?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Или Тихоокеанская одиссея советской военной баржи

20 июня 2017 года в Ломоносовском госпитале Санкт-Петербурга на 80-м году жизни скончался Почётный житель Стрельны и Сан-Франциско Асхат Зиганшин – командир стойкого экипажа унесенной ураганом советской баржи Т-36, о котором узнал весь мир. После почти двухмесячного дрейфа без надежды на спасение легендарная четверка 20-летних парней приобрела известность, сравнимую разве что со славой первых космонавтов.








Зиганшин-рок, Зиганшин-буги


В курортный сезон в Гурзуф прибыли на отдых четверо солдат из стройбата. Наверное, сказанное вам кажется шуткой: кто, когда и где у нас, спросите, со срочной службы отправлялся загорать на ЮБК? И я отвечу: в 1960 году стройбатовцев Асхата Зиганшина, Анатолия Крючковского, Филиппа Поплавского и Ивана Федотова знали все. О них даже популярный эстрадный шлягер сложили, который звучал со всех динамиков:

«Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,
Зиганшин третий день на юге…».






Но до юга был многосуточный кошмар, продолжавшийся с 17 января по 7 марта 1960 года, когда проходившие воинскую службу в военно-строительных частях на Дальнем Востоке татарин, русский и два украинца стали заложниками разбушевавшейся стихии и чудом выжили в открытом океане. Когда их обнаружили, на судне оставалось полчайника пресной воды, три спички и… последний недоеденный сапог. И этих запасов бы хватило от силы на пару дней.



На самом деле дрейф баржи продолжался не 49 суток, как растиражировали СМИ, а 51 день. Оплошность допустил в своей поздравительной речи по поводу спасения Никита Хрущев, и это была не единственная неправда, с которой пришлось жить героям.



Американский «трофей»


История мореплавания знает случай, больше похожий на анекдот. Авианосец ВМС США засек в ночном океане сигналы по ходу движения и потребовал от встречного объекта изменить курс. Долго сообщение оставалось без ответа, а спустя время по радиосвязи доложили: «Курс изменить не можем, мы – маяк».

В подобной ситуации 7 марта 1960 года оказался и американский авианосец «Kearsarge». Во время следования из Японии в Сан-Франциско его радары засекли в нейтральных водах небольшое судно, дрейфовавшее пересекающимся курсом. Чтобы избежать столкновения, по правилам судовождения капитаны должны были выйти друг с другом на связь для обсуждения совместного маневра. Обычно дорогу уступает то судно, которому легче маневрировать, т. е. плавсредство с меньшим водоизмещением. Но не тут-то было. На появление в опасной близости авианосца шедшее наперерез судёнышко не отреагировало никак.




«Измените курс!» - безостановочно радировали с «Kearsarge», но не получали ответа. Не дождавшись реакции, авианосец поднял на разведку вертолеты. Летчики облетели баржу и увидели на ней сигнал бедствия – вывешенный флаг «SOS!». С воздуха были спущены веревочные лестницы и спасательные тросы. Однако ими никто не воспользовался. Не приняли на борту помощь и от других вертолетов, зависших над баржей вслед за первыми. Лишь после повторного подхода авианосца четверка исхудавших и обросших моряков согласилась взойти на его борт.



Недопонимания не возникло – роль переводчика выполнял боцман, оказавшийся по происхождению украинцем (как и принятые на борт двое из четырех спасенных – Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский, призванные в армию из Украины). После расспросов американцы выяснили, что подобранные ими в 1930 километрах от атолла Уэйк люди – унесенные штормом с Курильских островов советские военнослужащие. 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин с тремя рядовыми – 21-летним Анатолием Крючковским и 20-летними  Иваном Федотовым и Филиппом Поплавским – провели среди волн на неуправляемом судне больше 50 дней!




Ветром сдуло


Самоходную танкодесантную баржу T-36 с приписанными к ней четырьмя военнослужащими достигавший 70 метров в секунду ураганный ветер сорвал со швартовки в девять утра 17 января 1960 года. В мелководной бухте курильского острова Итуруп баржа использовалась как плавучий причал для разгрузки крупных судов, поскольку доставлять грузы на берег мелководье не позволяло. При скорости до 9 узлов Т-36 отплывала от берега максимум на 300 метров. Солдаты жили по месту службы, ночуя в каюте на четыре лежанки.



Когда спустя годы в прессе появилось «разоблачение», что парни в штормовую ночь отлучались в самоволку, распивали спиртное и обнаружили себя с похмелья утром далеко от пристани, участники дрейфа лишь горько ухмыльнулись. В самоволку на острове ходить некуда: это все равно, что отлучаться «погулять» с подводной лодки в погруженном положении. А от берега баржу относило течением не раз, потому что штормило на Курильской гряде регулярно. Вот только всегда с этим удавалось справляться, а в тот раз ситуация вышла из-под контроля.

Опасаясь, что ураган швырнет баржу на камни, парни попытались устоять на многометровых волнах, запустив оба двигателя сразу. «Не помогло, - вспоминал впоследствии командир, - и пробоину получили, и топливо истратили».

Радости от того, что не разбились о камни, у «робинзонов» не было: к их ужасу, баржу унесло в океан…



Утонули или сбежали


Ребят, разумеется, искали. Начиная со следующего дня, если позволяли метеоусловия. А значит, в успех этих поисков мало кто верил. Прошло уже достаточно времени, чтобы от болтавшейся в штормовом заливе баржи не осталось и щепки. В этой мысли укрепляли найденные на берегу обломки угольного ларя, сброшенного волнами с борта Т-36. После этой находки в гибели экипажа и судна оставалось всё меньше сомнений. Иначе бы баржа вышла на связь. Но радиостанция первой вышла из строя!

Если же люди живы и не подают сигнала о бедствии, значит, они дезертиры. Эту версию отрабатывал особый отдел, не исключавший побега советских солдат на Запад. В родительском доме в Куйбышевской области у выходца из Поволжья Асхата Зиганшина даже санкционировали обыск, но ничего интересовавшего контрразведку не нашли. Понимая неоднозначность момента, наши солдаты потому и медлили с решением подняться на борт военного корабля США – в период «холодной войны» такой шаг на родине могли не простить. Даже на грани жизни и смерти советские солдаты помнили о воинском долге и последствиях обвинений в сотрудничестве с врагом. Потому и ожидали от американцев не теплого приема на борту авианосца, а помощи горючим, водой и провиантом, чтобы своим ходом вернуться домой. Лишь когда осознали, что вертолеты улетели, а корабль уплыл, не на шутку испугались: неужели они упустили единственный шанс остаться в живых? Ведь за всё время в океане мимо них лишь пару раз проплывали суда, но баржа осталась незамеченной. Когда спустя два часа после отлёта вертолетов к барже вплотную приблизился американский корабль, «робинзоны» упорствовать не стали – друг за другом перебрались на авианосец, попросив у американцев гарантий, что и оставленное в океане плавсредство они тоже спасут. Командира заверили, что Т-36 подберет на буксир первое же следующее по курсу судно. Но тратиться на доставку малоценного транспорта никто не стал: баржу затопили, чтобы не мешала судоходству.






Теплый прием в «холодной войне»


На американском авианосце советских воинов встретили радушно. Им сразу предложили попросить политическое убежище и остаться в США. Но спасенные об этом и слышать не хотели. Им бы только встать на ноги и добраться к своим! «Нет проблем», - ответили американцы и взяли курс на Сан-Франциско.





Заботилась о гостях вся команда – от матроса до капитана. Ухаживали, как за больными, что так на самом деле и было: в состоянии крайнего истощения спасенные едва держались на ногах. Одним солдатским ремнем можно было подпоясать троих – каждый потерял в весе до 30 килограммов. Врач сразу же назначил голодным людям диету и строго следил за рационом в ближайшие дни. А первый раз кормить их пришлось с ложечки. Обросших щетиной парней переодели и сопроводили в душ, где Зиганшин собрался побриться, но неожиданно «отключился». Пришел в сознание командир уже в лазарете – рядом на койках он увидел товарищей.



На восстановление сил ушло трое суток. Отсыпались и отъедались с комфортом. Потом на корабль доставили переводчика – он был вызван с ближайших Гавайских островов. Даже видавших виды военных моряков рассказы солдат о пережитом повергли в шок.



Голод не тетка


В непредусмотренное плавание четверо молодых мужчин отправились с быстро выкуренными несколькими пачками «Беломора», одной буханкой хлеба, банкой жира, двумя банками тушенки, остатками круп и тремя ведрами картошки, которую шторм рассыпал в машинном отделении и пропитал мазутом. Кроме дождевой воды, пить могли только ржавую воду из системы охлаждения двигателей – по паре глотков три раза в день, а затем – и того реже. И если поначалу на каждого в сутки приходилось по две картофелины и паре ложек крупы, то вскоре одну картошку разрезали на день на четверых, а потом и четверть пропахшего солидолом клубня растягивалась на два дня. И зубную пасту голодные парни пытались есть, и мыло, и пробковую кору из матраса.

«У нас крыс не было, а то бы мы их съели, - вспоминал через полвека Асхат Зиганшин. – Когда сил не осталось, присмотрелся к ремню. Он же из кожи, думаю, чем не мясо! Резали ремни на лапшу и варили «суп». Затем ремешок от рации в ход пошёл, потом – сапоги…».

В посвященной героям песне Владимир Высоцкий поёт:

«Суровей, ужасней лишенья,
Ни лодки не видно, ни зги.
И принято было решенье –
И начали есть сапоги… ».






Когда у Анатолия Крючковского впоследствии спрашивали о вкусе сапог, он отвечал: «Вкус горький, а запах неприятный. Мы же пропитанную гуталином кирзу еще и солидолом мазали, иначе не проглотить. Поджигали, размягчали и делали «бутерброд» с машинным маслом, чтобы желудок обмануть».



Праздник и будни


В эпоху рок-н-ролла на манер популярного хита Rock around the clock молодежь сочинила актуальные куплеты:

«Зиганшин-буги, Крючковский-рок.
Поплавский съел второй сапог.
Пока Зиганшин рок кидал,
Гармонь Федотов доедал».


А вот как об этом у Высоцкого:

«Последнюю съели картошку,
Взглянули друг другу в глаза,
Когда ел Поплавский гармошку,
Крутая скатилась слеза…».


В прессе долго спорили – была ли на самом деле на барже гармонь или ее журналисты для красного словца придумали? Растянули, мол, солдаты меха на 23 февраля, сыграли праздничную «застольную» и закусили гармошкой, поскольку не до песен уже было.

Оказывается, гармонь на барже действительно была (на ней играл «душа компании» Иван Федотов), и ее таки тоже съели. Не ели солдаты лишь друг друга, в прямом и переносном смысле слова. Все были в одной лодке и понимали, что в распрях им точно не выжить. «В Америке нас познакомили с заокеанскими «коллегами по несчастью», которые в подобной переделке половину команды потеряли, - вспоминал Анатолий Крючковский. – А нас учили оставаться людьми даже в экстремальной ситуации. Когда начались галлюцинации, договорились, что если не сможем больше жить, напишем свои имена, попрощаемся и умрем. А пока могли работать, стояли по пояс в ледяной воде и вычерпывали из трюма воду, надеясь на чудо…».





Предатели или герои?


Чудо случилось. Но именно спасение стало для командира баржи самым страшным событием в выпавших испытаниях. «Хоть бы нас подобрали не американцы!», - думал Асхат Зиганшин по пути в США.

Думали всю неделю, пока авианосец добирался до Сан-Франциско, и в Москве: с чем страна имеет дело – геройством или предательством? О чудесном спасении советских солдат Госдеп США проинформировал посольство СССР в Вашингтоне в тот же день, но советская пресса не сообщала сенсационную новость неделю – ждали указаний Кремля.



Первым с «робинзонами» связался по телефону корреспондент газеты «Правда» Борис Стрельников. Договорились об интервью в нашем посольстве, а пока журналист посоветовал держать «рот на замке», чтобы не выболтать военную тайну врагу. «Было так тяжко на душе, что я уже думал в петлю лезть», - признавался Асхат Зиганшин.

Лишь 16 марта 1960 года Москва определилась со своим отношением к спасенным. В этот день обнародовали телеграмму главы СССР Никиты Хрущёва с оценками «гордимся» и «восхищаемся». В ней были слова о подвиге, мужестве и силе духа. «Ваш героизм, стойкость и выносливость служат примером безупречного выполнения воинского долга, - говорилось в обращении к «дорогим соотечественникам». – Доброго здоровья вам и скорейшего возвращения на Родину!».



В тот же день в газете «Известия» вышла передовица «Сильнее смерти», запустившая в советских СМИ массовую пропагандистскую кампанию, которая сделает из четверых солдат «героев нашего времени».





Новая жизнь


После пресс-конференции в Сан-Франциско советские воины стали известны во всем мире. Одетые американцами по последней моде, четверо наших парней напоминали другую легендарную «четверку» - музыкальных кумиров из «Битлз». Не привыкшие к такому вниманию, парни смущались перед телекамерами, а у впервые увидевшего в Америке телевизор Зиганшина даже пошла от напряжения кровь из носа.





Мэр Сан-Франциско вручил советским героям символический ключ от города. Затем был Нью-Йорк и трансатлантический переход на круизном лайнере «Куин Мери» в Европу. Торжественный прием продолжился в Париже. Во Франции гостям подарили свое знамя железнодорожники. Дальше – самолёт в Москву и торжественная встреча с цветами, транспарантами и генералами в аэропорту. Каждый из героев получил в подарок именные часы от министра обороны, всех представили к ордену Красной Звезды, а командира Зиганшина повысили в звании. Отныне вчерашние «стройбатовцы» были нарасхват: по 12 встреч в день в трудовых коллективах, знакомство с Юрием Гагариным…



Зиганшина избрали делегатом съезда комсомола. С 1964 по 2005 годы он служил в составе аварийно-спасательного дивизиона на Ленинградской военно-морской базе. С флотом связали свою жизнь трое из четверых «робинзонов»: курсантами Ломоносовского мореходного училища ВМФ СССР (Ленинградская область) стали Зиганшин, Поплавский и Крючковский.




Отказался поступать в мореходку лишь Иван Федотов – наплавался в том «голодном дрейфе» на всю оставшуюся жизнь. Он был единственным из четверых «срочников», кто успел к армии обзавестись семьей. Во время океанских злоключений, 24 февраля, жена родила ему первенца. После возвращения на Родину молодой отец сразу уехал в родной Благовещенск и жил на Дальнем Востоке до самой смерти в 1999 году. В 2003-м умер Филипп Поплавский, в 2017-м – Асхат Зиганшин (оба после мореходки жили  в Питере). А уроженец Винницкой области Анатолий Крючковский после училища был направлен судовым механиком в Североморск, но заболел и вынужден был менять климат. С 1964 года живет и работает в родной Украине – в Киеве до последнего времени трудился заместителем главного механика на судостроительном заводе «Ленiнська кузня». Первое жилье ему дал лично Сидор Ковпак – партизанский командир был заместителем председателя Верховного Совета Украины. Встречал один герой другого словами: «Раз заслужил, сынок, проси, что хочешь!».





Страна не жалела для достойных сынов ни наград, ни кинопленки. По сценарию известных писателей Юрия Бондарева, Владимира Тендрякова и Григория Бакланова даже сняли художественный фильм «49 дней». Картиной восторгалось командование, но кино имело мало общего с жизнью. «Слишком закрутили сюжет, в действительности океан событиями не баловал», - высказался по поводу увиденного Анатолий Крючковский. А Асхат Зиганшин в конце жизни признавался: «Иногда мне кажется, что всё это вообще происходило не с нами...».




                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                           © Вячеслав Капрельянц, 2018


Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! :)




Posts from This Journal by “мои посты” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу вашего поста в этом промо-блоке. Ее сможет увидеть до 10 000 уникальных пользователей в течение суток. Сделаю репост вашего поста в своем блоге за 50 жетонов. Только без политики, эротики и т.д.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
stella_pop
Jan. 17th, 2018 02:36 pm (UTC)
Не знала
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:52 pm (UTC)
Тогда их имена гремели по всей планете!
vitaliy0320
Jan. 17th, 2018 02:36 pm (UTC)
познавательно
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:54 pm (UTC)
и поучительно!
lukilukii
Jan. 17th, 2018 02:36 pm (UTC)
Два месяца - это как вся жизнь для них.
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:55 pm (UTC)
Да... У меня в детстве была книжка про это их плавание. Там вроде как дело было летом, жара и все такое, картинки смутно помню...
0chen_interesno
Jan. 17th, 2018 02:36 pm (UTC)
интересно, не знал
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:55 pm (UTC)
Теперь знаешь...
oleshkino
Jan. 17th, 2018 02:41 pm (UTC)
Впервые о них слышу.
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:56 pm (UTC)
Немудрено - сейчас другие "герои" в чести...
ykristinka
Jan. 17th, 2018 02:42 pm (UTC)
От судьбы не уйдешь.
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:56 pm (UTC)
В смысле?
0gnevo
Jan. 17th, 2018 02:46 pm (UTC)
Забавное приключение)
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:56 pm (UTC)
Хотел бы? ;)
bass7013
Jan. 17th, 2018 02:49 pm (UTC)
Их спасение действительно настоящее чудо.
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:57 pm (UTC)
Да, повезло ребятам...
strannov
Jan. 17th, 2018 02:50 pm (UTC)
Интересно и познавательно! Ничего об этом случае не знал.
slavikap
Jan. 17th, 2018 02:57 pm (UTC)
Ничего удивительного...

Edited at 2018-01-17 02:58 pm (UTC)
shatff
Jan. 17th, 2018 03:48 pm (UTC)
История поразительная...
slavikap
Jan. 17th, 2018 05:28 pm (UTC)
Невероятная!
observet
Jan. 17th, 2018 09:48 pm (UTC)
Спасибо за напоминание об этой истории, которую, как и многие другие героические истории, вычеркнули из памяти народа в последние десятилетия.
slavikap
Jan. 17th, 2018 09:54 pm (UTC)
Будем напоминать, по возможности!..
(no subject) - observet - Jan. 17th, 2018 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Jan. 17th, 2018 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - observet - Jan. 17th, 2018 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Jan. 17th, 2018 11:34 pm (UTC) - Expand
3d_shka
Jan. 18th, 2018 12:20 am (UTC)
даже копирну, историю эту помню кстати.
slavikap
Jan. 18th, 2018 12:22 am (UTC)
У нас даже книжечка была детская с картинками, хотел найти в сети - не помню как называлась.
(no subject) - 3d_shka - Jan. 18th, 2018 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Jan. 18th, 2018 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3d_shka - Jan. 18th, 2018 01:00 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel