Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

  • Mood:

Пословицы в поучениях Оптинских старцев

Оригинал взят у marv в Пословицы в поучениях Оптинских старцев

Как доходчиво, лаконично и метко донести свою мысль? Русский народ испокон веков прибегал к простому приему, употребляя в речи пословицы и поговорки. Интересно, что подобным методом пользовались и Оптинские старцы в своих «Душеполезных поучениях».

Душу спасти — не лапоть сплести
Старцев навещали люди разных сословий, достатка и ума. По словам современника, речи Оптинского старца Льва одного утешали в скорби, другого пробуждали от оцепенения. Своей живой речью, отобранными и уместно использованными народными образами преподобный мог одушевить безнадежного, излечить отчаявшегося, а искренне ищущего путь духовной жизни – наставить на этот путь.

Бедность — не порок
Пожалуй, в мирском понимании (особенно сегодня) бедность – это скорее плохо, а достаток и богатство – хорошо. Однако в сознании христианском – наоборот. «Бедность – не порок, — писал Оптинский старец Амвросий, — а главное средство к смирению и спасению». И продолжал: «Довольство и изобилие портит людей». От жиру, по пословице, и животные бесятся.





Иному горе от ума, а иному горе без ума
В жизни христианской умным человеком называется, прежде всего, человек духовный, тот, кто имеет «мудрость змиину». По мнению старца Антония, каждому человеку дается свое горе: кому – от ума, а иному – без ума. Но больше всего горя, как считал преподобный, идет от «многомыслия и самомнения», и поэтому вместо многочасовых размышлений и разговоров с собой, лучше воздать искреннюю молитву Господу: «Не остави мене и не отступи от мене».

Бог не попустит, свинья не съест
Трудно не согласится, что характерной чертой русского человека является упование на судьбу, когда речь идет о православной вере – на сверхчеловеческую силу Бога. «Душеполезные поучения» Оптинских старцев пронизаны пословицами и поговорками, отражающими это мироощущение. «Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет, — писал преподобный старец Амвросий. Или «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу», — это уже слова преподобного старца Антония. А еще в «Поучениях» встречаются и иные не менее мудрые изречения: «Чему быть, того не миновать» и «Судьбы Господни неисповедимы».

Своя воля царя боле
Вряд ли можно говорить, что православие подавляло право человека на свободный выбор. Подтверждает это и подвижническая деятельность преподобных Оптинских старцев. Так, давая советы страждущим, они никогда не требовали непременного их исполнения. Отношение старцев к свободе выбора и к активной жизненной позиции человека демонстрируют и используемые в «Поучениях» пословицы и поговорки, например, преподобный Амвросий любил повторять: «Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи», призывая тем самым отказаться духовных чад от пассивности.

Вольному воля, а спасенному рай
Свобода выбора – красной нитью проходит через все «Душевные поучения». Особенно остро встает вопрос в беседах с сомневающимися в правильности своего решения перед принятием монашеского пострига. «Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала в монастырь?» — пишет преподобный Амвросий. «Впрочем, — добавляет, вольному воля, а спасенному рай».

Без Бога ни до порога
Как писал преподобный Антоний: «Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: без Бога ни до порога. Постоянно держи Иисусову молитву». Так, в максимально доступной для простого человека форме – при помощи пословиц и поговорок – Оптинские старцы преподают православную науку смирения с ее осознанным упованием на Божий промысел.
WebDiscover.ru
Tags: мысли по поводу
Subscribe
promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments