер троллейбуса (413) не совпадает с задним (470).


* Репетиции аматорского театра под руководством героя Евгения Евстигнеева проходили в Доме культуры московского предприятия "Каучук".


* С акцентом говорящего по-русски Донатаса Баниониса почти всегда дублировали русскоязычные актёры, но в комедии "Берегись автомобиля" он говорит сам (сыграл пастора, покупавшего у Деточкина ворованную машину).


* "Люба, я вернулся", - герой Смоктуновского говорит на съемках не Ольге Аросевой, а Эльдару Рязанову.



* Приглядевшись, можно заметить трос, вытягивающий "Волгу" с Деточкиным, которая якобы с разгону выезжает на дорогу с глубокой обочины в сцене погони.

* Во время беседы Деточкина с автоинспектором, когда герой Георгия Жженова жалуется на ненадежный аккумулятор, бордюры на дороге покрашены "в зебру" через раз (на одних кадрах раскраска есть, на других - нет).


* К 85-летнему юбилею Эльдара Рязанова (2012) на родине режиссера в Самаре поставили памятник Юрию Деточкину.


© Вячеслав Капрельянц, 2015





Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)

Читайте также по теме:
[Spoiler (click to open)]
«Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма
50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений.
Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?
В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!
Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма
Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
Ирония судьбы Мягкова и К?
«Служебный роман»: история шедевра
«Экипаж»: трижды первый
"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
Кому Афоня рубль должен?
"Осенний марафон": рассказ о себе самом
"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
"Золотой теленок": не в деньгах счастье!
"Кавказская пленница" на крымском курорте
"Любовь и голуби": очень жизненное кино
"17 мгновений весны": рождение легенды
"Невероятные приключения итальянцев в России"
Как Иван Васильевич менял профессию
"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
"Мимино": наше славное кино
"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
"Джентельмены..." и удача
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
"Три плюс два" - фильм навсегда
"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить




Posts from This Journal by “мои посты про кино” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

slavikap
May. 18th, 2018 07:35 am (UTC)
Богатейшая, как и у любого талантливого фильма! ;)

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel