Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Союз советских волшебников

Оригинал взят у bolivar_s в Союз советских волшебников

Союз советских волшебников


13.01.2017

«Советский иллюзионист Кио напоминает покойного Сталина. И у того, и у другого все время исчезают люди», – шутили в США над Игорем Кио. Конкурент у него в Союзе был один – его брат Эмиль распиливал полуголых красоток вдоль и поперек. Но заложил основы советского «волшебства» их отец, Эмиль Кио-старший. Он добился у ЦК разрешения выступать во фраках и купальниках, а не в косоворотках и русских сарафанах. И фокус удался.

Перед тем как утвердиться в роли иллюзиониста, Эмиль Теодорович Кио с 1917 года выступал в Московском театре миниатюр в роли мага. Выходил к публике в восточном халате и чалме – фокусничал. Подавался нарочито мистически – газеты ругали и называли представления «балаганом». Дебют Кио как иллюзиониста случился позже в Варшаве, в цирке Александра Чинизелли, где он работал администратором: запил факир – обычное дело – Кио его заменил и учуял успех. Поднабравшись опыта, он вернулся в Москву в 1921 году, стал работать в Театре эстрады и задумал создать настоящий иллюзион! И был полностью поглощён этой идеей.

До Кио иллюзионисты в цирке не работали. Круговой обзор арены делал потайную жизнь их номеров слишком доступной взору зрителя. Эмиль Кио-старший стал пионером, но без помощи хорошего режиссёра не обошлось. В 1940-м году с Арнольдом Григорьевичем Арнольдом, у них состоялся такой диалог.
– Дорогой друг, время чалмы и халата миновало.
– Как же я буду выступать?!
– Во фраке.
– Но это невозможно!
– Мало того, «жертвой» твоих фокусов будет комик. Над ним ты будешь проделывать все свои штучки, и публика будет смеяться и благодарить тебя за то, что ты не принимаешь ее за сборище глупцов.

Аппаратуру требовалось всякий раз усложнять, на сцене появились не только лилипуты и клоуны, но и со временем красотки в ярких эротичных костюмах, номера сопровождались музыкой, пёстрыми декорациями и энергичными диалогами. Кио был точен, импозантен, сдержан и очень остроумен.

Работали по следам последних событий. Например, был номер «Домик на окраине Парижа»: рабочий раздавал листовки, его арестовывали и усаживали в клетку. «Ап!» – и зритель видел в клетке с десяток полицейских. В номере «Поджигатель войны» из небольшой головы «дяди Сэма» высыпались пузатые богачи и полуголые дамы в несметном количестве, а в «Ангеле мира» артистку-лилипутку сажали в ящик со словами: «Летим в Корею!» и накрывали покрывалом – после там обнаруживались американские солдаты.

Иллюзион и пропаганда – на таком стыке жанров мистификаторы ещё не работали. Впрочем, советская пропаганда, того не понимая, сама себя разоблачала. Чуть не переборщили в 1948 году, когда боролись с космополитизмом: красоток заставили переодеться в русские тяжёлые сарафаны, а от Кио ЦК потребовал выходить на манеж в косоворотке. За спасением пришлось обратиться к помощнику Ворошилова, тот связался с пропагандистами и убедил их, что фрак – это международный вечерний дипломатический костюм и с буржуазным сюртуком не имеет ничего общего. Только в 50-е политические сюжетики начали уступать место чистому иллюзиону.

«Эмиль Теодорович Кио жил и работал в эпоху, когда биография знаменитого человека не могла быть вполне прозрачной», – писал об отце его младший сын Игорь Кио. – И если во время войны приходилось убедительно настаивать на еврейской половине, то в конце 40-х, когда били, скажем так, космополитов, Кио немало сил приложил, чтобы считаться немцем». Он родился 11 апреля 1894 года, но по семейным преданиям Игорь помнил, что отец вместе со своим другом в юности «нахимичили с паспортами и впоследствии сами не помнили точных дат рождения». На его надгробном камне указан 1900 год, а в списке похороненных на Новодевичьем кладбище – 1894-й. В его биографии также несколько версий разного авторства происхождения псевдонима, не вполне уточнённое количество жён и детей, путаница с дядями, братьями и прочий туман. По части происхождения известно только, что отец был коммивояжером.

Он был пионером советской рекламы. Дрессировщик Михаил Багдасаров вспоминал его объявления: «Сегодня сжигаем 575-ю девушку! У нас их целый вагон!». На афишных тумбах города, который должен был посетить его иллюзион, фамилия артиста проступала постепенно, день за днём: К-И-О, и только потом появлялась сама афиша: пёстрая, с ядрёными слоганами. Газеты ругали такое самодовольство, но Кио понимал, что это лишь усиливает эффект. Он активно гастролировал по всему Союзу с самого старта, а после войны представлял советскую цирковую культуру за границей. Собирал полные залы в Англии, Дании, Венгрии, Польше, Румынии, Египте и Японии.

В 1938 году первая официальная жена и ассистентка Эмиля Кио, осетинская театральная актриса Кошерхан Борукаева родила ему сына – тоже Эмиля. В начале сороковых их брак распался – Кио-старший встретил Евгению Васильевну Гершфильд, и в 1944 году на свет появился второй его сын – Игорь. По поводу Эмиля у отца были довольно ясные планы – тот с детства прекрасно учился в школе, был рассудительным и практичным. Отец хотел, чтобы он получил настоящую профессию, не артистическую. И Эмиль выучился на инженера-градостроителя. В Рязани есть площадь, спроектированная по его дипломной работе. А вот Игорь вышел на сцену в свои пять лет – в 1949 году, в роли лилипута, а с 15 полноценно ассистировал отцу во время выступлений и даже заменял его, когда тот болел. С 1962-го вплоть до смерти отца в 1965-м они выступали втроём. Игорь писал, что шепоток чистокровных циркачей за спиной слыхал неоднократно, дескать, не хватает породных качеств братьям Кио. Братья были разными по духу и темпераменту, большая родственная близость между ними не сложилась. Старший Кио умер, и после этого на арене советского цирка появились два иллюзиониста по фамилии Кио, два разных шоу: вместе братья больше не работали.

У Эмиля было почти готово собственное представление. Номер с распиливанием красавицы Эмиль Кио-младший прочитал по-своему: он распиливал двух. Одна была одета в чёрное, а вторая в белое, после распила и манипуляций с ящиками костюм одной превращался в чёрный верх, белый низ, а у её напарницы – наоборот. В следующей версии этого же номера он пилил снова одну даму, но поперёк. Доработал трюк отца с канатом, который превращался в гимнастический шест, а после того как по нему взбирался и спускался акробат, валился, скручиваясь на пол. К концу карьеры насчитал порядка 15 тысяч представлений, завершающую её часть он отработал в Японии. В 1991 году он возглавил Союз цирковых деятелей России, а в ноябре прошлого года покинул его с крупным скандалом – поссорился с Этгаром Запашным, которого знал ещё мальчишкой. Журналисты писали, что известный дрессировщик чуть ли не съел известного иллюзиониста.На самом деле с ним всё в порядке, Эмиль Кио-младший любит отдыхать в Черногории.

После смерти отца Игорь Кио также унаследовал его программу и продолжил развиваться в жанре шоу-мастера, пожиная и множа успех династии. Однажды на поклоне артистов после номера с распиливанием красотки на арену выскочил мальчишка и развернул к зрителю часть ящика, в которой пряталась его вторая ассистентка – зал хохотал и аплодировал! Игорь Кио стоял сама невозмутимость, словно так было задумано. Позже он решил показывать этот номер – с разоблачением. В одной части ящика прятался клоун Михаил Шуйдин, обутый в женские туфли, а Игорю Кио ассистировал Юрий Никулин. В конце он подходил к ящику, стучал по крышке и говорил: «Миша, выходи!» Везде, где бы они ни выступали, номер имел оглушительный успех. Но казус случился – после его выступления в Лос-Анджелесе американское «Братство волшебников» прислало официальный протест, где говорилось, что «будучи иллюзионистом, Кио не имеет права раскрывать профессиональные секреты».

Женщин Игорь Кио не только пилил, но и сжигал. Из-за этого номера, пользовавшегося колоссальным успехом у зрителя, он имел постоянные неприятности с пожарной инспекцией, где бы ни выступал. В той же Америке разговор, было дело, затянулся уже на три часа – Кио никак не удавалось убедить инспекцию в полной безопасности номера: он показывал чертежи, технику, объяснял систему – всё без толку. И тут вмешался Никулин: «Напрасно вы волнуетесь, сэр. Мы работаем уже в 18-м городе Северной Америки, и только в трех из них были пожары». Шутку инспектор не оценил, и разговор затянулся ещё на два часа. В отчаянии Кио повторял: «Никулин – клоун, его нельзя воспринимать всерьёз!»

Весной 1996 года после выступления в Одессе к нему подошла немолодая дама и обратилась: «Я дико извиняюсь, вы меня, конечно, вряд ли помните. Когда вы были у нас в шестьдесят третьем году, мы с вами попали в одну компанию. Вы там гуляли-выпивали и, мягко говоря, очень активно ко мне приставали. А я, мягко говоря, вам отказала. Так знаете, для чего я зашла? Ехала на трамвае, заметила вашу рекламу – и подумала: почему бы не зайти к нему и не сказать, что я согласна?»

Вспоминая одесситку, он думал о пародийности упущенных шансов, но сам-то старался ничего не упускать. Считал, что от его профессии устать невозможно, но это не значит, что в ней не бывает тесно. В начале 1980-х у него появилось эстрадно-цирковое шоу вместе с Аллой Пугачёвой. Он вообще потянулся к эстраде и телевидению, однако же цирка никогда не бросал – говорил, что это было бы предательством всех Кио.

Самым остроумным комплиментом себе считал комментарий в New York Times: «Советский иллюзионист Кио напоминает покойного Сталина. И у того, и у другого все время исчезают люди». А когда у него в очередной раз спросили, верит ли сам он в чудеса, ответил: «Для меня, например, самое великое чудо – как люди сумели сохранить искреннюю веру во всякую фантасмагорию. Все-таки двадцатый век на дворе!»    http://www.jewish.ru/culture/art/2017/01/news994336903.php

Tags: фокусы, цирк
Subscribe

Posts from This Journal “цирк” Tag

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments