Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

«Живые и мертвые», 1964 г.

Оригинал взят у utvamu в «Живые и мертвые», 1964 г.



- Почему не выбрасываются на парашютах?
- А может, у них и парашютов-то нету!




На земле лежал человек, никогда особенно не боявшийся смерти, но сейчас ему было страшно до отчаяния. Он со злобой думал о том, как фашисты будут стоять над ним и радоваться, что он мертвый валяется у их ног. Он был бы рад, если бы фашисты, придя сюда, нашли тело того никому не известного старшего лейтенанта, который четыре года назад сбил свой первый «фоккер» над Мадридом, а не тело генерал-лейтенанта Козырева. Он впервые в жизни проклинал тот день и час, которым раньше гордился, когда после Халхин-Гола его вызвал сам Сталин и, произведя прямо из полковников в генерал-лейтенанты, назначил командовать авиацией целого округа. Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом.

Говорят, человек перед смертью вспоминает всю свою жизнь. Может быть и так. Но он вспоминал перед смертью только войну. Говорят, человек перед смертью думает сразу о многом. Может быть и так. Но он перед смертью думал только об одном - о войне. Он всё-таки сбил сегодня ещё одного фашиста, тридцатого и последнего.

В его душе не было предсмертного ужаса, была лишь тоска, что он уже никогда не узнает, как все будет дальше.







"Живые и мёртвые".

Двухсерийный художественный фильм, снятый в 1964 году по одноимённому роману Константина Симонова режиссёром Александром Столпером. Оператор - Николай Олоновский. Премьера фильма состоялась 22 февраля 1964 года. В 1967 году Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» - фильм «Возмездие».



Александр Столпер снял невероятно жесткую по советским меркам картину. Как и в книге Симонова, в его черно-белой ленте нет места ура-патриотизму и военной романтике. А еще в «Живых и мертвых» нет главных и второстепенных героев. На военных дорогах действует множество персонажей, но каждый из них - от генерала до сотрудника НКВД, от простого милиционера до водителя застрявшей машины - очень важен и играет свою, пусть даже крошечную роль в сюжете.



Эта картина, как сказано в первом кадре, «о сорок первом страшном и героическом годе». В фильме «Живые и мертвые» нет песен, нет музыки. И это не остается незамеченным. В хроникальной манере изложения, в особом внимании к реальным звукам войны (гулу орудий и самолетов, треску пулеметных очередей, взрывам, грохоту, скрежету), к слову, которое приобретает важный смысл - решает судьбу, ломает жизнь, служит напутствием или поддержкой, - и которое может оказаться последним для говорящего, есть последовательно воплощаемая авторская мысль. Два основных звуковых состояния сталкиваются в фильме: шумы боя и тишина передышек. Слух измучен звуковыми перегрузками, ему нужна тишина. В ней выразительнее звучит слово, в ней любое движение человека, любое эмоциональное переживание воспринимается острее, пронзительнее, драматичнее. В спорах, в которых нужно защитить себя от ложных подозрений, в разговорах с близкими во время случайных побывок дома, в криках приказов, в тихих интонациях увещеваний - палитра разнообразных реакций на обстоятельства, требующие от людей собранности и ответственности.



Режиссер стремится воссоздать время в его максимальной подлинности - от общего настроя до деталей. Здесь и неразбериха первых дней войны, и отчаяние, и готовность погибнуть за Родину. Картина о приспособленцах и негодяях, о мужественных и честных людях, для которых предписание - не последний закон. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма.



Июнь 1941 года. Советские войска отступают под натиском фашистов. Главный герой фильма - армейский газетчик Иван Синцов (Кирилл Лавров) из редакции фронтовой газеты попадает на фронт.



Синцов не смог бросить людей в лесу и увёл их в тыл, что стало причиной его конфликта с капитаном Ивановым (Олег Ефремов). Можно понять всю обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж в полку ни за грош на съедение немцам отдали.


- Фамилия? Что, жаловаться хочешь? Зря! На моей фамилии вся Россия держится. Иванов. Запиши. Или так запомнишь?

«На моей фамилии вся Россия держится», - говорит герой Олега Ефремова. Платя смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других война поделила всех без разбора на живых и мёртвых.



Другой герой фильма - комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость». Обречённый на бой в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении…


- Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права.

Судьбы героев переплетаются в кромешном аду переправы, в прорыве окружения. Старший политрук Синцов на четвёртой неделе войны бегает как заяц и не знает, о чём писать. За эти дни он видел столько, сколько не видел за всю жизнь. «Не забуду до смертного часа…», - это слова командира полка Серпилина.



Современному молодому зрителю, возможно, будут непонятны реалии и мысли, сказанные в фильме. Кому-то они могут показаться устаревшими, наивными и банальными. Но они откровенные, вечные и доподлинно живые. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, а раны всё ещё ныли, этот фильм нёс в себе попытку ответа на вопросы.



В «Живых и мёртвых» снялась целая «краснознамённая дивизия» великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова и Ефремова - Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, Олег Табаков в роли старшего лейтенанта, особиста Крутикова.



В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.



Этот фильм нужно смотреть, чтобы сейчас, когда следы войны стираются, мы помнили и не лгали, в первую очередь, самим себе.



Награды:

  • 1964г. - Приз "Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах (Александр Столпер).

  • 1964г. - Диплом отличия на "Фестивале фестивалей" на МКФ в Акапулько (Александр Столпер).

  • 1964г. - Главный приз по разделу художественных фильмов на ВКФ (Александр Столпер).

  • 1964г. - Приз Министерства Обороны СССР на ВКФ (Александр Столпер).

  • 1966г. - Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (Александр Столпер).

  • 1966г. - Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (Анатолий Папанов).


Актеры и роли:






Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments