Он сумел прожить календарный век и даже на год больше, попал в Книгу Гиннесса как рекордсмен среди старожилов на сцене, 76 лет не менял театр и гримерку, но так и остался загадкой для зрителей, больше знающих о его ролях, чем о подробностях личной жизни. Для известного актера это еще один выдающийся факт.

Человек из Козлова
«Человек из Ламанчи» на самом деле был родом из Козлова (нынешний Мичуринск Тамбовской области). Родился Владимир Зельдин 28 января (по новому стилю – 10 февраля) 1915 года в музыкальной семье. Отец будущего актера Михаил Евгеньевич Зельдин (1876 –1928) был крещеным в православии выходцем из еврейской семьи, что позволило ему получить образование в Московской консерватории. Мать Анна Николаевна (1884 – 1931), в девичестве Попова, в молодости учительствовала, а в замужестве стала домохозяйкой.

Мечтал о балете
В школу Владимир Зельдин пошел в 1920 году уже в Твери, куда семья переехала к сестре отца из-за Гражданской войны. Через пару лет отец создал там первый симфонический оркестр, которым руководил в течение двух лет до переезда с семьей в Москву.

Аристократический пастух
Окончив в 1935 году учебу, молодой актер остался работать в шефском театре, а спустя три года поменял подмостки на Театр транспорта (теперешний Театр им. Н. В. Гоголя). Начав с массовки и ролей второго плана, в 1940 году Зельдин каким-то чудом попал в поле зрения ассистентки режиссёра Ивана Пырьева, которая после спектакля «Генеральный консул» посоветовала исполнителя роли рядового Гоглидзе на роль грузина Мусаиба в картине «Свинарка и пастух». Соперничать ему пришлось еще с тремя претендентами на главную роль. Определить лучшего режиссер попросил «женсовет»: собрал всех барышень на площадке, от актрис до костюмерши, и выслушал их мнение по поводу кандидатов. Женщины выбрали Владимира Зельдина. В гриме кавказского мачо он был неотразим, но без накладных усов и папахи его после выхода фильма никто не узнавал. Так что Зельдин не сразу проснулся знаменитым.

За долгую жизнь артист снялся не в одном десятке фильмов (55 ролей в кино), сыграв в картинах «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Десять негритят» и др.

Мемориальная гримерка
Все эти 76 лет у легенды была неизменная персональная гримерка, еще при жизни артиста считавшаяся «мемориальной». Она сплошь уставлена статуэтками Дон Кихота (коллекционировал) и мягкими игрушками (подарки). Над фотографией лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова – фото Бориса Николаевича, но не бывшего президента России, а любимого пса, которого тоже уже нет на свете…

Когда на 100-летний юбилей министр обороны РФ Сергей Шойгу подарил виновнику торжества корень женьшеня «для поднятия мужской силы», именинник не смог поднять даже этот сувенир. На сцену чудодейственное снадобье в массивной раме выволакивали трое солдат, а повесить на стену никто не помог: подарок «для поднятия силы» все время падал.

Букетов от зрителей Владимир Зельдин не собирал, а по-джентльменски отдавал их актрисам. А вот пряники от восторженного поклонника, которые приносил в гримерку китаец Володя, 100-летний кумир с удовольствием принимал: после работы можно и сладенького…
Миллионы бессребренника
Когда Владимир Михайлович узнал, что коллеге по сцене отдали донашивать его фрак, возмутился и лично заказал для него костюм у Славы Зайцева. «Он добрый», - говорили о Зельдине знакомые, и актер с этим с улыбкой соглашался. Театру он помог выбить грант, актерам подсоблял с работой и квартирами: если не получить новую, то хотя бы не потерять имевшуюся. Когда «братки» пытались отобрать жилье у матери одного заслуженного артиста, Зельдин ездил хлопотать о коллеге к начальнику милиции.

Но для себя Народный артист СССР просить стеснялся. Полный кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» (дважды награду вручал президент РФ Владимир Путин) жил в 28-метровой двухкомнатной квартире на 14-м этаже высотки 1969 года постройки. Артист, которого коллеги называли «живым динозавром», выходил на сцену не менее 20 раз в месяц. Поэтому главной для него была близость к месту работы, а до родного театра от Никоновского переулка (метро «Новослободская») – рукой подать. Из-за тесноты Зельдин даже отказался принимать в гости президента, которому готовили визит к юбиляру на дом: «Что вы, неудобно, нам даже с женой в этих стенах трудно разминуться». Тогда его поздравили в Кремле. А дом в элитном Серебряном Бору, который после смерти артиста пресса оценила в сотни миллионов рублей, по его собственным словам, Зельдин арендовал у друзей.
Личная жизнь
Не секрет, что до 47 лет артист не спешил создавать семью, что даже породило слухи о его нетрадиционной ориентации. Достоянием гласности была информация лишь о двух женщинах, присутствовавших в жизни актера до встречи с Иветтой Капраловой. Тем не менее, оба кратковременных союза пресса называет гражданскими браками (официально эти отношения не оформлялись).

Поздний брак
С бывшей журналисткой Иветтой Капраловой артист живет в официальном браке с 1964 года. Это его единственная законная жена, а не третья по счету, как пишут таблоиды. Владимир Зельдин всегда приходил на спектакли в ее сопровождении, гордился тем, что супруга «умнее его», и был доволен самим фактом ее присутствия в своей жизни.

В этом браке Иветта Евгеньевна была организатором, а супруг – звездой, нуждавшейся в присмотре. Жена не давала Зельдину расслабляться и хворать: «Никакой отмены спектакля, собирайся и пойдем – тебя ждут зрители!». Так «под конвоем» и доставляла на сцену, стерва эдакая, шутила Иветта Евгеньевна. О муже она говорила как об исключительно порядочном человеке, который никогда ни о ком плохого слова не сказал. А еще ее восхищала его элегантность, корни которой были в любви к спорту и здоровом образе жизни.

С прямой спиной
Даже сломав в 100 лет шейку бедра, Владимир Михайлович стоически перенес операцию под местным обезболиванием и быстро пошел на поправку. «У него всегда была прямая спина», - говорили о Зельдине партнеры по сцене.

Показательно, что именно культуру артист считал щитом для обороны России, потому что верил в силу высокой русской духовности, способной сохранить народ от врагов внешних и внутренних. Лично пережив историю страны от царских времен до нынешних, патриарх отечественной сцены видел и Гражданскую войну, и Великую Отечественную. Выстоять его поколению помогла беззаветная любовь к Родине. Артист ушел с убеждением, что она же поможет и нам…
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!
Читайте также по теме:
Утраты. Обиды и радости Олега Попова
http://slavikap.livejournal.com/18370853.html
Journal information