?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рецепт Оскара или Как из «дешевой мелодрамы» сделать фильм на все времена?


История покорения столицы тремя провинциалками оказалась понятной во всем мире, но не вызвала поначалу доверия даже у собственной съемочной группы.






Слабое место – сценарий

Претензии к материалу были и у актеров, и у режиссера. Владимир Меньшов не сразу разглядел перспективу в сценарии, показавшемся ему не интересным. На историю от Валентина Черных он «среагировал» лишь в середине текста. Дочитав до места, когда героиня в слезах заводит будильник, ложась на пару часов поспать, а просыпаясь, будит взрослую дочку, режиссер подумал, что какие-то страницы пропустил. Пролистал назад – нет, так задумано. Прыжок на 20 лет вперед – первое, что впечатлило Меньшова. Тут и начала работать мысль: может получиться очень кинематографично.



Но за экранизацию режиссер готов был взяться при одном условии: сценарий должен быть переделан. Когда от кардинальных изменений автор решительно отказался, доработкой занялся Меньшов. Было 60 страниц сценария, стало 90. Режиссер сам дописал несколько сюжетных линий, придумал половину эпизодов и даже ввел новых героев.






Например, у Валентина Черных не было ни спившегося хоккеиста Гурина, ни камео «поздновато начинающего» Иннокентия Смоктуновского – это придумки Владимира Меньшова. Вместо гостей кинофестиваля Смоктуновского, Юматова и Конюховой в сценарии были дипломаты, съезжавшиеся на прием в аргентинское посольство. А директора завода Екатерину Тихомирову сценарист отправлял на депутатский прием. Режиссер же заменил скучную встречу с избирателями визитом депутата Моссовета в городской клуб знакомств, где озабоченная нехваткой мужчин директриса «по блату» сватала героине «очень ответственного работника главка, всего 53 лет».



Кто кому пара?

В отличие от киношной «свахи», съемочной группе пришлось подбирать пару не героине фильма, а герою. Искали актрису под актера, а не наоборот.
Самым естественным казался выбор режиссером на главную роль собственной жены. Но среди рекомендаций руководства «Мосфильма» Веры Алентовой не было. Меньшову предлагалось снимать Жанну Болотову или Анастасию Вертинскую, Валентину Теличкину или Ирину Купченко. Однако все перечисленные актрисы, прочитав сценарий, от съемок отказались – не интересно. Прошедшая пробы Маргарита Терехова предпочла Меньшову Юнгвальд-Хилькевича: выбрала роль Миледи в его «Трех мушкетерах». Оставалась Наталья Сайко. Актриса успешно выдержала пробы, но… не подошла под партнера. Когда определились с исполнителем роли Гоши, режиссеру не понравилось, как актеры смотрятся в паре.


На роль Гоши пробовалось много достойных кандидатов. Но ни Вячеслава Тихонова, ни Виталия Соломина, ни Олега Ефремова, ни Леонида Дьячкова режиссер не утвердил. Уже хотел сам играть главного героя, когда вдруг увидел по телевизору лицо, которое искал: Алексея Баталова. В фильме «Дорогой мой человек» актер играл именно тот характер, который был нужен Меньшову. Режиссер тут же позвал Баталова на роль Гоши, но артист заупрямился: и сценарий не ахти, и интеллигентный слесарь – не из жизни.
Когда же актера «уломали», обнаружился мезальянс с исполнительницей главной роли. С Натальей Сайко попрощались, в пользу актрисы «под Баталова» – Веры Алентовой.



Союз актеров и гримеров

Алексей Баталов был старше своего героя на 11 лет. В том, что это незаметно на экране, большая заслуга гримеров. Славно они потрудились и над героинями, которых в первой серии пришлось «омолаживать», а во второй – «взрослить». Исполнительницы ролей не соответствовали ни молодым годам трех подруг, ни зрелым. Актрис называли «девушками без определенного возраста»: Вере Алентовой (Катя) на момент съемок было 37 лет, Ирине Муравьевой (Люда) – 30, а Раисе Рязановой (Тося) – 35. И сыграть им предстояло своих героинь в разной поре: в 20 лет и 40, когда «жизнь только начинается».


Сыгравшую Людмилу Ирину Муравьеву режиссер присмотрел в театре, и образ она создала ярко театральный. Анализируя свою грубую и пошлую героиню, исполнительница роли признавала, что на экран вылезли самые ненавистные ей качества неотесанных провинциалок. Сама актриса – коренная москвичка, родилась в семье столичного военного инженера.


А на роль скромницы Тоси, кроме утвержденной впоследствии Раисы Рязановой, пробовались Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева, Галина Польских и Нина Русланова. Две последние обиделись на режиссера за то, что им предпочли другую актрису.



Все на своих местах

На роль хозяйственного мужа Тоси Николая поначалу пробовался Александр Фатюшин, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, который в глазах режиссера больше подходил к образу провинциала из глубинки. Интересно, что в жизни Борис Сморчков – как раз коренной москвич, а «простым русским мужиком» на самом деле был рязанский парень из рабочей семьи Александр Фатюшин. Выбившемуся в люди сыну фабричной работницы и шофера тоже нашлось место в фильме: Фатюшину досталась роль мужа Людмилы – хоккеиста Гурина.


Дочь главной героини Александру сыграла Наталья Вавилова, и эта роль стала для нее судьбоносной. Еще в школьные годы девочка снялась в дебютной работе Меньшова «Розыгрыш», и режиссер вспомнил о ней, когда в разгар съемок оказалось, что некому играть повзрослевшую дочь Катерины. Девушка готовилась к поступлению в МГИМО. Родители видели ее будущим дипломатом и отправили на подготовительные курсы при Министерстве иностранных дел. Ни о каком актерстве дома у Натальи и слышать не хотели. Отпросить дочь на съемку было нереально. И тогда Меньшов возложил эту миссию на деликатного Баталова. Уговорить папу и маму ему не составило труда: те сдались без боя, как только увидели, с кем предстоит работать их дочери. И хоть Баталов пообещал, что Вавилова будет совмещать работу в фильме с учебой, это не помогло ей вернуться на выбранную родителями стезю: после съемок Наталья оставила курсы и  поступила во ВГИК на актерское отделение.


Эпизоды вставленные и вырезанные

Для «короля эпизода» Владимира Басова, сыгравшего «Антона, замначальника главка», режиссер специально придумал сцену, в которой актер неподражаем. Отличить этот колоритный персонаж от молодых гостей должна была характерная деталь: старый ловелас не вылезает из уборной, а всё туда же, по девушкам ходит. Не без юмора ему доверили фразу, что «в 40 лет жизнь только начинается».
Яркими оказались и эпизоды Зои Федоровой – вахтерши в общежитии. В сценарии этой персоны не было, в окружение героинь режиссер ее ввел на этапе съемок. Специально под актрису были придуманы телефонная реплика «Хэллоу!..» и встреча Катерины из роддома. Эта короткая, но оптимистичная роль стала прощальной в биографии артистки, при загадочных обстоятельствах застреленной вскоре в собственной квартире.


А вот у Фатюшина (Гурина) дорогие ему эпизоды, наоборот, сократили. Актер специально учился стоять на коньках, чтобы блистательно выйти на лед в сцене матча в «Лужниках». Однако зрителям его стараний оценить не пришлось: разгром шведов игроками советской сборной в окончательный монтаж не вошел. Заставили режиссера вырезать и вызывавший горькую улыбку финал дачной посиделки героев, где опустившийся Гурин появлялся в рубашке навыворот в компании приятеля-пропойцы и клянчил у бывшей жены очередной трояк на выпивку. Скандалившей и препиравшейся Людмиле дружок-забулдыга веско замечал: «Да ты знаешь, на кого гонишь?! Это – сам Гурин! Я на его матчах вырос как личность!». Руководство Госкино сочло сцену неэтичной по отношению к игрокам сборной и посоветовало не подрывать высокий авторитет советского спорта. В итоге герой объявляет, что с выпивкой «завязал», и на спортивном характере держит слово.




Без секса и международного скандала

Облагородил Меньшов и находящегося в запое слесаря Гошу. В жизни он наверняка бы тупо глушил пиво, посматривая по телику хоккей. А в фильме опустошивший батарею бутылок «идеал успешной женщины с одинокой судьбой» не «бездуховно бухает», а «созидательно проводит досуг»: параллельно чинит пылесос. Еще и интересуется у первого-встречного, что делается в мире. Кстати, отвечающий про отсутствие стабильности гость должен был сказать, что террористы захватили самолет «Эйр Франс», но  название компании решили убрать во избежание международных претензий.





В этой же сцене сократили планировавшуюся по сценарию застольную песню Гоши и Коли. «Набрудершафившись», они должны были затянуть «По Дону гуляет казак молодой», но в фильме ограничились разделыванием тарани.
Вырезали лишние подробности и в эпизоде свидания Катерины с женатым любовником. И не потому, что в СССР «секса не было», а чтобы не популяризировать «аморалку». Кроме того, «наверху» сочли, что в возрасте героев уже не солидно «нетерпеливо раздеваться», да и выглядела эта «чрезмерная торопливость» в действиях вальяжного героя Олега Табакова несколько наигранно.



Восторг и триумф

Больше всего директор «Мосфильма» Николай Сизов боялся негативной реакции члена Политбюро и первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. «Посмотрит он на даче твой фильм и снова скажет, что на экране – непристойности», - пожурил Меньшова Сизов в личной беседе после одобрительной публичной оценки на худсовете. Когда картину вынесли на домашний просмотр «высоким судьям», режиссер осторожно поинтересовался у директора киностудии, нет ли замечаний у Гришина. Сизов ликующе ответил: «Что нам Гришин, когда в восторге сам Брежнев!».


Надо отдать должное прозорливости Сизова: в отличие от сдержанно принявших фильм членов худсовета, Николай Трофимович изначально не скупился на лестные оценки картине, предсказав ей блестящее будущее. Так и вышло. В первый прокатный год (1980) «Москва слезам не верит» собрала в кинотеатрах 85 миллионов зрителей. Ленту купили 100 стран мира, и везде на показах был премьерный триумф.
А вскоре в личном почтовом ящике Владимир Меньшов обнаружил приглашение от Американской киноакадемии на церемонию вручения Оскара. Но в Америку режиссера не выпустили. За главной кинонаградой поехали чиновники. Когда статуэтку получил атташе по культуре из советского посольства, американские газеты написали: «Оскар – у КГБ». В 1989 году «оскароносец без Оскара» забрал свою награду из Госкино, опасаясь, что под шумок развала страны этот кусок золота приватизируют другие…



© Вячеслав Капрельянц, 2017



Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)

Читайте также по теме:
[Spoiler (click to open)]
Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Кому Афоня рубль должен?

"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Три плюс два" - фильм навсегда

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить



Posts from This Journal by “мои посты про кино” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу вашего поста в этом промо-блоке. Ее сможет увидеть до 10 000 уникальных пользователей в течение суток. Сделаю репост вашего поста в своем блоге за 50 жетонов. Только без политики, эротики и т.д.

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lukilukii
Feb. 11th, 2018 04:13 pm (UTC)
Мне кажется все его смотрели.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:31 pm (UTC)
Мне тоже так кажется! :)
vitaliy0320
Feb. 11th, 2018 04:15 pm (UTC)
Замечательный фильм
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:31 pm (UTC)
Ну, Оскаров зря не раздают! ;)
taransv
Feb. 11th, 2018 04:15 pm (UTC)
А все просто.
Просто, в фильме то все из жизни, и зрители видят себя.
lukilukii
Feb. 11th, 2018 04:21 pm (UTC)
Так оно и есть.
(no subject) - slavikap - Feb. 11th, 2018 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Feb. 11th, 2018 04:32 pm (UTC) - Expand
borman_b
Feb. 11th, 2018 04:15 pm (UTC)
Пересматривал его совсем недавно.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:32 pm (UTC)
Понравилось? ;)
smotrivideo
Feb. 11th, 2018 04:17 pm (UTC)
Интересно бы полную версию глянуть.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:33 pm (UTC)
А вы что - всегда смотрите урезанную? Это окончательный вриант. Так бывает почти с каждым фильмом - иногда сокращают чуть не вдвое! ;)
tankvidel
Feb. 11th, 2018 04:18 pm (UTC)
Вот такой праздник у фильма!
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:34 pm (UTC)
Не юбилей, но дата! ;)
0gnevo
Feb. 11th, 2018 04:20 pm (UTC)
Этот фильм очень нравится моей маме)
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:34 pm (UTC)
Привет маме! ;)
lv973
Feb. 11th, 2018 04:20 pm (UTC)
Очень душевный фильм!
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:34 pm (UTC)
Это верно! :)
modellisimo
Feb. 11th, 2018 04:21 pm (UTC)
И актеров отлично подобрали...
fantasy_sword
Feb. 11th, 2018 04:24 pm (UTC)
За актеров отдельная благодарность.
(no subject) - slavikap - Feb. 11th, 2018 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Feb. 11th, 2018 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Feb. 11th, 2018 05:28 pm (UTC) - Expand
eastwoodwestern
Feb. 11th, 2018 04:27 pm (UTC)
Фильм отличный -награду заслужил.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:35 pm (UTC)
Однозначно! :)
bass7013
Feb. 11th, 2018 04:29 pm (UTC)
Отличная подборка актеров в этом кино.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:36 pm (UTC)
Трудно даже представить кого-то другого!.. ;)
i_love_humor
Feb. 11th, 2018 04:30 pm (UTC)
Большую работу над фильмом проделали.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:36 pm (UTC)
Огромную!
medvedprivet
Feb. 11th, 2018 04:32 pm (UTC)
Хорошие фильмы раньше снимали.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:37 pm (UTC)
Это правда...
oleshkino
Feb. 11th, 2018 04:33 pm (UTC)
Мои родители обожают смотреть этот фильм.
slavikap
Feb. 11th, 2018 04:37 pm (UTC)
А вы уже нет? ;)
strannov
Feb. 11th, 2018 04:38 pm (UTC)
Рецепт Оскара или Как из «дешевой мелодрамы» сделать ф
Мелодрамы не в моем вкусе, но даже я этот фильм смотрел)
slavikap
Feb. 11th, 2018 05:29 pm (UTC)
Re: Рецепт Оскара или Как из «дешевой мелодрамы» сделат
Ага - фильм с элементами боевика!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 56 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel