Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Как рационально использовать свой мозг

Оригинал взят у analitic в Как рационально использовать свой мозг



Если вас расстраивает тот факт, что в сутках всего 24 часа, проблема не в нехватке времени. Вы нерационально распоряжаетесь своим умом. Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники» доступно объясняет, как устроено наше мышление и как это знание поможет эффективно расходовать ресурсы своего мозга.

Что такое мыслетопливо

Те, кто занимается умственным трудом, знакомы с постоянными спадами и подъёмами продуктивности. Иногда работа не продвигается ни на шаг пару дней, а потом сложный проект выполняется за несколько часов.

Мы очень часто думаем, что нам не хватает времени, в то время как в действительности нас ограничивает мыслетопливо.


Максим Дорофеев называет мыслетопливом определённый запас умственных сил, который помогает нам оставаться рациональными и собранными. Когда мыслетопливо заканчивается, мы становимся импульсивными и вместо работы занимаемся всякой ерундой: смотрим в окно или на котиков в фейсбуке.
Как это связано с джедайскими техниками

«Джедайские техники» — это сборник проверенных приёмов, которые помогают сберечь мыслетопливо.

Основное количество этого ресурса вы теряете впустую и даже не замечаете, когда это произошло. Зато ощущаете неприятные последствия: вы с трудом сидите на работе до конца рабочего дня, понимаете, что нужно сделать, но не представляете как, чувствуете себя усталым и бесполезным.

Максим Дорофеев долго изучал литературу по личной эффективности, научные исследования, касающиеся нашего мышления и памяти. Эти знания позволили разработать систему, которая в своё время помогла ему спастись от перегрузок.

По сути, это сочетание известных систем личной эффективности: GTD Дэвида Аллена, MYN Майкла Линенбергера, семи навыков Стивена Кови, эссенциализма Грега МакКеона, элементов тайм-менеджмента Глеба Архангельского и других. Только с упором на практику, изложенные максимально доступно и с подробными инструкциями, как внедрить их в свою жизнь.
Что надо делать

Экономить мыслетопливо и использовать его тогда, когда это особенно важно — в непонятных ситуациях.

Первое универсальное правило, оно же совет на все времена: в любой непонятной ситуации — думай.


Конечно, ситуаций, когда необходимо включать мозг, очень много. Поэтому на обдумывание всего и вся мыслетоплива может не хватить. Но вы можете помочь своему мозгу, зная одну его особенность: он любит всё простое и понятное.

Если вы поставите себе сложную задачу «Сделать важный проект», то продержитесь недолго. И отправитесь туда, где всё просто и понятно (да, к котикам и развлечениям). Но если дать мозгу задания попроще («Составить план проекта», «Нарисовать черновой вариант макета», «Составить план презентации», «Сделать первый слайд с названием»), то он включится в работу, и за несколько подходов важный проект будет выполнен.

Это только одна из техник для экономии мыслетоплива. В «Джедайских техниках» рассмотрено больше десятка подобных приёмов.
Какие существуют приёмы для экономии умственных ресурсов

Под джедайскими техниками скрываются именно они — практики, которые помогут экономить мыслетопливо и отлично справляться со своими ежедневными обязанностями. Вот несколько полезных действий, которые надо регулярно выполнять, чтобы стать продуктивнее.


1. Регулярно восстанавливайтесь

Нельзя постоянно действовать на пределе своих возможностей: это прямая дорога к выгоранию.

Дорофеев приводит теорию антихрупкости Нассима Талеба. Человек — это прекрасный пример антихрупкой системы. Нечто хрупкое под воздействием стресса ломается, антихрупкое же становится лучше прежнего.

Показателен пример с тренировкой. Представьте, что вы бежите 1 км и выдыхаетесь. Во время отдыха чувствуете, как болят ноги и ноет тело. Зато на следующей тренировке вам уже легче, а ещё через пару вы можете пробежать 2 км. Вы адаптировались. То же самое с человеком происходит и в стрессовых ситуациях.

Но вот самый важный момент: без отдыха вы не станете лучше, а сломаетесь. Развитие происходит именно в точке покоя. Поэтому после каждого тяжёлого дела, после каждого рабочего дня, недели, месяца дайте себе время спокойно выдохнуть и расслабиться.
2. Очищайте инбоксы

Разберитесь со всеми входящими в вашей жизни. Наведите порядок в блокнотах, ежедневниках, заметочниках, списках электронных писем, незакрытых вкладках в браузере, документах на рабочем столе.

Дорофеев называет работу с инбоксами этапом переваривания. Не нужно сразу кидаться делать все дела, которые вы находите в ежедневниках, или отвечать на десяток писем. Обработайте их: внимательно просмотрите и мысленно для себя решите, что с ними делать. Выделите главное и избавьтесь от всего ненужного.

3. Правильно формулируйте задачи

Вы наверняка уже слышали про эффект Зейгарник: незавершённые дела лучше запоминаются и постоянно крутятся в голове, тем самым отнимая у вас мыслетопливо.

Чтобы недоделанные дела перестали вас тревожить, составьте план выполнения. Достаточно даже не целого плана, а пары шагов. Одно но: формулируйте шаги правильно. Не пишите в списке дел просто «Встреча в понедельник» или «Позвонить».

Формулировка задачи — это ответ на вопрос «Что нужно сделать?»
Формулировка должна начинаться с глагола в неопределённой форме.
Задача должна быть разжёвана до мелочей.
Задача должна представлять собой первый шаг к цели.

Если возвращаться к нашему примеру, то задача «Встреча в понедельник» должна стать несколькими мелкими задачками:

Записать в календарь информацию и установить напоминание.
Встретиться с представителем рекламного агентства в офисе в понедельник в 16:00.
Сказать, что первый вариант рекламной кампании нам не понравился.
Перечислить недочёты.

4. Используйте внешние хранилища

У вас должна быть резервная копия вашего мозга. То есть вся информация о встречах, задачах, проектах и личных делах должна храниться где-то ещё. Как правило, внешнее хранилище должно состоять из четырёх компонентов.

Список задач. Используйте максимально простой список для личных и рабочих дел — без иерархии, приоритетов и привязки к конкретным датам. Просто выпишите всё, что вам нужно сделать, регулярно его просматривайте и пополняйте новыми задачами. Когда он вам понадобится, просто открываете, смотрите 3–5 секунд и решаете, что будете делать прямо сейчас.
Список проектов. Это перечень больших дел, которые вы ещё не довели до конца. Идеальный вариант — использовать программу, где можно и вести список задач, и прикреплять задачи к большим проектам. Так легче отслеживать свой прогресс и добавлять новые шаги.
Календарь. Если у вас обычно не больше 1–2 встреч в неделю, то календарь вам не нужен — хватит и списка задач. В противном случае записывайте все встречи в календарь и для верности ставьте напоминания.
Система хранения справочной информации. Не стремитесь найти единственное приложение для смартфона, где одинаково удобно вести список книг, сохранять интересные ссылки и хранить квитанции по оплате ЖКХ. Продумайте несколько подходящих для ваших целей архивов, куда вы будете складывать всё нужное и интересное. Но не забывайте, что вся информация имеет срок годности, поэтому нужно проводить регулярный обзор своих чертогов разума и вычищать оттуда всё потерявшее актуальность.

5. Регулярно проводите обзор системы

Чтобы работа проходила эффективно и без сбоев, время от времени нужно проверять, всё ли с ней в порядке. Для этого Максим Дорофеев советует проводить регулярные обзоры.

Еженедельный обзор. Даже поверхностный и быстрый обзор лучше, чем невдумчивый подход или совсем ничего. Раз в неделю потратьте 5 минут и проверьте список дел, поправьте формулировки, удалите лишнее и добавьте новое.
Ежедневный обзор. В конце дня посмотрите на задачи, выполненные за день. Подумайте, нужно ли внести дополнение (например, переформулировать задачу «Попросить дизайнера сделать макет» в «Напомнить дизайнеру о макете»). А затем переходите к невыполненным и подумайте, что с ними делать завтра, через неделю или месяц.
Спонтанный обзор. Когда освободилось время, но приступать к большому делу по какой-то причине не хочется, проведите быстрый обзор системы. Поухаживайте за своим списком дел.

6. Уменьшите вредные переключения

Чтобы вернуться к делу после небольшого переключения или отвлечения, приходится тратить дополнительное мыслетопливо. Самый главный враг находится у вас в кармане — это смартфон, на который постоянно приходят новые оповещения.

Об уведомлениях

Отключите уведомления от приложений и веб-сервисов. Оставьте только оповещения от тех людей, чьи сообщения действительно требуют незамедлительного ответа. Как подсказывает опыт, контакты в электронной почте также к таким не относятся и не требуют безотлагательной реакции.

Обрабатывайте все входящие в асинхронном режиме. Это значит, что сообщение приходит в специальный накопитель, а вы обращаетесь к этому накопителю в тот момент, когда лично к этому готовы.
7. Используйте метод «шкаф — балкон — дача»

Кроме задач и проектов, порой нам приходится работать с другой сущностью — идеей.

Идея — это что-то, что, может быть, когда-то для чего-то пригодится. Вот только мы не знаем, когда, для чего и в каком виде оно пригодится, и пригодится ли вообще.


Терять это не хочется, поэтому на всякий случай надо сохранить. И здесь лучше применять такую же систему, как и с материальными предметами. В шкаф мы складываем всё то, что используем часто. Когда вещей становится слишком много, часть из них отправляется на балкон. Когда и на балконе становится слишком много вещей, которые мы не используем, раз в год они отвозятся на дачу.

Когда у вас скапливается слишком много идей, которые вы пока не представляете, как реализовать, заведите три хранилища и просматривайте их с разной частотой: в «шкаф» заглядывайте раз в неделю, на «балкон» — раз в месяц, а на «дачу» — пару раз за год.
Не превратит ли это нас в биороботов

Дорофеев признаётся, что часто на своих выступлениях слышит вопросы вроде «Не превращусь ли я в биоробота, когда всё будет разложено по полочкам и все задачи будут чётко сформулированы и выполнимы без особых мозговых усилий?» Якобы в такой системе совершенно не остаётся места творческим порывам.

Но если вы внимательно изучите систему, то убедитесь, что джедайские техники направлены на противоположное: вы творчески подходите к составлению списка задач и включаете голову. У вас появляется уверенность, что ничего важного не пропадёт. Из списка дел вы всегда можете выбрать то, что вам хочется делать в данный момент.

И самое главное, у вас всегда присутствует понимание последствий: что будет, если вы не сделаете важное дело сейчас, а спонтанно займётесь чем-то бессмысленным.
Сколько времени отнимает следование этим правилам

Надо же проводить ежедневный обзор (три-пять минут в день), еженедельный обзор (15–20 минут в неделю), правильно формулировать задачи в списке (дополнительные 10–20 секунд на задачу) — так может набежать целый час в неделю.

Не критично, согласитесь. Зато польза очевидна. Кроме того, не забывайте, что наши усилия направлены не на экономию времени (его у вас столько же, сколько и у остальных), а на бережное отношение к своему уму.

Если во время работы вы то и дело отвлекаетесь на проверку почты, забываете о своих обещаниях, жалуетесь на нехватку времени, обвиняете себя в лени — вам пора переходить на светлую сторону продуктивности. Книга Максима Дорофеева — одно из лучших изданий для того, чтобы не только узнать об эффективных приёмах, но и действительно научиться применять их на практике.

взято тут
Tags: мода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments