Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Горные подкаблучники: традиции альпийского народа

Оригинал взят у biboroda в Горные подкаблучники: традиции альпийского народа
Оригинал взят у nathoncharova в Горные подкаблучники: традиции альпийского народа

У них никогда не было своего государства — границей их мира служат скалистые Альпы. От чужеземного влияния ладинов защищает языковой барьер, от всего остального — их женщины



Герой
Диего Клара

Журналист, телеведущий. Родился в 1971 году в деревне Мареббе (автономная провинция Больцано — Южный Тироль). В 1985–1990 годах учился на бухгалтера в Коммерческом техническом институте Брунико. С 1991 по 1999 год изучал экономику в Инсбрукском университете Леопольда и Франца, где получил докторскую степень. После окончания университета вернулся в родную деревню. Ведет авторские программы о спорте, туризме и экономике на общественном телевидении Италии. Женат, двое детей. Говорит на ладинском, итальянском, немецком и французском языках.
Коренные жители
Ладины
Ретороманский народ общей численностью около 35 000 человек, проживающий на северо- востоке Италии, преимущественно в провинции Больцано — Южный Тироль (около 20 000 человек), а также в Тренто и Беллуно. Говорят на ладинском языке, возникшем в результате трансформации народной латыни под влиянием ретского (римляне завоевали регион Доломитовых Альп — Рецию — в 15 году до н. э.). Основными занятиями ладинов до сих пор являются скотоводство, земледелие, резьба по дереву и плетение кружев.

Мы маленький народ. Сохранилось всего 18 деревень, раскиданных в Альпах на десятки километров друг от друга. И почти в каждой деревне свой диалект. Я говорю на марео. В долине Альта-Бадия общаются на наречии бадьот, в Валь-ди-Фассе — на фашане. Но все это один язык — ладинский. Несмотря на исторические перипетии, мы по-прежнему говорим, пишем и обучаем детей на нашем языке. И гордимся этим.



Красные жилет и сюртук с отделкой из зеленой парчи, широкополая шляпа, косынка на шее — костюм ладинского мужчины прекрасен во всем

Муссолини пытался уничтожить наш язык, для этого он даже разработал целую государственную программу. В 1927 году нас расселили по трем провинциям вдали друг от друга. Когда тут правили фашисты, не только ладинские топонимы были заменены на итальянские и немецкие, но даже имена были германизированы. Так, традиционное ладинское мужское имя Коста превратилось в немецкого Костнера, Мурада — в Мородера, Раугаудия — в Рунгальдира. Сегодня мы добились того, что нашим деревням и городам вернули их исторические имена.
Своих дочерей я назвал в честь принцесс из нашего древнего эпоса — Луянта и Доласилла. У меня пока всего двое детей, а вот в семье моей мамы было шестеро, в бабушкиной — 15. У ладинов исторически были большие семьи. Чтобы прокормить их, мужчины зимой часто уезжали на заработки в соседние провинции, а летом уходили с коровами высоко в горы. Хозяйство и община держались целиком на женщинах. Именно благодаря женщинам наш народ до сих пор и жив.



Женщины даже на праздник одеваются куда скромнее

Общиной ладинов всегда управляли мужчины, но дома за закрытыми дверями слово женщины — закон. Мое мнение в семье спрашивают в четвертую очередь — после матери, жены и дочерей. Так было и в семье моих родителей: решающее слово за мамой. Мама управляла таверной и пекарней, где кондитером трудился мой отец. Таковы устои в нашей общине.
Замужние ладинки всегда носят на поясе кованый серебряный кошелек, в котором спрятаны символы женской власти — нож и вилка. Одежда замужних дам темная. Украшение — корону из кружева — может позволить себе только маленькая девочка. Ярко и привлекательно у нас одеваются мужчины. Например, в Валь-Гардене мужской национальный костюм — кожаные штаны и яркий фрак с цилиндром. Так и в природе, например у птиц, уточка серая, неприметная, а селезень яркий, нарядный.


Ладины сумели сохранить уютный мир за скалистыми Альпами

В Валь-Гардене есть традиция: если девушка хочет выйти замуж, то осенью она дарит избраннику три груши. В Валь-Бадии похожий обычай, но свое расположение девушка показывает с помощью пасхальных яиц. Если на Пасху молодой человек получит одно яйцо — это значит, что в женихах ему не ходить, два яйца — девушка видит в нем только друга. А вот любимому дарят три яйца. После этого парень может идти к родителям девушки просить ее руки.
Мать невесты готовит фуртаес — пирог из омлетного теста во фритюре. Она ставит пирог охлаждаться в отдельной комнате, а друзья жениха пытаются его выкрасть. Если мать отвлечется и пропустит воришек, то это большой позор для всей семьи. Пирог символизирует, что целомудрие девушки ее строгая мать сохранила до свадьбы.



Наша кухня очень жирная, почти все блюда готовятся в большом количестве масла. Тяжелая работа, холодные зимы требуют много энергии. Основа рациона — хлеб. Если зачерствел, его не выбрасывают: крошат, заливают молоком и готовят кнедлики. В хорошие времена на столе появляются и мясо, и дичь. Каждая хозяйка умеет готовить десятки видов колбас и сосисок.


Чем бы сегодня ни занимались ладины, основу их жизни составляет сельское хозяйство

Мы верим, что в горных реках живут вивены — добрые духи женского пола. Ведь вода, как и женщина, дает жизнь и процветание. Вивены сидят вечерами у берега и полощут белье. Если увидел вивену, пожелай ей добра — и оно вернется к тебе в стократном размере. Но если обидеть вивену, ее гнев обрушится на тебя стремительным горным потоком, и тогда несдобровать даже самому смелому и сильному мужчине.
Наши легенды и сказания существовали только в устном виде, передавались от матери к дочери. В ладинском эпосе главные героини всегда женщины. Именно они принимают решения, правят судьбами народа, даже выходят на поле боя. Во всех сказках и легендах читается главная мысль — равновесие ладинского мира нарушается, как только на ход событий пытается повлиять мужчина.


На горнолыжных курортах Южного Тироля надписи на ладинском можно увидеть так же часто, как на немецком и итальянском

Ладины — мирный народ, мы никогда не воевали против кого-нибудь. Но нас отправляли на фронт во время войн, потому что мы меткие стрелки и знаем окрестные горы как свои пять пальцев. Первая мировая война наложила большой отпечаток на сознание людей, ведь именно ее события привели к тому, что наши земли в 1919 году от Австро-Венгрии отошли итальянцам. Для нас Первая мировая — главное историческое событие. Эту войну мы еще не пережили.


Ни один ладинский фестиваль не обходится без фольклорной музыки

1 и 2 ноября мы отмечаем праздник мертвых, поминаем всех павших. На этот праздник наши женщины готовят казунзей. Это особый вид равиоли квадратной формы или в виде полумесяца с начинкой из шпината (зеленые) или свеклы (красные). Их жарят в масле и оставляют на ночь в миске остывать. Считается, что ночью полакомиться ими приходят умершие родственники. Наутро семья доедает «остатки» и благодарит мертвых за щедрость.
Мы спокойно относимся к смерти. Наши кладбища всегда располагаются в центре деревни, вокруг церкви. Сейчас в деревнях появились дорогие отели, их тоже строят в центре. Туристы удивляются, почему окна самого лучшего номера неизменно выходят на кладбище.


Ладинский карнавал традиционно начинается 17 января. Особенный колорит празднику придают деревянные маски ручной работы

Все главные ладинские праздники — религиозные. До 1905 года ладины не отмечали Рождество. Его нам навязали итальянцы. Наш праздник — День сердца Христова. Мы отмечаем его в первое воскресенье июня. В этот день на всех горных вершинах разводят огонь. Праздник возник во время войны с Наполеоном. Тогда наш народ в молитвах обещал Иисусу, что каждый год будет жечь костры в его честь, если он поможет ладинам пережить войну. С тех пор молодежь ежегодно карабкается на гору, чтобы развести огонь. А семьи с детьми разжигают костер просто на заднем дворе.
В наших традиционных деревнях вилес теперь запрещено возводить новые здания. Мы не хотим, чтобы ладинскую архитектуру стерли с лица земли. Вилес — это несколько парных крестьянских дворов, идеально вписанных в природу. Наши дома похожи на горы — внизу камень, сверху дерево. Первый, каменный, этаж — это сенник, стойла для скота и мастерская, второй строится из бревен, и там живет семья.


В традиционных ладинских поселениях вилес больше не строят новых зданий

Сегодня ладины владеют всеми профессиями, а раньше мы занимались только сельским хозяйством. Вплоть до 60-х годов жили бедно. Да и сейчас фермерством не заработаешь. Когда стал развиваться горнолыжный туризм, ситуация немного улучшилась. Рано утром ты крестьянин, днем — смотритель подъемника. Вечером снова крестьянин — спускаешься с гор обратно в свою деревню, где тебя ждет жена, и идешь доить коров. Как твои дед и отец.
с

Tags: народы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments