Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Как бороться с хамством

Оригинал взят у pitergrad в Как бороться с хамством


    Недавно заходил в банк и воочию наблюдал за двумя седеющими дамами, готовыми вцепиться друг другу в глотку за место в очереди к автомату, который выдаёт номерки. За место в очереди, Карл, к автомату, который выдаёт номерки, Карл!

Они [женщины] кричали на всё отделение, не обращая внимания на скромные подвывания охранника и его попытки угомонить их. Казалось бы, мелочь, 5 минут, но как эта мелочь меняет людей.

Находясь в глубокой задумчивости, я вышел из банка и пошёл в другой, слишком неприятно было находиться в этой атмосфере.


Пока ноги двигались на автомате в пункт назначения, я задумался: "Зачем нужно хамство, что это вообще такое?". Люди преднамеренно стараются задеть собеседника, словами, делом или бездействием, в основном, чтобы поднять свою самооценку.

На самом деле, хамство — это неумение выразить себя. Хамство можно рассматривать как протест раба против своего рабского положения. Раб, который не знает путей своего освобождения (прежде всего морального), становится хамом.

Но что более интересно, хамство процветает в условиях анонимности и отсутствия ответственности. Поэтому так часто можно столкнуться с грубым обращением в Интернете, по телефону или просто среди незнакомых людей — ведь это, как правило, остаётся безнаказанным.

Изучив вопрос, я узнал, что исследователи называют хамство «животным автоматизмом», потому что хамят, в основном, примитивные люди с развитыми животными инстинктами. Люди высокой культуры никогда этого не делают.

Кто же становится хамом чаще всего?


  • Люди с заниженной самооценкой.

  • Люди с низкой эмоциональной компетентностью (то есть, те, кого никогда не учили хорошим манерам и вежливой речи).

  • Люди, находящиеся в условиях анонимности (милиционер в своем кабинете; торговка, занимающаяся незаконным предпринимательством; анонимные участники форумов в Интернете и т. д.).



Одна из первых задач при борьбе с хамством – научиться определять кто, как, почему и зачем вызывает у вас такие эмоции. Как только вы овладеете этим навыком использовать против вас эти манипуляторские приемы станет уже гораздо сложнее, если вообще возможно.
     Если свести всё к «простой арифметике отношений», то хамство есть один из симптомов неумения общаться. А вернее сказать, хамство есть самый неэффективный способ общения, потому что от него, становится на самом деле неприятно всем – и тому кому нахамили, и тому, кто нахамил.
  Наверняка у каждого была такая ситуация, когда ему нахамили, а разумный и адекватный ответ удалось придумать минут эдак через 20 после конфликта. “Надо было ТАК ей сказать”. Эти мысли могут преследовать несколько дней, а то и месяцев и на душе будет тяжёлый осадок. Поэтому помните:


  • Первая установка которую вам следует чётко осознать: хамство – не признак силы, а наоборот, признак слабости. Бояться хама не нужно, хаму нужно отвечать с позиции силы, даже с удовольствием (ага, ну сейчас я тебя раздраконю!), ну или как маскимум – относиться с жалостью, как к увечному зверьку, выбежавшему вдруг вам под ноги из леса.

  • Бывает непросто сладить с хамом с первого раза. Учитесь на своих ошибках. Узнавайте новые способы противостояния хамству.

  • Спокойствие, спокойствие и ещё раз спокойствие, как говорил Карлсон. Вам хамят не потому, что вы такой плохой. Вы как раз  нормальны, а вот хам - нет. И от хама страдаете не только вы, но и другие люди.

  • На всякий случай запомните пару полезных антихамских цитат: «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо». (Сергей Довлатов).  «Хам, хамуга, хамовщина — отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг». (Владимир Даль).

Обычно хамство представляет из себя


  • проявление страха перед вами (как еж выставляет иглы, уходя в оборону),


Данный вид хамства чаще всего проявляется когда Вам завидуют или внутрнее опасаются любой конкуренции с вашей стороны.

Наиболее оптимальной реакцией является снисходительно-жалостливая позиция к хаму. Покажите ему свой сочувствующий взгляд, похлопайте снисходительно по спине и хам не замедлит раскиснуть и предоставит свою психику в ваше распоряжение. Всё что нужно, это дать ему почувствовать себя в безопасности. Позвольте ему, например, в чём-то себя обыграть. Вам это ничего не стоит, а “ёжику” - маленькая радость.

Успокоившись и перестав бояться, ваш оппонент перестанет вам хамить и проецировать на вас свои страхи и может быть поймет, что между вами могут быть отношения, построенные не только на конкуренции, но и на комплиментарности.



  • проявление агрессии с целью пробить вашу психику и заставить что-то сделать,


Или попытка сманипулировать вами, путем неприкрытого психологического давления.
Пример из жизни, а именно из области деловых переговоров. На важные переговоры приходит предприниматель, который с порога заявляет своему визави, главе крупной фирмы: «Знаете, я просто поражен. Прямо на вашу парадную входную дверь нагадила собака! Что это у вас!?» И глава фирмы, вместо того чтобы отреагировать правильно на этот выпад, с самого начала переговоров, оправдывается, тушуется и, в итоге, проводит переговоры на условиях не вполне удачных для своей фирмы. Если бы он знал, как правильно реагировать на подобные хамские выпады, тем более применямые сознательно, то подобного не произошло бы.

Подобная агрессивная манера показного, а точнее показушного (то есть мнимого) превосходства, вообще часто применяется многими руководителями при проведении переговоров в бизнесе: показать, что вы или ваш товар/услуга ничего не стоите и совершенно им неинтересны. Именно так добиваются больших скидок, вселяя в вас неуверенность в себе или в вашем товаре. Если вы сталкиваетесь с разными формами

хамства в бизнесе, тем более не поддавайтесь на провокации, возможно вам элементарно «пудрят мозги», чтобы сбить цену.

В данном случае необходимо научиться немедленно автоматически отстраняться от подобного эмоционального давления. Главное, чтобы этот удар не переводил вашу психику в режим обороны, чтобы вы не начали защищаться и оправдываться, не встали в слабую позицию. Наоборот, необходимо научиться сразу воспринимать хамство как слабость хамящего и отвечать либо разрывом шаблона, либо встречными претензиями, либо просто игнорировать. Причем игнорировать, посмотрев на беднягу с некоторым мимолетным удивлением, как на неизвестно откуда взявшуюся в наших широтах муху це-це.



  • просто сложившийся стереотип,


Ответ на хамство может быть дан подчеркнуто вежливо или в доброжелательно-юмористическом ключе. Будьте доброжелательны и подчеркнуто вежливы – именно от этого хамам часто окончательно сносит крышу. Посмотрите, может быть хам перебесится и перестанет проецировать свои негативные установки на вас, поскольку просто не будет знать, как реагировать на ваше спокойное поведение. В любом случае нельзя вовлекаться в эмоциональное состояние хама и реагировать на него реактивно, а не проактивно, то есть быть ведомым, следовать за его эмоциями. Ну болен человек, это же очевидно, пусть побесится на здоровье. :) Помогите выздоравливающему! Ведь хам ожидает увидеть агрессию в ответ и вдруг... не получает ее. После этого хам входит в транс, из которого выходит либо полностью сменив тон, либо просто трусливо ретируется.


Помните, что одно из лучших средств для борьбы с хамами – это юмор. Поднимите на смех его или ее заявления, доведите их до логического абсурда, или покажите, что вы оценили «удачную шутку». Смех и отношение с юмором – это смертельное оружие, не случайно во все времена смех и фигура простака и весельчака наподобие Ходжи Насреддина вызывала такой страх у глупцов, тиранов и диктаторов.


А теперь конкретней, о том, что делать с хамом.


  • Игнорировать. Просто не обращайте внимание на хама — как будто его нет. Или считайте пуговицы на его пиджаке. На вопрос хама: «Чего уставился?» можно ответить: «Когда мне хамят, я считаю пуговицы, чтобы случайно не убить человека».

  • Требовать дать координаты. Попросите у хама его координаты, фамилию, имя, номер паспорта. Это уменьшит его пыл, потому что анонимность — одно из главных условий хамства.

  • Проявить едкую иронию при сохранении самообладания. Отчеканьте хаму едкую фразу, которая должна иметь жесткую логику и не содержать откровенной грубости.

  • Отвлеките внимание хама. Здесь требуется некий артистизм. Скажите хаму спокойно, что у него развязался шнурок или испачкалось пальто.

  • “Тараканы”. Хороший рабочий прием – относиться к хамам, как к тараканам. Представьте, что перед вами не человек, а просто та-ра-кан. Скажите, вас когда-нибудь интересовало мнение таракана? Так почему вас должно интересовать мнение этого хама? Это ведь тот же таракан, ну разве что большой! Фу, гадость! Просто визуализируйте перед собой образ шевелящего усами прусака — ну на что он способен!? Его же на один тапок хватит. Поверьте, после такого пересмотра, абсолютно всё что вам может сказать такой шевелящий воображаемыми усами собеседник будет вам до лампочки! “Ну, пошурши еще, насекомое”.



Итак, еще раз.

Когда вы начинаете хамить в ответ — это и есть оборонительная, то есть слабая позиция, которой следует избегать. Если же вы, наоборот, воспринимаете хама как подопытного кролика и начинаете с ним экспериментировать, это только поднимет ваше настроение.

Если вы начнете следовать этим правилам, то общение с хамами перестанет вызвать у вас головную боль, а наоборот, может даже начать приносить удовольствие, по той простой причине, что хамы начнут вас элементарно бояться или обходить стороной.


Tags: психология межличностных отношений
Subscribe

Posts from This Journal “психология межличностных отношений” Tag

promo slavikap май 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments