?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 – революционный автомобиль для советского автопрома.





«Могильщик социализма»

Начало «жигулёвской» эры перевернуло не только автопром, но и жизнь всего нашего общества. Не зря Егор Кузьмич Лигачёв записал новый завод в «могильщики социализма». Появление «копейки» действительно изменило сознание наших граждан. Если до этого уделом советского человека был общественный транспорт, то с рождением «жигулей» у людей обозначился интерес собственника, появились стремление к комфортной жизни и тяга к путешествиям. В «дожигулёвский» период у жителей СССР таких искушений не было, потому что элитную «Волгу» мог себе позволить далеко не каждый, а для «среднего» класса выпускались лишь мало презентабельные «Запорожцы» и скромные «Москвичи». Да и тех на всех не хватало: в 250-миллионной стране триста тысяч машин в год погоды не делали.













В апреле 1966 года в СССР был принят пятилетний план развития народного хозяйства с перспективой строительства автомобильного гиганта, продукция которого отвечала бы мировым отраслевым стандартам и была доступна населению. Критерии качества подсказал итальянский «ФИАТ» - именно с этим концерном решено было сотрудничать по привлечению иностранных инвестиций. Это был уже проторённый путь: запущенный в эксплуатацию в 1932 году Горьковский автозавод строился при содействии западной компании «Форд», и самый массовый наш грузовик той поры, историческая «полуторка», был копией американской модели «AA». Прообразом «народного» легкового автомобиля стал обладатель титула «европейский автомобиль 1965 года»  ФИАТ-124.





Реверанс партнерам

Из сотни возможных адресов строительства нового завода было выбрано шесть площадок – четыре в России (Волжская, Горьковская, Саратовская, Вологодско-Ярославская), по одной в Белоруссии и Украине (в Броварах под Киевом). Постановлением правительства от 20 июля 1966 года было предписано строить завод в Тольятти – бывшем Ставрополе-на-Волге, названном в 1964 году в честь итальянского государственного деятеля Пальмиро Тольятти. Зарубежным партнерам такой реверанс должен был понравиться.
Предстояла грандиозная стройка, даже по советским меркам, когда превалировал подход, обозначенный термином «гигантомания». За 50 месяцев было возведено 2300 квадратных метров производственных цехов.















А одновременно со строительством заводских мощностей инженеры и конструкторы «доводили до ума» лучший европейский автомобиль, приспосабливая его к суровым условиям эксплуатации в СССР. Особое внимание уделялось укреплению подвески (дороги-то у нас отличаются от европейских), пуску мотора в 30-градусный мороз и эффективному обогреву салона. Существенные изменения коснулись двигателя и трансмиссии, коробки передач и кузова. В целом в конструкцию оригинальной модели пришлось внести более 800 модификаций. За четыре года предстояло испытать 35 образцов новых машин в девяти сериях. Во время испытаний автомобили «намотали» общий пробег в 2 с лишним миллиона километров!






Проверено временем

И вот настал исторический день, а вернее, ночь, когда с конвейера в Тольятти сошли первые массовые машины – две синие и четыре красные. К 7.00 19 апреля шесть первенцев ВАЗа были представлены госприёмке итальянским шефом-инструктором Бенито Гуидо Савоини и начальником участка Владимиром Сафоновым. В торговую сеть ВАЗ-2101 поступили после доводки в августе 1970 года. С 7 сентября им было дано официальное название «жигули». Правда, на экспорт машины пошли под более благозвучным для зарубежных пользователей именем «Лада» (название «жигули» трудно произносилось и к тому же вызывало нежелательную ассоциацию со словом «жиголо»). А внутри страны «копейка» реализовывалась за заслуги в труде и по многолетней очереди – желающих обзавестись персональными колёсами по-прежнему было больше, чем машин.

















Время нужно было советским труженикам и для того, чтобы накопить на «копейку»: стоила она совсем не копейки, а неподъемные для простых людей 5000 рублей. В комиссионной торговле приходилось еще и переплачивать. Народ рад был даже побитым машинам – спрос на автомобили после аварии держался все годы выпуска. И особенно ценилась первая модель ВАЗ-2101, втрое и больше перекрывшая гарантированный производителем эксплуатационный ресурс в 125 тысяч километров. За 14 лет было выпущено 2 702 657 таких машин, и они даже на пятом десятке лет службы остаются на ходу.




















© Вячеслав Капрельянц, 2018

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)



Posts from This Journal by “автопром” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
ledy_lisichka
Apr. 18th, 2018 06:48 pm (UTC)
славная наша "копеечка" и название даже такое милое ))
slavikap
Apr. 18th, 2018 06:53 pm (UTC)
Да, до сих пор бегают! :)
sokura
Apr. 18th, 2018 07:16 pm (UTC)
В фильме Ралли "Жигули" - один из персонажей.
slavikap
Apr. 18th, 2018 07:20 pm (UTC)
В смысле?
(no subject) - sokura - Apr. 18th, 2018 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 18th, 2018 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokura - Apr. 18th, 2018 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 18th, 2018 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokura - Apr. 18th, 2018 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 18th, 2018 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokura - Apr. 18th, 2018 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 18th, 2018 10:04 pm (UTC) - Expand
lukilukii
Apr. 18th, 2018 07:21 pm (UTC)
Простая и надёжная!
slavikap
Apr. 18th, 2018 07:47 pm (UTC)
Идеальный автомобиль!
(no subject) - lukilukii - Apr. 18th, 2018 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 19th, 2018 07:20 am (UTC) - Expand
Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 07:47 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 07:48 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 07:55 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 08:18 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 08:22 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 08:37 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 08:49 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 08:51 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 08:52 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 09:03 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 09:07 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 09:27 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - arinapushkina - Apr. 18th, 2018 09:49 pm (UTC) - Expand
Re: Да! - slavikap - Apr. 18th, 2018 10:05 pm (UTC) - Expand
avroraiwa
Apr. 18th, 2018 09:11 pm (UTC)
Очень устарел автомобиль!
slavikap
Apr. 18th, 2018 09:27 pm (UTC)
В чем это заключается?
vitas1917
Apr. 19th, 2018 02:14 am (UTC)
Времена меняются
slavikap
Apr. 19th, 2018 07:21 am (UTC)
И, похоже, не в лучшую сторону...
h_e_l_g_a_a
Apr. 19th, 2018 04:51 am (UTC)
на некоторых до сих поря ездят и очень довольны)
slavikap
Apr. 19th, 2018 07:22 am (UTC)
На тех, что на ходу и ездят, а их много, да! Вот вам и советское качество!
nathoncharova
Apr. 19th, 2018 06:05 am (UTC)
стечение обстоятельств, вчера только её вспоминала))))
slavikap
Apr. 19th, 2018 07:28 am (UTC)
Незлым тихим словом? ;)
(no subject) - nathoncharova - Apr. 19th, 2018 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 19th, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
tanjacha1
Apr. 19th, 2018 08:12 am (UTC)
Помню их еще новенькими на улицах!
slavikap
Apr. 19th, 2018 10:20 am (UTC)
Да еще разных моделей! ;)
liniya_jizni
Apr. 19th, 2018 01:45 pm (UTC)
Я помню, как все радовались первым "Жигулям" и "Ладам", рассматривали на улице, трогали))
slavikap
Apr. 19th, 2018 07:14 pm (UTC)
Да, было время!.. Совсем другое, чем сейчас...
slavikap
Apr. 19th, 2018 01:52 pm (UTC)
Мой пост безо всяких ссылок цитируют в сети: http://topru.org/67905/mogilshhik-socializma/
selyanka1
Apr. 20th, 2018 02:19 am (UTC)
Очень интересно. :-)
slavikap
Apr. 20th, 2018 02:48 pm (UTC)
Спасибо! Уже украсть успели...
(no subject) - selyanka1 - Apr. 20th, 2018 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2018 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - selyanka1 - Apr. 20th, 2018 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Apr. 20th, 2018 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - selyanka1 - Apr. 21st, 2018 01:43 pm (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel