Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Изучаем философию по цитатам шансона

Оригинал взят у davydov_index в Изучаем философию по цитатам шансона
«Храни его на письменном столе» все также лирично звучит в вечерней маршрутке, тот или иной водитель такси сделает погромче любимый блатнячок, а что уж говорить про какую-нибудь пивнуху в спальном районе. Ну, и даже самый отъявленный хипстер наверняка знает припев «Владимирского централа».

Пытаясь как-то осмыслить этот феномен, напрашивается вывод, что на самом деле в шансоне скрыто невероятно много отсылок к разным философским идеям и течениям. Просто никто этого не замечает в силу особенностей жанра, ассоциирующегося только с воровской долей, зоной и дурновкусием.

1

Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно. Что мы и имеем здесь: лирический герой проводит довольно четкое разделение «тело/душа» и сознательно отрекается от тела, существующего в этом мире для низменных целей («отчета ментам»). Также автор этих строк пытается оспорить Ницше, полагавшего, что «тело и есть душа».

2

Ответ эпикуреизма на вопрос о том, как обеспечить счастье каждому человеку, заключался в следующем: наслаждайся, но обдуманно. Другими словами, хорошая жизнь – это благополучие и отсутствие боли и страдания. Крайне редкая мировоззренческая позиция в шансоне, выразить которую мог себе позволить только Михаил Круг.

3


Солипсизм – философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Грубо говоря, мир героя этой песни сузился до пространства его тюремной камеры, а все, что за ней – это уже виртуальное. Крайняя степень не одиночества, но эгоцентризма.

4

Как писал Пауль Целан: «Кто нас вылепит снова из земли и из глины — никто, отпоет наш прах. Никто». Смысла не существует. Ничто не имеет значения. Никакие боги не вмешаются. Именно об этом поет Бутырка, но поет абсолютно бесстрашно и в этих обреченных словах даже чувствуется некий задор. Нигилистический задор перед лицом неизбежного.

5

Эскапизм – побег от опостылевшей реальности. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Герой этой песни Круга стремился куда-то в ту же степь, в собственный рай на земле – Магадан, наследуя таким образом пример древнегреческих философов.

6

Отсутствие структурности. Симулякры Бодрийяра. Книги Ролана Барта. Идеи Жака Деррида. Все это скрывается за простой строчкой Вороваек, в которой суровая тюремная реальность деконструирует обычные спички, превращающиеся в праздничные свечки.

7

Сартр считал, что человек находит и проявляет свою свободу в выборе, но не простом выборе (что поесть или надеть сегодня), а находясь в какой-нибудь экстремальной ситуации, балансируя между жизнью и смертью. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Именно экзистенциальный выбор и абсолютное бесстрашие перед лицом смерти мы и наблюдаем в «босяцких» строчках Ивана Кучина.

8

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки – божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен. Самый главный хит Вороваек был явно записан под впечатлением от Сократа и от того, как спокойно он воспринимал суд над собой и отказался от бегства.

9

Евгений Кемеровский явно был эмпириком, ведь в этой песне проглядывает собственный горький опыт, являющийся единственным источником познания. Певец в некотором смысле отрицает привычную шансоновскую браваду («сколько я зарезал, сколько перерезал») и напоминает всем своим собратьям о горечи утраты, имея в виду какие-то сугубо личностные переживания.

10


Детерминизм – учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений. Как говорится, «suum cuique», каждому свое. Беломорканал поет о смирении перед своей воровской судьбой, и просит всего лишь о некоторой справедливости («берегла судьба лишь бы от гада»). Это перекликается с тем, что писал еще Платон в «Государстве»: «справедивость есть, если кто-либо делает свое и не вмешивается в дела других». Вор – ворует, а затем мотает за это срок; тому, кого обокрали, вернется стократ. Но «посредникам», «шавкам мусорским», нет места в этой цепочке, как нет и оправдания.

11

Вышеизложенное – это «aurea mediocritas», как писал Гораций в своих «Одах», «золотая середина» для любого ровного пацана. Маму нужно любить, мусоров и беспредельщиков – гасить, а вот жизнь проживается для братана, с которым идешь бок о бок. И с которым хоть в ад или в рай, или на земли край – ничего не страшно. Платонизм учит нас, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений – и это на 100% относится к пацанству, которое было, есть и будет всегда.

Автор: Олесь Николенко (с)

Tags: песни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments