Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Почему микрорайоны – это ужасно

Оригинал взят у varlamov.ru в Почему микрорайоны – это ужасно



Недавно вышло хорошее интервью декана Высшей школы урбанистики Алексея Новикова, который доступно объяснил, почему спальные районы — это плохо. Речь идёт в основном о Москве, но аргументы легко применимы к любому постсоветскому городу. Привожу ту часть интервью, которая касается как раз микрорайонной застройки:



В чем главная проблема Москвы с точки зрения урбанистики?

Спальные районы. Большую часть города построили в советской идеологии: административный центр, какие-то промышленные зоны и огромный спальный район. Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом. А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.

Еще одна проблема спальных районов — строительный бум, который продолжается, несмотря на кризис. Порождение «голландской болезни»: в страну приходят деньги от продажи энергосырья, и в условиях мелкого рынка ценных бумаг и неустойчивой банковской системы их направляют в актив, который считается надежным. Поскольку спрос на жилье практически не ограничен, девелоперы продают квадратные метры вместо того, чтобы продавать качественную среду.



Жителям спальных районов проще потратить два часа в пробке, добавить себя к этой пробке, но уехать в торговый центр, чтобы удовлетворить свои потребности и развлечься. Это колоссальные потери времени и экологические издержки. Спальные районы — бремя на экономике всей страны, там не может расцвести малый и средний бизнес. Все говорят, что бизнесу мешают коррупция и административные барьеры. Да, действительно, но куда больше — городская планировка.



Спальные районы — более серьезная проблема для бизнеса, чем коррупция?

По масштабу влияния — гораздо, гораздо. Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая.



Можно эту проблему решить?

Нужно наращивать центры деловой активности в спальных районах. Настоящий подарок — старые промышленные зоны, вроде «Серпа и молота» и ЗИЛа, которые могли бы стать центрами занятости для жителей окраин.



Нужно создавать хорды и избавляться от перепробегов — а это четвертая часть всех утренних перемещений. Грубо говоря, люди едут из точки А в точку Б через центр, делают крюк. Представьте, в вагоне метро может быть на четверть людей меньше, если между точками А и Б появится хорда. Она сейчас возникает в виде Московского центрального кольца, но должны быть и другие.

Очень может помочь линейный центр вдоль Москвы-реки, который пока существует только в проекте. Благодаря извилистости реки, центр выйдет в периферийные районы и сможет создать то качество центральности, которое нужно людям.



В чем вы видите преимущества Москвы?

В первую очередь, огромное неиспользованное пространство; из него можно сделать симпатичную перепланировку спальных районов. Правда, никто не знает как. Во-вторых, очень повезло с расположением промышленных зон, с рекой и старой железнодорожной инфраструктурой, которую можно использовать как каркас для общественного транспорта.

Затем, Москва — это сильно социально перемешанная среда. Нет чудовищного гетто, как, например, в Вашингтоне, когда зашел в другой квартал, а там совсем глухо и тяжело. Где-то похуже, где-то получше, но бросающегося в глаза неравенства и, тем более, сегрегации, закрепленной в территории, у нас нет. Это, может быть, единственное, что осталось хорошего от советского времени.



<...>

Как вы относитесь к политике Собянина? Он делает скорее хорошо или скорее плохо?

<...>

Второе, что замечательно, — вытеснение автомобилей из города. Возьмем платную парковку в спальных районах, которая, по сути, никакого отношения к парковке не имеет. Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь. Да, это идет через неудобства и искреннее возмущение, но это самая мягкая мера, которую только можно придумать.



<...>

А этот абсурдный присоединенный кусок — Новая Москва, который оттягивает ресурсы у города совершенно не на то. Я считаю, это самое идиотское решение в мире, и сейчас мы все понимаем, насколько идиотское. Референдума никакого не было, решение приняли скоропалительно — от идеи до ее реализации прошло максимум полгода. Но, постойте, вообще-то такие вещи годами обсуждают: нужно нам это или нет, хотим или не хотим.

Район застраивается безумными квадратными метрами без нормальной социальной инфраструктуры. Предыдущие власти Московской области выдавали в этом месте разрешения на строительство пачками, зная, что там будет Москва и цена домов вырастет.

<...>

Полная версия интервью — на "Снобе", там затрагиваются и другие вопросы.

Страх и ненависть в Петербурге: Западное Мурино
Жуткий Петербург: ЖК "Новая Охта

Дом-хуй


Новые районы Питера. Хотели бы так жить?
Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо
Что делать с Парнасом и подобными жилыми комплексами?

Открытка из ада

Новые районы в Подмосковье. Хотели бы так жить?
Новые районы Китая (китайский Парнас): хотели бы так жить?

Район будущего в Пхеньяне: хотели бы так жить?
Рим: ужасные панельные районы!

Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи
Tags: градостроительство
Subscribe

Posts from This Journal “градостроительство” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments