?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ДОМАШНИЙ ДУХ ИЛЬ БОЖЕСТВО

Четверг, 16 Ноября 2017 г. 11:32 + в цитатник

Русиночка-Руся

http://www.liveinternet.ru/users/6253112/post424960641


Домашний дух иль божество,

Всех судит этот идол вещий,

И кажется, что наши вещи –

Хозяйство личное его.
Ш. Бодлер

http://davewallis.files.wordpress.com/2010/10/egyptiancat.jpg

В египетской мифологии богиня радости и веселья священное животное.

Кошка. Более пяти тысяч лет живет это существо рядом с человеком.  Гордое и независимое,  чуткое и отзывчивое существо. Она стала героиней  в легендах и мифах разных народов, фольклоре и литературе.
Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.

А сколько загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок!

"Кошка умывается – гостей намывает". "Кошка на человеке тянется – к обнове".."Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать". "Кто кошек любит – будет жену любить". "Гордому кошка на грудь не вскочет". "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель". "Кошка стену дерет – к непогоде". "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу". "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде". "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".
"Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Сболтнул бы коток, да язык короток", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Взяло кота поперек живота", "Что поп, что кот – не поворча, не съест", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", "Кошки грызутся – мышам приволье".


  Кошки в мифологии разных стран
Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много
веков будоражат умы человечества. Если внимательно исследовать историю
любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение
таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех
народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой
фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите
нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В
нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

В японской мифологии особенностью кошек-оборотней является то, что они, как и лисы, чаще всего принимают
женский облик. К несчастью для преступных мужей и прочих обидчиков, чаще всего кошачий облик принимает погибшая из-за них дама, которая использует всю силу кошачьей магии для отмщения злокозненным. В японском традиционном театре кабуки существует даже целый жанр пьес, посвященный подобным сюжетам и называемый «кошачий переполох» (нэко содо моно).
Часто кошки действуют целыми стаями, сплетая настоящую шпионскую сеть.
Они собирают информацию и докладывают ее своему главному кошачьему боссу на ночных сборищах, проводимых обычно в пустующих домах.

Расправа кошек-оборотней с неугодными бывает страшной — они просто пожирают людей. Средневековые тексты полны подобными историями. Одну из таких историй мы находим в«Записках от скуки» Кэнко Хоси (XIV в.), блестяще переведенных на русский язык академиком В. Н. Гореглядом. Правда, автор этого своеобразного философического дневника монах-отшельник Кэнко настроен весьма скептически и приводит по этому случаю историю, скорее высмеивающую, нежели подтверждающую подобные, как он считал, «рассказы низкородных людей»:

Как-то заговорили, что в глубине гор водится такая тварь — называется кот-оборотень. Он пожирает людей. Один человек сказал по этому поводу:
— Да вот здесь хоть и не горы, а тоже говорят, будто кошки с годами становятся оборотнями и случается, что хватают людей.

Эти слухи дошли до некоего Амида-буцу — монаха, сочинявшего стихотворные цепочки рэнга и жившего поблизости
от храма Гёгандзи. «Я же все время брожу в одиночестве, — подумал он, —  надо быть настороже!»

Как-то раз сей монах до поздней ночи сочинял где-то рэнга и возвращался домой один-одинешенек, и вдруг на берегу речки — кот-оборотень, о котором все толковали, — ну конечно! — кинулся к монаху и готов был уже наброситься на него и впиться в горло!

Обомлев от ужаса, монах вздумал было защищаться — нет сил, не держат ноги. Бултыхнувшись в речку, он завопил:

— Помогите!!! Кот-оборотень! Ой-ой! Ой!!!

На крик с зажженными факелами в руках выскочили из домов люди. Подбегают к речке, смотрят — хорошо известный в округе бонза.

— Что, — говорят, — случилось?

Когда вытащили его из воды, веер и коробочка, которые он получил как призы на стихотворном состязании и спрятал себе за пазуху, исчезли под водой. С видом человека, спасенного чудом, монах еле притащился домой.
На деле же оказалось, что это прыгнула к нему его собственная собака: она узнала хозяина, несмотря на темноту».

Кошки в легендахПо уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.
В славянской мифологии кошки -демоны; кошки-домовые, кошки-творецы,  кошки-разрушители,  кошки-проводники.

Кошка -демон
В мифологии кошка частенько  становится  воплощением нечистой силы или ведьмой. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. Не сердите её, не предавайте, в славянской мифологии  чёрная  кошка отомстит  болезнью, порчей, сглазом, смертью.

В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В то же время Кошка , как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи
или умер не своей смертью. В виде Кошки показывается смерть маленьким детям. В черной Кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».

http://img-fotki.yandex.ru/get/6001/elena-okolzina.5/0_53053_bcc43bf1_XLРусские верят, что черные Кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить
чёрта молнией, а чёрт прячется от Бога, обращаясь в кошку, собаку или другое животное.
У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную Кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.


У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот предстаёт в  виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить кота-оборотня.


Кошка - домовой
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Прежде чем войти в новое жилище, пускали  "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области верили, что  тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Кошки - существо загадочное и мистическое.
В  мифах и сказках мы встречаем  учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".
Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.

             

Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила".
Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь.
Кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром.
Мы, не видим злых духов,  в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.

Кошка в литературной фантастике
В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну. Она помогает "корабельнику" из чувства преданности, убив угрожающих ему крыс.
Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/922/46922833_Gnisuk5.jpg
Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), "…под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), "…коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").


У  С. Михалкова "Коты и мыши"
Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
"Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!"
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!

http://s51.radikal.ru/i133/1103/65/9571d8a63c86.jpg

В повестях Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" и "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку .
"Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла.
На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".
Кошку-демона мы видим и в повести "Вечер накануне Ивана Купала":
"Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".

http://i037.radikal.ru/1103/3a/178084fd72e5.jpg
В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.
"Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи.
:Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее.
Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять".
Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой, приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4702/yamarimaru.92/0_577dc_8daf37f3_XL
В XX веке образ кошки получил в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная.
Вообще, образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековому изображению сатаны. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного "Я", нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет пародирования (подражания) другим, но на деле его самость – это только ворох масок.
Собственно, Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в "Мастере и Маргарите" только шутит, паясничает, скоморошничает.
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.
Стихия Бегемота – огонь. В сцене перестрелки в квартире №50 автор ярко указывает на магические умения кота: он вводит в заблуждение сотрудников НКВД, притворяясь мертвым, перед этим Бегемот предостерегает их: "Сижу, никого не трогаю, починяю примус:", когда же они его не слушают, устраивает скоморошью перестрелку, после чего, по стандартной схеме, пожар.
Отдельного разговора заслуживают взаимоотношения Геллы и Маргариты с котом. Издавна русская мистическая мысль приписывает ведьме обладание черным котом как обязательным магическим агентом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников (как и в русских народных сказках; иногда кот помогает пленнице вырваться), добывает нужные травы и грибы.

Картинка 9 из 950


Бегемот постоянно крутится вокруг Геллы, а на балу – вокруг Маргариты. Булгаков не отходит от русского фольклора в этом вопросе, т.е. используется древний тип "Ведьма с Черной Кошкой".
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): "Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".


Я думаю, "Московские главы" романа – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя – будет на нем не лишним:
Кошка в художественной литературе не только повторяет известные мифологические и сказочные сюжеты, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась.
Образ кошки остаётся таинственным, противоречивым  и загадочным


http://www.liveinternet.ru/users/6253112/post424960641/


Tags:

Posts from This Journal by “кошки” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vitkvv2017
Nov. 19th, 2017 09:31 am (UTC)
Очень познавательно!
slavikap
Nov. 19th, 2017 02:35 pm (UTC)
Да, очень интересно! :)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel