Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Category:

Лучшие советские фильмы о первой любви

Оригинал взят у alexander_pavl в Лучшие советские фильмы о первой любви

В мире не существует отдельного жанра «детское кино». Фильмы, которые смотрят дети во всём мире, предназначены для того, чтобы ребёнок почувствовал себя на какое-то время взрослым, психологически начал готовиться к взрослой жизни. Если же делаются фильмы о детстве, это ностальгические фильмы взрослых (для взрослых) о своём детстве, и детям они никогда не бывают интересны. Ну, есть ещё фильмы-метафоры, когда детство предстаёт символом «табула раса» для того или иного мысленного эксперимента... В этом случае появляется такое кино, как «Повелитель мух», «Страна приливов», «Иваново детство» или «До первой крови».


pla 01 pla03 pla 02


Но в Советском Союзе детское кино было. Это были буквально фильмы о детях и для детей, с дидактической задачей научить ребёнка быть ребёнком. Огромный киноконцерн имени Горького занимался производством такого кино. Задача, ставившаяся перед художниками, была своего рода эхом викторианской концепции детства как индивидуального Золотого Века, пребывания в раю невинности и беспечности. Советский классик сказал: «Мы будем петь и смеяться, как дети». И художники задумались: «А как поют и смеются дети?» Их фильмы (и книги, конечно, но книги для детей пишутся и издаются во всём мире, это не уникально) учили детей смеяться и петь правильно, так, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно прожитую жизнь.

Подобная индустрия эстетических фантомов была возможна лишь в услових советского общества, не думавшего о коммерческой выгоде и щедро вбрасывавшего огромные деньги в идеологические проекты разной степени нужности.


Иногда это приводило к потрясающе интересным результатам.

Я всегда любил советское детское кино, старался смотреть как можно больше фильмов подобного жанра, воспринимая их, увы, не с детской, а с эстетической позиции. Это было связано, как я уже не раз упоминал, с моим пристальным интересом к интеллигентам и культуре интеллигентов. Мне, пролетарскому мальчику с самодельным кастетом в кармане, была интересна автодискрипция советских интеллигентов. Естественно, фильмы о первой любви вызывали особенно острый интерес, ибо я хотел знать, как правильно, без ошибок, кадрить девочек из интеллигентных семей. Разумеется, мои надежды были наивны. Те картины и сценарии, которые предлагали фильмы, были абсоютно параллельны реальности, поскольку реальная интеллигентская культура на стопроцентов не совпадала с её образом, презентируемым интеллигентами вовне. Кстати, интересно, что практически во всех этих фильмах разыгрывается сценарий проигрыша.

Некоторое количество очень хороших фильмов о первой любви застряло у меня в голове. Я назову их не в порядке художественного совершенства, а так, как они вспылыли у меня в памяти. Я практически о каждом из этих фильмов писал подробно, а сейчас просто получаю удовольствие от самого перечисления-припоминания. Такой вот подарок самому себе на день рождения.

lina 01 b-e 02 b-e03

1. «Последний день каникул (Девочка и эхо)», Альгимантас Жебрюнас, Литовская киностудия, 1964, в главных ролях Лина Бракните и Валера Зубарев. Это мой любимый фильм до такой степени, что я был буквально влюблён в Лину Бракните. Сознание того, что я и героиня фильм разведены во времени, добавляло горечи в любовь, но не делало её слабее. Жебрюнас очень интересно, почти незаметно деформировал рассказ Нагибина. В новелле, послужившей основой сценария, никакой влюблённости не возникает. Вернее, она появляется, когда уже всё закончилось, постфактум, лишь в воспоминании о встрече. А в фильме любовь рождается буквально на наших глазах. Мальчик начинает «видеть» девочку прямо по ходу сюжета и теряет её именно в тот момент, когда осознаёт, что влюблён. По сути, фильм о ценности и неповторимости каждой минуты жизни и о том, что «потом» никогда и ничего не будет. По «гамбургскому счёту», это не лучший фильм Жебрюнаса. Его «Красавица» намного совершенене, сложнее, неоднозначнее. «Красавица» - шедевр. Но что делать! «Девочку и эхо» я люблю больше.

ya-vas-lyubil vh 01

2. «Я вас любил», Илья Фрез, Киностудия имени Горького, 1967, в главных ролях Виолетта Хуснулова и Витя Перевалов. Поразительно, как много хороших актрис детского возраста были из хореографических училищ. Наверно, в этом есть смысл. Ведь балет, как и актёрское мастерство, требует безупречного владения своим телом и полного контроля над выражением чувств. И этот фильм концентрируется как раз на проблеме внутренней дисциплины. Мальчик (из интеллигентной семьи, но дворовый) влюбляется в девочку с аристократическими амбициями и пытается соответствовать её ожиданиям. Он пробует разные варианты поведения, но проигрывает из-за своей пластичности, из-за способности примениться к самым разным жизненным ситуациям. Девочка со стальным стержнем внутри не терпит конформизма и требует от своего избранника совершенства. Попутно Илья Фрез демонстрирует окончательный уход шестидесятничества из советской жизни, наступление прагматичной эпохи семидесятых. Мальчик всё ещё там, где поют «Возьмёмся за руки, друзья». А девочка уже из новых времён. И она его бросает.

bog 01 b-g 02 bur 01

3. «Мальчик и девочка», Юлий Файт, «Ленфильм», 1966, в главных ролях Наташа Богунова и Коля Бурляев. После этого фильма по сценарию Веры Пановой Файт вылетел из кинематографа и вернулся обратно лишь одиннадцать дет спустя. Я думаю, вы фильм не видели и даже не слышали о нём, но это замечательное кино. Интеллигентный мальчик на каникулах кадрит девочку из простых и, пережив большую любовь на фоне моря, усталый и довольный, возвращается в Москву. Девочка становится матерью-одиночкой и не имеет ни малейшего шанса на контакт с семьёй мальчика. Это попросту разные миры в одном социуме. Тут, в этой картине, прекрасно буквально всё. Нежная, лёгкая, сентиментальная аура летнего романа, плавно переходящая в сарказм по отношению к советской интеллигенции, занявшей в социуме позицию дворянства. Поэзия и проза, мечта и реальность, в которую надо возвращаться из мира мечты. Файт и Панова от души – но тонко, тонко - поиздевались над кумиром интеллигенции, Иваном Буниным, продемонстрировав обратную сторону декораций разнообразных «Антоновских яблок» и «Чистых понедельников». При этом самого мальчика ни Файт ни Панова не осуждают. Он такой, каким его сделали. Стремительный, обаятельный, искренний в каждую минуту. Отчаянно влюблённый, скромый, застенчивый предатель. Эгоист до кончиков ногтей, убеждённый, что мир создан лично для него, и потому великодушный ко всем на свете – пока не затронута территория его личного комфорта. Коля Бурляев гениально сыграл настоящего аристократа духа! Героиня Наташи Богуновой (до этого фильма она играла в «До свиданмия, мальчики», а после – в «Бегущей по волнам») просто не могла не влюбиться в него. Богунова выглядит скромнее на фоне фееричного Бурляева, но она совершенно живая, естественная, без стилизации. Как будто кошечка снялась в роли девочки. Но фильм – увы – практически неизвестен. Даже то, что молодой Губенко прямо в кадре поёт под гитару «Лёд, лёд, Ладогой плывёт» Геннадия Шпаликова, не выносит «Мальчика и девочку» в зону культа.

Продолжение "десятки" следует

Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments