?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кто утопил международный паром и почему его останки решили упрятать под бетон?




В штормовую ночь 28 сентября 1994 года произошла крупнейшая катастрофа в Балтийском море: в ходе рейса Таллинн-Стокгольм у финского острова Уте затонул грузопассажирский паром «Эстония». Какие тайны остались на дне?





Дело ясное, что дело темное

По количеству потерь гибель «Эстонии» стоит в одном ряду с трагедиями «Титаника», «Лузитании» и «Андреа Дориа». Гигантский корабль стал  могилой для 852 человек, 757 из которых остались не найденными. И по числу погребенных на дне тайн эта катастрофа стала самым мрачным морским происшествием ушедшего века. Даже спустя два десятилетия нет единой версии о том, какая злая сила погубила мощное судно в считанных милях от берега, за полчаса отправив его под воду.
Сомнения в достоверности официальных выводов комиссии по расследованию множат свидетельства о пропавших с затонувшего парома вещдоках и «всплывших» утопленниках. И в то время как считавшиеся погибшими члены экипажа под новыми именами «воскресли» в других странах, обладавшие информацией свидетели ушли из жизни при загадочных обстоятельствах.
Родственники жертв не понимают, почему эстонские, финские и шведские власти договорились не поднимать лежащее на мелководье судно ни при каких условиях. Место с координатами 59 градусов 22 минуты северной широты и 21 градус 48 минут западной долготы патрулируется круглосуточно, а смельчакам с аквалангами за нарушение запрета на водолазные работы в месте морского захоронения грозит тюрьма.
Правда о трагедии «Эстонии», похоже, невыгодна никому, и потому ее тайны охраняются военными фрегатами.









Война версий

Сразу же после катастрофы была создана международная эстонско-шведско-финская комиссия под руководством эстонского министра транспорта Анди Мейстера. Однако вскоре шведская сторона заговорила о некомпетентности Мейстера и потребовала его отставки. Он же, в свою очередь, заявил, что шведы скрывают результаты обследования парома, которые проводились с помощью подводных роботов - на пленке, которую получили члены комиссии, исчезли кадры капитанского мостика.



Позже выяснилось, что из архивов Судоходного департамента Швеции пропал видеофильм 1995-1996 годов, снятый фирмой, изучавшей возможность бетонирования затонувшего судна.
Однозначной причины катастрофы официально названо не было. В заключении комиссии речь идет о «наиболее вероятных» причинах. И это – тяжёлые погодные условия и отрыв носового визира вследствие конструктивных недостатков парома. Как объяснил возглавлявший комиссию профессор Таллинского технического университета Яан Метсавеэр, «Эстонию» погубили дефекты в конструкции замка, который удерживал визир (носовую часть) в походном положении. При скорости ветра 28 метров в секунду высота волн достигала  6 метров. Не выдержав напора стихии, сначала треснул и разрушился один замок, за ним – еще два. Когда рухнул транспортный трап, обслуживавший визир механизм открылся, и начался забор воды. Чем больше ее вливалось в трюмы, тем круче становился крен.



Но выводы профессора критикуют оппоненты, по мнению которых названная причина – следствие катастрофы на борту.
Много лет занимавшийся изучением тайны гибели «Эстонии» американский водолаз и миллионер Грегг Бемис настаивал, что вода на паром поступала через пробоину снизу, и это могло быть результатом взрыва. Поднятые им во время несанкционированного погружения два фрагмента судна прошли экспертизу в двух лабораториях тестирования материалов в Германии. Вердикт департамента в Бранденбурге: «Исследуемый материал не соприкасался со взрывчатым веществом, но повреждения на куске металла характерны для взрыва». Вывод экспертов технического университета Клаусталь-Целлерфельда более категоричен: «Массивные повреждения структуры на обоих кусках металла произошли в результате взрыва».




О чем умолчала комиссия?

О двух сильных ударах или взрывах рассказывали и выжившие пассажиры и члены экипажа. Перед затоплением они слышали звуки непонятного происхождения. Даже моряки не могли определить их природу: в штатных условиях ничего подобного не происходило.
По словам спасшегося шведа Рольфа Сирмана, когда он отплывал от парома, то успел разглядеть гигантскую черную дыру на уровне ватерлинии.



А на просочившейся в СМИ видеозаписи официальной экспедиции хорошо виден прикрепленный к корпусу корабля подозрительный оранжевый предмет продолговатой формы, которого там быть не должно. По мнению инспектора-сапера главного штаба Сил обороны Эстонии полковника Удо-Мееме Леттенса, это могла быть пластическая взрывчатка либо элемент сухой батареи, применяющейся для детонации при взрывных работах. Разделяет эту точку зрения и компетентный эксперт по взрывчатке, а в прошлом капитан-лейтенант британских ВМФ Брайан Бредвуд (его привлекла к оценке ситуации германская судоверфь «Майер Верфт», построившая корабль в 1980 году).


Героиновый след

Широко обсуждалась и версия умышленного затопления корабля с целью сокрытия наркотрафика. По некоторым данным, багажники трех находившихся на борту парома машин ломились от героина – его там было спрятано с полтонны. А в трех грузовиках перевозилось 50 тонн контрабандного кобальта. Новый маршрут из Сингапура в Стокгольм, прокладываемый наркодельцами из гонконгской «триады», якобы оказался под угрозой – о прибытии груза узнала шведская полиция. Кто-то считает, что во избежание разоблачения судно затопила находившаяся в сговоре с наркоторговцами команда, а кто-то грешит на происки конкурентов из колумбийской наркомафии.
По информации отставных офицеров госбезопасности, сотрудник частной охранной компании «Эстониан секьюритиз» Игорь Криштапович (бывший заместитель директора таможенного комитета Эстонии) даже записал телефонный диалог капитана «Эстонии» Арво Андерсена и некоего наркодельца Юри. Но вскоре Игоря Криштаповича убили в центре Таллинна, и убийц не нашли.



А нескольких членов команды, включая капитана-стажера, после катастрофы видели за пределами Эстонии – они оказались живы, хотя значились в списках погибших. По информации из зарубежных источников, шведская полиции располагает даже видеодоказательствами того, что объявленный погибшим сменный капитан затонувшего парома Пихт – в здравии и благополучии. Его опознавали трижды: видели мокрым и укутанным в плед, садящимся в карету скорой помощи, спустя год после трагедии он попал в объектив в баре Гамбурга, а затем «засветился» во время отдыха на Ривьере. Жена капитана никогда не носила траура и не скрывала уверенности, что он жив.


Прощай оружие

Бывший начальник морской таможни стокгольмского порта заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась советская военная техника. По его словам, в 1994 году паром "Эстония" несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. Это подтвердили и другие шведские таможенники.
Свидетельства послужили поводом для созыва специальной комиссии, которая установила, что на пароме действительно возили военную технику. Информацию подтвердил и представитель минобороны Швеции. Зампредседателя комиссии Эвелин Сепп связывает причину гибели парома именно с этим фактом. По ее мнению, знали о перевозке оружия на борту и некоторые эстонские политики.
Некоторые выдвигают версию, что на борту парома перевозили ядерное оружие. Именно этим и было вызвано сооружение бетонного саркофага над затонувшим судном.

Кстати, руководители трех заинтересованных стран категорически отказались от помощи России в расследовании трагедии.




Следствие окончено, забудьте

Один из тех, кто требует расследования, - выживший пассажир парома «Эстония» Микаэль Ыун. Желая привлечь внимание к терпящему бедствие судну, он сделал исторические фотографии момента крушения – надеялся, что вспышку увидят с неба или моря. Очевидец вспоминал, что спастись смогли только рослые и физически крепкие молодые мужчины, дотянувшиеся до опор, по которым можно было выбраться наружу. Сопровождавшая его в той поездке знакомая Тамара Алеп осталась в каюте. Под воду ушли женщины и дети, которые не смогли выбраться на верхнюю палубу.





А на плотах пришлось отпускать в воду тех, кто не дождался спасателей – люди быстро умирали от шока и переохлаждения. Еще часть спасшихся сорвалась с лопнувших тросов, когда их поднимали с воды на вертолеты, поскольку немногие из них были оборудованы для спасательных операций в море
К 9 часам утра из воды извлекли последних спасенных. Пилоты вертолетов находились в шоковом состоянии – «Мы видели около четырех десятков плотов, но большинство из них были пустыми. Почему так мало тех, кто смог выбраться с затонувшего парома? Если бы большинство находившихся на пароме оказались в воде, а не ушли в пучину вместе с судном, мы бы спасли минимум половину из них».



«Пострадавшие нуждаются в ответах, - говорит свидетель катастрофы. – Лишь тогда можно будет считать эту тему закрытой».
Между тем, на гибели «Эстонии» поставлена точка. После четвертого отчета международную комиссию по расследованию причин катастрофы расформировали, а останки парома решили забетонировать. Возобновить  расследование могли бы заставить лишь новые свидетельства. Выходит, власти уверены, что их не будет…







Справка

Паром «Viking Sally» (первое название «Эстонии») был построен для компании «Viking Line» и должен был курсировать между Турку и Стокгольмом. После продажи в 1986 году компании «Silja Line» его переименовали в «Silja Star» (маршрут тот же). В 1991 году управлять паромом стала дочерняя компания «Silja Line» «Wasa Line». Под названием  «Wasa King» паром стал курсировать между шведским Умео и финским Вааса. В январе 1993 года шведская компания «Nordstr?m & Thulin» и эстонская «Estonian Shipping Company» создали совместное предприятие «Эстлайн» (EstLine A/S), которое купило паром «Wasa King» и переименовало в «Эстонию» (Estonia).


© Вячеслав Капрельянц, 2017


Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Читайте также по теме:



Круиз смерти: тайна гибели «Адмирала Нахимова». Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.


Posts from This Journal by “мои посты” Tag

  • Сегодня международный день цирка

    Обиды и радости Олега Попова Кто-то считал, что он давно умер, но произошло это в ноябре 2016 года во время гастролей в Ростове-на-Дону.…

  • С Днем рождения, «копейка»!

    В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 – революционный автомобиль для советского автопрома.…

  • Шутить изволите?

    Кто придумал КВН, чем плоха борода, и сколько стоят шутки: любопытные подробности о самой рейтинговой юмористической программе отечественного ТВ.…

  • Стирать, так стирать!

    220 лет назад появилась механическая замена прачке. 28 марта 1797 года считается днем рождения стиральной машины. Ее запатентовали в США. Но…

  • Михаил Ульянов: маршал в кино

    26 марта 2007 года ушел из жизни советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР Михаил Ульянов. Повезло с…

  • Мистер рок-н-ролл

    Год назад ушел отец рок-музыки Чак Берри. За долгую жизнь он познал «и суму, и тюрьму», но вместились в его бурные 90 лет также…

  • 16 марта – Всемирный День сна

    Что на свете всех милее: 30 интересных фактов про сон «Сегодня не работается, братцы, / Но докторша не выдаст бюллетень. / Пора бы и…

  • Укротительница царей

    13 марта 1910 года родилась легендарная дрессировщица Ирина Бугримова. Первая в стране укротительница львов впервые в мире засунула голову в…

  • «Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма

    50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений. В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже полвека, и конца этой…

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу вашего поста в этом промо-блоке. Ее сможет увидеть до 10 000 уникальных пользователей в течение суток. Сделаю репост вашего поста в своем блоге за 50 жетонов. Только без политики, эротики и т.д.

Comments

( 121 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
stella_pop
Sep. 28th, 2017 07:29 pm (UTC)
Большая трагедия
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:55 pm (UTC)
И в этой трагедии много вопросов...
vitaliy0320
Sep. 28th, 2017 07:29 pm (UTC)
Страшная трагедия...
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:56 pm (UTC)
Именно так...
(no subject) - 777099 - Sep. 29th, 2017 01:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 29th, 2017 01:32 am (UTC) - Expand
0chen_interesno
Sep. 28th, 2017 07:32 pm (UTC)
Столько людей... Кошмар...
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:56 pm (UTC)
Да не дай бог там оказаться...
0gnevo
Sep. 28th, 2017 07:32 pm (UTC)
Не знал об этой трагедии.
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:57 pm (UTC)
Я вот думал - найдется ли такой человек, который не слышал об этой катастрофе...
(no subject) - smotrivideo - Sep. 28th, 2017 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 10:06 pm (UTC) - Expand
bass7013
Sep. 28th, 2017 07:33 pm (UTC)
Столько людей погибло, даже страшно себе представить!
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:58 pm (UTC)
Ужас - осенняя ночь, шторм, холодина...
a_tushin
Sep. 28th, 2017 07:34 pm (UTC)
в таких делах ясности не будет никогда :(
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:59 pm (UTC)
думаешь?
nikitaminev
Sep. 28th, 2017 07:34 pm (UTC)
Запутанная история.
slavikap
Sep. 28th, 2017 07:59 pm (UTC)
Ну, впрочем, как обычно в таких случаях...
(no subject) - ljmultik - Sep. 28th, 2017 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 10:07 pm (UTC) - Expand
fotonik2
Sep. 28th, 2017 07:35 pm (UTC)
Страшная была катастрофа конечно.
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:00 pm (UTC)
Да, кто бы мог подумать...
lv973
Sep. 28th, 2017 07:36 pm (UTC)
Кто-то очень тщательно старался замести следы.
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:00 pm (UTC)
И им это практически удалось...
ykristinka
Sep. 28th, 2017 07:37 pm (UTC)
Проще всего все списать на тяжелые погодные условия.
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:01 pm (UTC)
Так и списали, да еще корабелов обвинили...
turkish_r
Sep. 28th, 2017 07:37 pm (UTC)
То есть если все стараются умалчивать, то замешаны высокие люди всех стран-участников?
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:01 pm (UTC)
Такой вывод напрашивается?..
askold5
Sep. 28th, 2017 07:39 pm (UTC)
В Стокгольме есть музей катастрофы "Эстонии" (не знаю, постоянный ли).

Странно, что до сих пор не объявили на весь мир, что виноваты, конечно же, русские и Путин. Кто же ещё?

Страшная смерть...
ljmultik
Sep. 28th, 2017 07:49 pm (UTC)
Тогда "злодей Путин" был еще неактуален.
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 08:02 pm (UTC) - Expand
strannov
Sep. 28th, 2017 07:40 pm (UTC)
Секреты на то они и секреты, чтобы никто ничего не знал. Одни догадки и предположения...
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:03 pm (UTC)
Совершенно верно...
(no subject) - modellisimo - Sep. 28th, 2017 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 10:08 pm (UTC) - Expand
borman_b
Sep. 28th, 2017 07:41 pm (UTC)
Как-то и не слышал я про это!
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:04 pm (UTC)
Вот мы и заполнили этот пробел! Хотя да, как-то не очень тогда шумели вокруг этого события...
(no subject) - borman_b - Sep. 28th, 2017 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 10:08 pm (UTC) - Expand
dead_island
Sep. 28th, 2017 07:43 pm (UTC)
В общем, замяли это дело!
slavikap
Sep. 28th, 2017 08:05 pm (UTC)
Именно так...
(no subject) - savinov_anatoly - Sep. 28th, 2017 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Sep. 28th, 2017 10:09 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 121 comments — Leave a comment )

Profile

slavikap
Слава

Latest Month

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel