?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Кто стоял за потоплением самого быстрого парохода в мире?

В результате торпедирования немецкой военной субмариной пассажирского трансатлантического лайнера 7 мая 1915 года погибли 1198 человек из 1959 находившихся на его борту. Среди погибших – 785 пассажиров, в том числе 94 ребенка, среди которых 35 младенцев.


Война за Атлантику

Четырехтрубное судно «Лузитания» - британский ответ доминировавшим в трансатлантических перевозках конкурентам из Германии. По принятому в конце XIX века закону Бисмарка судоходные компании на колониальных линиях щедро субсидировались государством, вследствие чего немцы стали монополистами.  На воду были спущены мощные скоростные лайнеры «Дойчланд», «Кайзер Вильгельм Второй», «Кронпринц Вильгельм» и «Кронпринцесса Сесилия», считавшиеся самыми быстроходными на момент строительства.
Британия не могла смириться с утратой позиций и вскоре отобрала у Германии международный приз скорости – «Голубую ленту Атлантики». Построенные в 1907 году «Лузитания» и «Мавритания» стали самыми скоростными лайнерами-гигантами с потенциалом военных кораблей. По условиям контракта Адмиралтейства с судостроительной компанией «Кунард лайн», ни один из ее руководящих постов не мог занимать иностранный подданный. Что же касалось технических характеристик самих лайнеров, то помимо минимальной скорости в 24,5 узла они должны были при необходимости комплектоваться двенадцатью 6-дюймовыми скорострельными пушками.











Нас не догонят

Самым весомым новшеством «Лузитании» были паровые турбины. В отличие от традиционных поршневых машин, новый лайнер располагал четырьмя гребными винтами, приводившимися в движение гигантскими турбинами высокого и низкого давления суммарной мощностью 70 тысяч лошадиных сил. Благодаря такой «энергетической станции», «Лузитания» развивала рекордную скорость в 25-27 узлов. Атлантический океан 240-метровый корабль водоизмещением 38 тысяч тонн пересекал за четыре с половиной дня, за что заслуженно снискал славу самого быстрого парохода на планете. За восемь лет его услугами воспользовались четверть миллиона восхищенных пассажиров. Их поток не остановила и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Люди не боялись боевых эксцессов, поскольку догнать «Лузитанию» однажды не смог даже военный крейсер.





Упущенное спасение

1 мая 1915 года на борт «Лузитании» у причала английской пароходной компании в Нью-Йорке поднялся Альфред Вандербильт – один из самых богатых людей в мире был большим любителем конного спорта и собрался на смотр скаковых лошадей в Лондон. Едва он взобрался по трапу, как получил анонимную депешу: «Отложите плавание и немедленно покиньте пароход. Из достоверных источников известно, что он будет торпедирован». Находившийся под прицелами репортерских камер ВИП-пассажир поделился обеспокоившим его предупреждением с прессой, и наутро текст странной телеграммы опубликовали американские газеты. «Лузитания» к тому времени уже была в водах Атлантики, держа курс на Ливерпуль.



Владельцы «Кунард лайн» проигнорировали угрозы, считая судно с двойным дном и водонепроницаемыми отсеками непотопляемым. Корабль с дистанционным закрытием водонепроницаемых дверей и противопожарной автоматикой, электрическим управлением рулевым устройством и электроприводным спуском спасательных шлюпок казался верхом надежности. И Вандербильт быстро расслабился за бокалом элитного шампанского в роскошном салоне первого класса…





А состоятельного обувного торговца Эдварда Б. Бовена, который тоже должен был плыть с женой этим рейсом, на борту не оказалось. За день до отправления парохода он сообщил из Бостона по телефону транспортному агенту, что решил отменить поездку из-за тревожного предчувствия: «Мне кажется, с «Лузитанией» что-то случится. Несмотря на важные дела в Лондоне, мы с супругой завтра не поедем».











С детьми и боеприпасами

Надо заметить, что на тот момент в Атлантике еще не было немецких подводных лодок. Германии был на руку подрыв военной мощи противников, но чем рисковало мирное пассажирское судно с гражданами нейтральных государств на борту? «Лузитания» перевозила механизмы из Бостона и продукты питания, тюки с кожами и медь. Правда, впоследствии ходили слухи, что среди ее груза, скромно оцененного в 750 тысяч долларов, была не только листовая бронза, но и не указанные в судовом манифесте золотые слитки на 6 миллионов долларов. А еще – 4200 ящиков с боеприпасами для винтовок, более сотни ящиков с пустыми шрапнельными стаканами и дистанционными трубками без заряда. Но даже несмотря на вспомогательный груз военного назначения, корабль с американским флагом на кормовом мостике оставался пассажирским судном с детской комнатой и лазаретом, диетической кухней для младенцев и нянечками.



Вел «Лузитанию» опытный 50-летний капитан компании «Кунард» Уильям Тернер. Именно ему принадлежали оба рекорда скорости в английском флоте – и на «Лузитании», и на «Мавритании». И это обстоятельство вселяло в пассажиров уверенность, что путешествие из Америки в Европу будет быстрым и благополучным.




Немцы открыли охоту

Тем временем 32-летний командир немецкой военной субмарины U-20 Швигер получил указание топить все встреченные неприятельские суда. Отшвартовавшись от причала в Эмдене перед отправлением «Лузитании», 5 мая восемью снарядами он отправил на дно у мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл следовавшую в Ливерпуль торговую шхуну «Эрл оф Латам» с грузом картошки, яиц и бекона, а днем позже торпедировал лайнеры «Центурион» и  «Кандидат».









К этому моменту «Лузитания» находилась в 500 милях от военной зоны. Получив от Британского адмиралтейства предупреждающую радиограмму о вражеской активизации у ирландского берега, капитан Тернер приказал матросам расчехлить спасательные шлюпки и вывалить их за борт на случай срочной эвакуации пассажиров при внезапной атаке. Спасательных средств хватило бы с запасом: мест в шлюпках было на 600 с лишним больше, чем людей на борту. Кроме того, были еще спасательные жилеты и круги.
Когда 22 шлюпки уже висели на талях, капитан получил новое предупреждение: немецкие подводные лодки поджидают жертв у скал Фастнет. Капитаном были предприняты все необходимые меры предосторожности: задраены двери, удвоен персонал на наблюдательных постах и разогнан пар для предельной скорости в машинном отделении.


Легкая мишень

Но выйти на высокую скорость у ирландского мыса Кейп-Клир с утра 7 мая не позволил густой туман. В плотной белой завесе нельзя было разглядеть даже ближние объекты, поэтому удвоенный караул на наблюдательном посту оказался бессильным. Капитан распорядился сбавить ход, и судно пошло со скоростью 15-18 узлов. После сообщения Адмиралтейства о подводных лодках между проливом Святого Георга и Уотерфордом капитан был вынужден отклониться от заданного курса на 20 градусов на север, и в 13.40 перед «Лузитанией» уже показался ирландский берег. Мимо портов мыса  Олд-Хед-оф-Кинсейл следовало пройти на полном ходу. Но увеличив скорость, корабль прибыл бы в Ливерпуль до наступления полной воды. В этом случае пришлось бы нескольких часов маневрировать перед устьем реки Мерси.
Тернер принял решение вновь изменить курс и следовать строго на восток, хотя в опасных водах кораблям предписывалось соблюдать зигзагообразный курс. Капитан оправдывал себя тем, что основанием для противолодочного зигзага должна быть обнаруженная субмарина. Пока такой опасности не было, и судно в 10 милях от берега шло с постоянной скоростью 18 узлов. Сорок минут неизменной скорости при постоянном курсе нужны были для определения точного местонахождения борта. Большего подарка вражеской субмарине сделать было нельзя.



Для подводной лодки U-20 «Лузитания» стала легкой добычей. В 14.10 7 мая матрос «Лузитании» Лесли Мортон прокричал в мегафон о торпедах с правого борта. Спустя мгновенье корабль сотряс взрыв…




Драматичнее инструкций

Согласно записи капитана U-20 Швигера, удар позади мостика в правый борт сопровождался мощной детонацией с объемным взрывным облаком над первой дымовой трубой. За первым взрывом последовал второй: детонировал уголь, котел или порох. Разрушились два угольных бункера, котельные отделения оказались затопленными. Мостик охватило пламя, корабль остановился и стал заваливаться на правый борт. В борту под ватерлинией возникла пробоина, в которую прошел бы паровоз. Судно стало быстро наполняться водой, и капитан понял, что 10 миль до береговой мели дотянуть не удастся. Но при этом погибающий суперлайнер даже при одновременном затоплении двух отсеков должен был не меньше часа продержаться на плаву. За это время капитан надеялся спасти людей, спустив
шлюпки на воду.

















Увы, всё оказалось драматичнее, чем обещали инструкции. По дошедшим сведениям, из 48 спасательных шлюпок спустить на воду удалось лишь шесть. Да и те спасением стали не для всех. Часть коснувшихся воды шлюпок развернуло и ударило о борт лайнера. Люди оказались в воде. Плавать умели не все. Первыми с тонущего корабля спасали женщин и детей…






Ужасный конец

На седьмой минуте после атаки торпеды угол крена был уже 30 градусов. Как ни парадоксально, причиной этого стала хваленая водонепроницаемость судна. Конечно, 175 герметических отсеков свое дело делали. Но из-за этого вода по левой и правой сторонам борта поступала неравномерно, что стало причиной потери многих спасательных шлюпок. При стремительном погружении «Лузитании» носом в воду с левого борта шлюпки свалились на палубу, и их уже нельзя было спустить на воду на шлюпбалках. А в отвесно висевших на талях шлюпках с правого борта невозможно было эвакуировать людей с нижних палуб: с увеличением крена борт у ватерлинии отодвигался от них все дальше. «Дедовских» же деревянных плотов, которые бы можно было просто сбросить с борта, на «модерновой» «Лузитании» не было. В суете катастрофы команда сумела выдать пассажирам лишь пятую часть имевшихся на борту спасательных нагрудников. Между тем, их было зарезервировано 2400, тогда как на борту находилось менее 2000 человек.
«На корабле, должно быть, переполох, - записал в своем журнале капитан немецкой субмарины. – Шлюпки в спешке спущены кормой и носом вниз, отчего сразу наполнились водой и пошли ко дну. Кажется, там все потеряли рассудок. Я не решился добить этих обреченных людей второй торпедой».



Через 18 минут гигантский лайнер скрылся в водах Атлантики. В каютах 3-го класса большинство пассажиров были погребены заживо. В океане барахтались те, кому посчастливилось выбраться: кто-то ждал приговора судьбы в переполненной шлюпке, кто-то пытался удержаться на деревянном обломке, а хорошо плававший капитан судна Тернер уцепился за весло.




Герои и трусы

Тревожные позывные бортовой радист Роберт Лейт отправлял в эфир один за другим. Сигнал бедствия приняли многие радиостанции. И терпящему крушение судну помогли: греки и местные рыбаки, а не земляки моливших о помощи пассажиров – британцы и американцы. Выдвинувшиеся было в район бедствия английский крейсер «Джуно» под командованием адмирала Худа, английские пароходы «Сити оф Эксетер» и «Этониан», а также американский танкер «Наррагансет» предпочли ретироваться, как только узнали о появившихся немецких субмаринах. Более отважными оказались капитаны греческого грузового судна «Катарина», ирландских буксиров «Стормкок» и «Флайинг», траулеров «Колк» и «Индиана эмпайр», а также мотобота «Элизабет» и других рыболовных ботов. Именно они стали спасателями жертв катастрофы с «Лузитании».







Доставленных в Куинстаун спасенных оказалось в полтора раза меньше, чем утонувших. Неопознанные тела со временем были захоронены в трех общих могилах. Среди погибших оказались английский режиссер Фрохман, английский океанограф Стэкхауз, драматург Клейн, известный американский писатель Форман и не прислушавшийся к роковому предупреждению американский миллиардер Альфред Вандербильт.


















Теория заговора

В Новом Свете негодовали по поводу трагедии, унесшей жизни 124 американских граждан из 159 находившихся на борту. Американская пресса назвала подрыв мирного пассажирского судна «преднамеренным убийством», а будущий президент Рузвельт потребовал ответных мер в отношении Германии.



















Британская же Фемида обвинила в случившемся лично командира субмарины, что дало повод подозревать Британское адмиралтейство в том, что оно умышленно подставило «Лузитанию» под атаку, чтобы втянуть в войну США. Ряд аналитиков обвинил в раскладе такого пасьянса тогдашнего первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля, аргументируя свои догадки цитатой из его письма, написанного до катастрофы. В частности, Черчилль указывал на важность привлечения к британским берегам судов  нейтральных государств, и особенно Соединенных Штатов, с целью поссорить их с Германией.
Кто стоял за гибелью «Лузитании» на самом деле, – вопрос открытый. Не менее интересен и автор предупреждения о планирующейся торпедной атаке, оставшийся неизвестным…





© Вячеслав Капрельянц, 2018


Если вам понравился пост, ставьте лайк, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать!


Читайте также по теме:
[Spoiler (click to open)]
Круиз смерти: тайна гибели «Адмирала Нахимова». Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.
31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты затонул...

Гибель «Эстонии»: секреты балтийского «Титаника». Кто утопил международный паром и почему его останки решили упрятать под бетон? В штормовую ночь 28 сентября 1994 года...

Тайна гибели «Михаила Лермонтова». Кто на самом деле потопил флагман советского флота?





Posts from This Journal by “кораблекрушения” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
stranniksenya
May. 7th, 2018 07:15 pm (UTC)
Много людей погибло.
slavikap
May. 7th, 2018 07:24 pm (UTC)
Для тех, кто хотел втянуть США в войну, это было как раз то, что нужно...
(no subject) - ledy_lisichka - May. 7th, 2018 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - May. 7th, 2018 07:39 pm (UTC) - Expand
0gnevo
May. 7th, 2018 07:18 pm (UTC)
Интересно и познавательно!
slavikap
May. 7th, 2018 07:24 pm (UTC)
Это хорошо!
bass7013
May. 7th, 2018 07:20 pm (UTC)
Нельзя оставлять без внимания подобного рода предупреждения.
slavikap
May. 7th, 2018 07:25 pm (UTC)
Вот именно. Но там информация была и из других источников...
slavikap
May. 7th, 2018 07:22 pm (UTC)
Reel America: RMS Lusitania's Final Departure May 1, 1915 NYC
almakedonskij
May. 7th, 2018 07:22 pm (UTC)
военный крейсер мог и не догнать, а вот его выстрелы - вполне. Жаль людей
slavikap
May. 7th, 2018 07:26 pm (UTC)
Верно сказано!.. А людей жаль - они как всегда заложники большой политики...
yurayakunin
May. 7th, 2018 07:23 pm (UTC)
Я тебя два раза уже просил. Больше не буду.
slavikap
May. 7th, 2018 07:54 pm (UTC)
Не серчай, сделал же уже. Кстати, теперь твоя очередь, так? Сделай мне тогда это: https://slavikap.livejournal.com/25989882.html
tanjacha1
May. 7th, 2018 07:26 pm (UTC)
Вот так история... как Титаник...
slavikap
May. 7th, 2018 07:36 pm (UTC)
Только его не айсберг потопил...
oleshkino
May. 7th, 2018 07:27 pm (UTC)
Очень жаль людей
slavikap
May. 7th, 2018 07:36 pm (UTC)
Это да...
0chen_interesno
May. 7th, 2018 07:35 pm (UTC)
интересно было узнать
slavikap
May. 7th, 2018 07:37 pm (UTC)
Вот так оно бывает...
islacker
May. 7th, 2018 07:36 pm (UTC)
Чуть меньше Титаника по габаритам и водоизмещению, а судьба такая же. Половина экипажа погибла. Не хватило плавсредств?
slavikap
May. 7th, 2018 07:37 pm (UTC)
Хватило, только их не смогли использовать - шлюпки, спасжилеты...
(no subject) - islacker - May. 7th, 2018 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - May. 7th, 2018 07:50 pm (UTC) - Expand
vitaliy0320
May. 7th, 2018 07:36 pm (UTC)
ужасная трагедия
slavikap
May. 7th, 2018 07:38 pm (UTC)
Не то слово!
(no subject) - lukilukii - May. 7th, 2018 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - May. 7th, 2018 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lukilukii - May. 8th, 2018 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - May. 8th, 2018 11:08 am (UTC) - Expand
7pravil
May. 7th, 2018 07:38 pm (UTC)
понравился пост, спасибо
slavikap
May. 7th, 2018 07:38 pm (UTC)
Приятно слышать!
tankvidel
May. 7th, 2018 07:43 pm (UTC)
Страшная конечно катастрофа!
slavikap
May. 7th, 2018 07:51 pm (UTC)
Да уж...
lukilukii
May. 7th, 2018 07:43 pm (UTC)
Есть много разной информации.
slavikap
May. 7th, 2018 07:51 pm (UTC)
Например?
borman_b
May. 7th, 2018 07:45 pm (UTC)
Со стихией не шутят((((
slavikap
May. 7th, 2018 07:51 pm (UTC)
С какой стихией?
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel